Статья написана в ответ на претензии молодежи
к решению жюри музыкального фестиваля в Кривом Роге осенью 2012 года.
Могу ли я судить о музыке вообще и рок-музыке в частности
Я родился в Кривом Роге. С 10 лет с родителями жил на «Юбилейке», одном из районов города. Моё музыкальное образование: музшкола, класс «гитара». Лет с тринадцати увлёкся музыкой. Слушал тогда в основном ленинградцев: «Алиса», «Кино», «ДДТ». Из западных «Scorpions», «Queen». Слушал и «попсу» - как западную, так и советскую. Нельзя сказать, что заслушивался чем-либо, скорее знакомился. Годам к шестнадцати избрал своим стилем trash metal. К этому времени познакомился с «металистами» 95-го квартала (это не команда КВН, а ныне шоу-группа) и с «рок-отцами» своего района. Возле горисполкома в парке проходили первые сходки неформалов. Тогда же, была совместными усилиями куплена пластинка «масса» (так называли виниловые пластинки) аж за 120 советских рублей (!) группы «Messiah». На этот же период пришлись первые попытки игры на гитаре. Последним событием в моей трэш-жизни был приезд группы «Коррозия металла» в мой город. Но на него так я и не попал, потому что…
в 17 лет я принял крещение. Альбомы рок-групп хранил на бобинах, «массы-пластинки» интересных групп в магазине не продавались и в интернете не скачивались, по этой причине каждый качественно записанный на плёночный носитель - альбом - представлял определенную ценность даже по той причине, что копировался альбом ровно столько, сколько он звучит в реальном времени, и во время копирования могло произойти много непредвиденных ситуаций. После осознания вредности «трэша» пришлось всё стереть, чтобы никто больше не воспользовался и чтобы самому не искушаться. Это было одно из самых трудных потерь того времени. Позже в церкви познакомился с местными музыкантами, играл на гитаре в одиночку и в составе инструментальной группы. Был также хор, участие в вокальных группах и т. д.
Конечно, я многого не знаю, а только говорю о том, что видел.
Мои опыты
Как-то в Кривой Рог приехал один из руководителей церкви, Фридрих Герболсхаймер. Я спросил его «Как определить стиль музыки – хороший он или плохой»? Его ответ был такой: «Музыкальные вкусы меняются в зависимости от изменения духовности».
Позже я не раз вспоминал его ответ и как бы мысленно спорил с ним. И на данный момент я согласен с этим утверждением, но с одной оговоркой: «Вкусы меняются от духовности? Да. Но и музыка меняет дух». К этому выводу я пришел после знакомства с музыкантами и с теми, кто слушает музыку. Среди тех музыкантов с кем я был знаком, были разные люди. Но в целом я заметил некоторые общие черты.
И присутствие этих симптомов тем больше, чем «тяжелее» стиль музыки и, как ни странно, величина преданности музыкальному делу.
Особо хочу отметь музыкантов тяжёлых стилей. В начале моего пребывания в церкви, посмотрел фильм «Колокола ада». Фильм, конечно, мне показался наивным, особенно комично смотрелся Майкл Джексон в роли рокера, но в целом лента говорит правду о жизни рок-музыкантов. Образ рок-н-рольщика, живущего одним днём, в прокуреной комнате заброшеного дома, обставленой грязной посудой и тряпьём, засаленой мебелью и мелкими насекомыми, умирающего в одиночестве, захлебнувшись в своей блевотине, или от «передоза», или «порезанным» за долги, увы – это реальность. Конечно, не обязательно так. Но это ожидаемый, «нормальный» вариант, к которому, по замыслу мира рок-н-ролла, его исполнитель должен прийти.
И я лично был знаком с музыкантами, которые заканчивали именно так. Правда, не все из них были музыкантами. Были и люди, просто увлечённые музыкой (типа «слушать везде и всегда»). Однако же всё это невесело вспоминать. Один мой знакомый попал в «психушку» и навсегда остался инвалидом, другой умер от кровоизлияния в мозг от постоянных запоев и, кстати, именно он был профессиональным музыкантом, третий умер от передоза, причём все они были адвентистами. Может, это произошло с ними по другим причинам? Я говорю о людях, преждевременно закончивших свою жизнь. И я не видел ни одного, так сказать, «ботаника», любителя классической музыки и приличного человека, который бы закончил так же. И мне не хватит времени писать о том, как так получилось, и описать множество подобных случаев, когда всё было почти так же плохо.
Что я думаю как пастор
А посему, когда я думаю о музыке как пастор, то конечно, с одной стороны, понимая, что музыка сильнейший инструмент влияния, и что музыканты нужны, с другой вижу, как трудно войти талантливому музыканту в Царство Небесное.
Как пастор я больше беспокоюсь о судьбе музыканта, нежели о том, какой он музыкант и какой музыкальный стиль предпочитает. Я хочу видеть музыкантов благополучными. Хочу видеть их живущими в опрятных и ухоженных домах, проводящими время с детьми, умеющими обеспечить свою семью всем необходимым и выполнить свои обязательства перед обществом, в котором они живут.
Увлечение музыкой, как и все остальные увлечения, не должно занимать главное место в жизни. По этой причине у музыкантов, слишком увлечённых своим занятием, не складывается ни в личном, ни в материальном плане, ни в многих других. Потому что они нарушают вторую заповедь Декалога, делая свое увлечение идолом, предметом поклонения.
Рок-музыка в церкви
Я не встречал математически чёткого определения рок музыки. По этой причине зачастую роком называют то, что им не является, или наоборот. Например, громкий «ударник» или использование электрогитары - это ещё не рок. И наоборот, отсутствие электрогитары или громкого, или вообще «ударника» как такового, не делает музыку не рок-музыкой.
Что же такое рок? Я определяю рок-музыку чисто субъективно, по своим ощущениям. Поскольку в своё время прослушал множество разных и, на мой взгляд, лучших представителей рок-направлений, а таковых направлений очень много, то я прислушиваюсь к резонансу, который возникает у меня внутри. И это касается не только звука, а и поведения музыкантов. Это выражение лица, позы, жесты. Мое тело помнит, как это было, и начинает входить в резонанс. Это дух, дух восстания. Дух Люцифера.
Когда я вижу музыкальный коллектив, который играет рок в других местах, а на церковных мероприятиях исполняет его мягкий вариант, показывает публике эдакого «покемончика» (карманного монстра), то испытываю двоякое чувство. В этой музыке мне не хватает «драйва», но я понимаю, что драйв эта группа и не покажет, а если и покажет, то в церкви это будет неуместно. «Дух рока» и Дух Христа не совместимы. Далее я смотрю на этих ребят, и мне их жаль, потому что служение рок-н-роллу требует жертвы. И в эту жертву приносятся дух, душа и тело.
Что я предлагаю
Любой музыкант-христианин, в каком бы он стиле ни работал, должен ответить себе на несколько вопросов.
По поводу фестиваля
Ребята, выступавшие с инструментальными номерами, играли в целом очень неплохо. Но увы, я не вижу ниши в нашей церкви, которая предназначена для такого формата. И группы наподобие «Екклесиаст» – это скорее исключение, чем правило. А посему, я думаю, мы должны посмотреть правде в глаза и сказать таким ребятам, чтобы они не огорчались всвязи с такой оценкой жури. В этом никакой драмы. Нужно сделать несколько фото, пару-тройку аудиозаписей своих выступлений и заниматься другими, более важными делами.
«А-а-а-а! Мы же их потеряем!» А вот это уже саааавсем другой вопрос.
Автор: Пастор Валентин Сухин
Источник: Интернет - газета "Путь"
|
|
|
|