Ранее мы уже публиковали материал об этом необычном для баптистов направлении. Теперь представляем иную точку зрения на происходящие события.
М о с к в а – Запахом ладана наполнен зал молитвенного дома широко известной тбилисской баптистской общины "Собор Мира". Во время богослужения у присутствующих задействованы все пять органов чувств: черные одеяния священнослужителей, литургическое песнопение, мерцание свечей, колокольный звон, звуки музыки и осеняющие себя крестом верующие. Также совсем в духе православной традиции “Евангельская баптистская церковь Грузии” (EBCG) имеет свою школу обучения иконописи и семинарию. В дни определенных праздников совершаются паломничества и шествия между церквями различных деноминаций.
Архиепископ EBCG Малхаз Сонгулашвили, 1963 года рождения, обладает широким кругом контактов и связей. Среди гостей на его свадьбе, проходившей в июне 2008 года высоко в горах, присутствовало около 600 православных, католиков, англикан, представителей Армянской Апостольской Церкви, иудеев, мусульман, атеистов и баптистов из 14 стран мира, в том числе весьма высокопоставленные должностные лица церкви. Памятное событие завершилось пиршеством и танцами.
Крошечная EBCGприобрела свое весомое положение на карте Грузии. Константин Габашвили, посол Грузии в Италии, однажды сказал: “что не знает ни одной другой более активной в общественной жизни церкви или конфессии“. С выходом грузинской православной церкви из состава "Всемирного Совета Церквей" и "Конференции Европейских Церквей "в 1997 году крупнейшим партнером всемирного экуменического движения в Грузии стали баптисты. Архиепископ описал два возможных альтернативных варианта – быть в качестве либо «баптистской церкви для баптистов или баптистской церкви для грузин».
Сонгулашвили стремился найти признание со стороны мусульманского населения. Грузинский имам Вагиф отметил в связи с этим: "Я не могу себе представить никакой другой церкви, и никакого другого епископа в мире, который бы так сердечно и уважительно относился к мусульманам". Чеченский имам пообещал: «Если вернусь в Грозный, то построю новую мечеть, так как прежняя была разрушена русскими. И построю здание для баптистской общины, потому что они были единственными, кто поддерживал нас в нашей нужде ". В действительности, это мечта архиепископа, чтобы и христиане, и мусульмане помогали друг другу строить молитвенные дома.
В области взаимоотношений с радикальными православными архиепископ также имеет определенные успехи. В 2005-ом году, после серии погромов, которые продолжались в течение пяти лет, официально отлученный от православной церкви священник, Василий Мкалавишвили, был арестован. В ряду его злодеяний был поджог книжного склада баптистов с находившимися в нем 17000 библиями. Во время судебного заседания по делу Мкалавишвили и нескольких его сторонников архиепископ, приблизившись к ограждению с арестованными в зале суда, принародно простил им их грехи. В качестве компенсации за преступление баптист потребовал от них лишь «бутылку красного вина, чтобы выпить его вместе в знак примирения, после их освобождения". В ответ на прощение раскаявшийся экс-священник отправил в адрес баптистского пастора в качестве подарка икону и торт. После того, как священник был приговорен к шести годам тюремного заключения, архиепископ писал: «Раньше мы молились за арест Мкалавишвили, теперь мы молимся за его освобождение".
Сонгулашвили пытался выйти из тупика в отношениях между евангельскими христианами и православными. Исторически сложилось, что баптисты в Восточной Европе представлялись как нечто второстепенное, вроде пятой колонны Запада, вдохновляемой и спонсируемой им, с целью обращения православных в баптистов. Баптисты часто считают православных христиан лишь номинально верующими, и, напротив, – православные считают баптистов сектантами. Сейчас архиепископ хочет сложить оружие вражды и находить с православными общие моменты в вопросах богословия.
В отношении миссионерского служения представления архиепископа, скорее всего, можно было бы охарактеризовать, как весьма осторожное и деликатное взаимодействие. Он относится критически к оказанию гуманитарной помощи лишь с целью евангелизации. В среде мусульман „ключевым словом общения должно быть «дружба». Мы заявляем о нашей любви и дружбе – все остальное мы предоставляем во власть Господа. Это, наконец, Его дело“. Он подчеркивает важность, прежде всего, собственного покаяния. „Наше понимание обретения Господа как единовременное событие сильно ошибочно – мы должны ежедневно каяться и обретать новое сердце в Боге и Его любви“.
Во время встречи в буддийском монастыре "Pathgate" при Нью-Касл / Англия в ноябре 2011 он призвал участников встречи к тому, „ чтобы они выходили за рамки комфорта и заботились обо всех людях, не только о тех, которые принадлежат определенной религии или определенному народу“. Про отношения к буддистам, он сказал: "Мы стремимся построить дружеские отношения с людьми всех религиозных традиций".
Контекстуализация
Контекстуализация важна для евангельского и экуменического мейнстрима Запада и, Сонгулашвили является выразителем этих надежд. Рейд Трулсон (Reid Trulson) из Пенсильвании, директор международного служения "Американской баптистской церкви" (ABC), недавно написал: "Грузинские баптисты, поняли, что соседи услышат и лучше всего поймут Евангелие, если оно будет трансформировано в соответствии с их местными культурными традициями. Излишние барьеры возникают, если местное богослужение и его приемы воспринимаются как иностранные. Если уж грузины и отворачиваются от церкви, то это не должно случиться в связи с неприятием чуждой культуры, а лишь по причине несогласия с Евангелием».
Теолог ABC Джон Зундквист (John Sundquist) сказал просто: „Я не знаю во всем мире ни одного баптистского союза, который бы интерпретировал контекст своей службы так оригинально и мощно, как это делает Евангельская баптистская церковь Грузии“. Среди прочих отзывов изобилуют такие эпитеты, как - "захватывающе" и „невероятно ободряющее“.
Как сторонники, так и противники считают эту церковь "реформаторско-православной". Тем не менее, было бы неправильно считать EBCG неким придатком грузинской православной церкви. Так же как баптистские церкви в Латвии, Индии и Африке, грузины называют свою церковь - епископская церковь, а не союз. Ее возглавляет архиепископ и три епископа, среди которых одна женщина. Рукоположение женщин и литургический танец - две практики, которыми EBCG четко отличается от православного вероучения.
Сонгулашвили описывает отношение к православной церкви как критическое и солидарное: "Мы критикуем их за коррупцию и содействие религиозному национализму». Очевидно, что EBCG ставит отчетливый акцент на принадлежность к баптистской конфессии и свободу вероисповедания. EBCG резко критикует патриархат за его настаивание на привилегированном положении и за его сопротивление возврату исторически принадлежавшего недвижимого имущества католической, армяно-апостольской и мусульманского общинам. Лидер баптистов объяснил: "Мы стоим на принципах радикальной реформации, но православное наследие, мы не должны забывать". Его церковь "открыла" сокровища православной традиции и воплотила их на практике своего баптистского вероучения. Они практикуют крещение по вере и в богословии желают оставаться на баптистской позиции, но при этом они хотят сохранить грузинскую самобытность и православную культуру.
Архиепископ описывает реакцию православного духовенства как «польщение с одновременным разочарованием». Они польщены тем, что баптисты выступают в роли неких эмиссаров грузинской духовности и культуры на Западе. В то же время они разочарованы тем, что эти баптисты не хотят стать православными. EBCG в любом случае остается основным голосом религиозной толерантности в чрезмерно нетерпимом обществе.
Духовные рубежи
Малхаз Сонгулашвили - привлекательный и харизматичный лидер. Высокообразованный иерарх баптистской церкви, обладающий необычной внешностью, бородой. Он вызывает несомненно больший интерес, чем образ привычного пастора в костюме и галстуке. Хотя с начала временного отсутствия архиепископа в 2008 толпа молодежи поубавилась в Соборе Мира, некоторые наблюдатели ни в коем случае не оставляют надежду видеть их возвращение.
Цифры значительно различаются. Скептики утверждают, что Церковь не имела более чем 2000 взрослых членов, сторонники говорят о четырех-пяти тысячах членов в 60 общинах. Сонгулашвили оценивает все братство числом 17.000 человек, включая детей и прихожан. Он утверждает: «Наша церковь растет медленно, но неуклонно. Все же, увеличение выражается, прежде всего, в углублении веры и в усилении влияния на грузинское общество. Наша церковь прекратила сходить с ума от погони за числами“.
К сожалению, задача примирения в Грузии далека от завершения. Движение EBCG в направлении к евангельским и экуменическим движениям Запада, оторвало их от славянских союзов бывшего СССР. В Грузии, церковь раскололась. В 1997 году порвал с EBCG Леван Ахалмосулишвили, хирург и пастор в Гурджаани. За три года до этого он вместе с Сонгулашвили был рукоположен тогдашним генеральным секретарем «Европейской баптистской федерации" (ЕБФ), Карлом Хайнцом Вальтером (Karl Heinz Walter). До раскола Ахалмосулишвили нес служение в качестве генерального секретаря EBCG. Брайан Вольф (Brian Wolf), миссионер из Флориды и зять Ахалмосулишвили видит причину расхождений, прежде всего, в убеждении своего тестя, что "православные формы всегда будут главенствовать над баптистской теологией". Православные составляют 82% от грузинского общества. Вольф считает, что Сонгулашвили уводит баптистов на опасный, ошибочный путь заблуждения и бесплодной евангелизации ".
В 2004 году Ахалмосулишвили основал другой союз и церковь. „Евангельско-баптистская ассоциация Грузии“, включающая 30 общин с 600-800 членами официально отмечала в Тбилиси свое основание с 25 по 27 октября. Новое грузинское объединение было принято в состав „Евроазиатской федерации союзов евангельских христиан-баптистов“ в качестве своего члена. Финансовое обеспечение нового объединения взяли на себя основанная российско-немецкими эмигрантами миссия "Посланник мира" („Friedensbote“) и организация-выходец из США „Славянское евангельское общество” (SGA). Таким образом, все три организации ступили на территорию, на которой не были представлены.
Профессор Зундквист считает, что разрыв был неизбежным: „Баптисты в Восточной и Средней Европе не обладают необходимой степенью гибкости, которая делала бы возможными взаимоотношения с грузинскими баптистами. Пражский офис EBF, покровитель Сонгулашвили в 90-ые годы, хочет теперь выстраивать отношения с обеими церквами.
В апреле 2011 года из рук Филарета, Предстоятеля Украинской Православной церкви Киевского Патриархата, Сонгулашвили получил наивысшую награду, которую когда-либо за всю историю православная церковь вручала баптисту. Однако эта новая православная церковь живет в разладе с Русской Православной церковью Московского Патриархата. Поэтому это евангельско-православное соглашение может быть признано лишь частично.
В соответствии со своими морально-политическими взглядами Сонгулашвили решительно выступает за демократические выборы и соблюдение прав человека. Экономические и стратегические вопросы остаются вне его внимания. Можно сказать, что он также является отражением политического раскола Европы. Грузия отказалась от союза с Россией в Восточной Европе и предпочитает отношения с Западной Европой, тоже самое и с EBCG. В отношениях с прозападными евангельскими протестантскими и православными организациями его церковь достигла успехов; но остаются натянутыми отношения с русским православием и с прозападными фундаменталистами и консервативными евангельскими церквами на Востоке и Западе.
Эти недостатки Сонгулашвили признает: «Это может быть потому, что с политической точки зрения мы официально менее связаны с восточно-европейскими церквами, чем с другими. Но это не наше намерение». Он добавляет: «Хотелось бы верить, что наступит время, когда баптисты Грузии будут свидетельствовать о своей вере вместе с другими баптистами Восточной Европы. Но это произойдет, когда на авансцену выйдет уже следующее поколение. Мы с нетерпением и волнением ждем наступления этого времени».
Некоторые западные наблюдатели отмечают, что многие реформы ограничены лишь «Собором Мира» в Тбилиси. Один из них пишет: «Важно так же не подходить критически с одной и той же меркой ко всем общинам EBCG. Этот союз разнороден".
С момента своего бракосочетания Малхаз Сонгулашвили большую часть времени живет вне Грузии. Он работает над докторской диссертацией в британском “Oxford Centre for Mission Studies” у баптистского теолога Пауля Фиддеса (Paul Fiddes). Все же в начале 2013 года он планирует окончательно вернуться в Грузию. Грузинскому обществу можно пожелать хорошо подготовиться к новым сюрпризам.
д-р Вильям Йодер
перевод Галины Йодер
|
|
|
|
|