Главная>Новости>Аналитика>Нестандартные баптисты

Нестандартные баптисты

Нестандартные баптисты
Два возможных альтернативных варианта – быть либо «баптистской церкви для баптистов или баптистской церкви для грузин».
11.12.2012

Ранее мы уже публиковали материал об этом необычном для баптистов направлении. Теперь представляем иную точку зрения на происходящие события.

 

 

М о с к в а – Запахом ладана наполнен зал молитвенного дома широко известной тбилисской баптистской общины "Собор Мира". Во время богослужения у присутствующих задействованы все пять органов чувств: черные одеяния священнослужителей, литургическое песнопение, мерцание свечей, колокольный звон, звуки музыки и осеняющие себя крестом верующие. Также совсем в духе православной традиции “Евангельская баптистская церковь Грузии” (EBCG) имеет свою школу обучения иконописи и семинарию. В дни определенных праздников совершаются паломничества и шествия между церквями различных деноминаций.

 

Нестандартные баптистыАрхиепископ EBCG Малхаз Сонгулашвили, 1963 года рождения, обладает широким кругом контактов и связей. Среди гостей на его свадьбе, проходившей в июне 2008 года высоко в горах, присутствовало около 600 православных, католиков, англикан, представителей Армянской Апостольской Церкви, иудеев, мусульман, атеистов и баптистов из 14 стран мира, в том числе весьма высокопоставленные должностные лица церкви. Памятное событие завершилось пиршеством и танцами.

 

Крошечная EBCGприобрела свое весомое положение на карте Грузии. Константин Габашвили, посол Грузии в Италии, однажды сказал: “что не знает ни одной другой более активной в общественной жизни церкви или конфессии“. С выходом грузинской православной церкви из состава "Всемирного Совета Церквей" и "Конференции Европейских Церквей "в 1997 году крупнейшим партнером всемирного экуменического движения в Грузии стали баптисты. Архиепископ описал два возможных альтернативных варианта – быть в качестве либо «баптистской церкви для баптистов или баптистской церкви для грузин».
 

Сонгулашвили стремился найти признание со стороны мусульманского населения. Грузинский имам Вагиф отметил в связи с этим: "Я не могу себе представить никакой другой церкви, и никакого другого епископа в мире, который бы так сердечно и уважительно относился к мусульманам". Чеченский имам пообещал: «Если вернусь в Грозный, то построю новую мечеть, так как прежняя была разрушена русскими. И построю здание для баптистской общины, потому что они были единственными, кто поддерживал нас в нашей нужде ". В действительности, это мечта архиепископа, чтобы и христиане, и мусульмане помогали друг другу строить молитвенные дома.

В области взаимоотношений с радикальными православными архиепископ также имеет определенные успехи. В 2005-ом году, после серии погромов, которые продолжались в течение пяти лет, официально отлученный от православной церкви священник, Василий Мкалавишвили, был арестован. В ряду его злодеяний был поджог книжного склада баптистов с находившимися в нем 17000 библиями. Во время судебного заседания по делу Мкалавишвили и нескольких его сторонников архиепископ, приблизившись к ограждению с арестованными в зале суда, принародно простил им их грехи. В качестве компенсации за преступление баптист потребовал от них лишь «бутылку красного вина, чтобы выпить его вместе в знак примирения, после их освобождения". В ответ на прощение раскаявшийся экс-священник отправил в адрес баптистского пастора в качестве подарка икону и торт. После того, как священник был приговорен к шести годам тюремного заключения, архиепископ писал: «Раньше мы молились за арест Мкалавишвили, теперь мы молимся за его освобождение".


Сонгулашвили пытался выйти из тупика в отношениях между евангельскими христианами и православными. Исторически сложилось, что баптисты в Восточной Европе представлялись как нечто второстепенное, вроде пятой колонны Запада, вдохновляемой и спонсируемой им, с целью обращения православных в баптистов. Баптисты часто считают православных христиан лишь номинально верующими, и, напротив, – православные считают баптистов сектантами. Сейчас архиепископ хочет сложить оружие вражды и находить с православными общие моменты в вопросах богословия.

 

В отношении миссионерского служения представления архиепископа, скорее всего, можно было бы охарактеризовать, как весьма осторожное и деликатное взаимодействие. Он относится критически к оказанию гуманитарной помощи лишь с целью евангелизации. В среде мусульман „ключевым словом общения должно быть «дружба». Мы заявляем о нашей любви и дружбе – все остальное мы предоставляем во власть Господа. Это, наконец, Его дело“. Он подчеркивает важность, прежде всего, собственного покаяния. „Наше понимание обретения Господа как единовременное событие сильно ошибочно – мы должны ежедневно каяться и обретать новое сердце в Боге и Его любви“.

 

Во время встречи в буддийском монастыре "Pathgate" при Нью-Касл / Англия в ноябре 2011 он призвал участников встречи к тому, „ чтобы они выходили за рамки комфорта и заботились обо всех людях, не только о тех, которые принадлежат определенной религии или определенному народу“. Про отношения к буддистам, он сказал: "Мы стремимся построить дружеские отношения с людьми всех религиозных традиций".Нестандартные баптисты
 

Контекстуализация

Контекстуализация важна для евангельского и экуменического мейнстрима Запада и, Сонгулашвили является выразителем этих надежд. Рейд Трулсон (Reid Trulson) из Пенсильвании, директор международного служения "Американской баптистской церкви" (ABC), недавно написал: "Грузинские баптисты, поняли, что соседи услышат и лучше всего поймут Евангелие, если оно будет трансформировано в соответствии с их местными культурными традициями. Излишние барьеры возникают, если местное богослужение и его приемы воспринимаются как иностранные. Если уж грузины и отворачиваются от церкви, то это не должно случиться в связи с неприятием чуждой культуры, а лишь по причине несогласия с Евангелием».

 

Теолог ABC Джон Зундквист (John Sundquist) сказал просто: „Я не знаю во всем мире ни одного баптистского союза, который бы интерпретировал контекст своей службы так оригинально и мощно, как это делает Евангельская баптистская церковь Грузии“. Среди прочих отзывов изобилуют такие эпитеты, как - "захватывающе" и „невероятно ободряющее“.

 

Как сторонники, так и противники считают эту церковь "реформаторско-православной". Тем не менее, было бы неправильно считать EBCG неким придатком грузинской православной церкви. Так же как баптистские церкви в Латвии, Индии и Африке, грузины называют свою церковь - епископская церковь, а не союз. Ее возглавляет архиепископ и три епископа, среди которых одна женщина. Рукоположение женщин и литургический танец - две практики, которыми EBCG четко отличается от православного вероучения.
 

Сонгулашвили описывает отношение к православной церкви как критическое и солидарное: "Мы критикуем их за коррупцию и содействие религиозному национализму». Очевидно, что EBCG ставит отчетливый акцент на принадлежность к баптистской конфессии и свободу вероисповедания. EBCG резко критикует патриархат за его настаивание на привилегированном положении и за его сопротивление возврату исторически принадлежавшего недвижимого имущества католической, армяно-апостольской и мусульманского общинам. Лидер баптистов объяснил: "Мы стоим на принципах радикальной реформации, но православное наследие, мы не должны забывать". Его церковь "открыла" сокровища православной традиции и воплотила их на практике своего баптистского вероучения. Они практикуют крещение по вере и в богословии желают оставаться на баптистской позиции, но при этом они хотят сохранить грузинскую самобытность и православную культуру.

 

Архиепископ описывает реакцию православного духовенства как «польщение с одновременным разочарованием». Они польщены тем, что баптисты выступают в роли неких эмиссаров грузинской духовности и культуры на Западе. В то же время они разочарованы тем, что эти баптисты не хотят стать православными. EBCG в любом случае остается основным голосом религиозной толерантности в чрезмерно нетерпимом обществе.

 

Духовные рубежи

Малхаз Сонгулашвили - привлекательный и харизматичный лидер. Высокообразованный иерарх баптистской церкви, обладающий необычной внешностью, бородой. Он вызывает несомненно больший интерес, чем образ привычного пастора в костюме и галстуке. Хотя с начала временного отсутствия архиепископа в 2008 толпа молодежи поубавилась в Соборе Мира, некоторые наблюдатели ни в коем случае не оставляют надежду видеть их возвращение.

 

Цифры значительно различаются. Скептики утверждают, что Церковь не имела более чем 2000 взрослых членов, сторонники говорят о четырех-пяти тысячах членов в 60 общинах. Сонгулашвили оценивает все братство числом 17.000 человек, включая детей и прихожан. Он утверждает: «Наша церковь растет медленно, но неуклонно. Все же, увеличение выражается, прежде всего, в углублении веры и в усилении влияния на грузинское общество. Наша церковь прекратила сходить с ума от погони за числами“.

 

К сожалению, задача примирения в Грузии далека от завершения. Движение EBCG в направлении к евангельским и экуменическим движениям Запада, оторвало их от славянских союзов бывшего СССР. В Грузии, церковь раскололась. В 1997 году порвал с EBCG Леван Ахалмосулишвили, хирург и пастор в Гурджаани. За три года до этого он вместе с Сонгулашвили был рукоположен тогдашним генеральным секретарем «Европейской баптистской федерации" (ЕБФ), Карлом Хайнцом Вальтером (Karl Heinz Walter). До раскола Ахалмосулишвили нес служение в качестве генерального секретаря EBCG. Брайан Вольф (Brian Wolf), миссионер из Флориды и зять Ахалмосулишвили видит причину расхождений, прежде всего, в убеждении своего тестя, что "православные формы всегда будут главенствовать над баптистской теологией". Православные составляют 82% от грузинского общества. Вольф считает, что Сонгулашвили уводит баптистов на опасный, ошибочный путь заблуждения и бесплодной евангелизации ".
 

В 2004 году Ахалмосулишвили основал другой союз и церковь. „Евангельско-баптистская ассоциация Грузии“, включающая 30 общин с 600-800 членами официально отмечала в Тбилиси свое основание с 25 по 27 октября. Новое грузинское объединение было принято в состав „Евроазиатской федерации союзов евангельских христиан-баптистов“ в качестве своего члена. Финансовое обеспечение нового объединения взяли на себя основанная российско-немецкими эмигрантами миссия "Посланник мира" (Friedensbote“) и организация-выходец из США „Славянское евангельское общество” (SGA). Таким образом, все три организации ступили на территорию, на которой не были представлены.

 

Профессор Зундквист считает, что разрыв был неизбежным: „Баптисты в Восточной и Средней Европе не обладают необходимой степенью гибкости, которая делала бы возможными взаимоотношения с грузинскими баптистами. Пражский офис EBF, покровитель Сонгулашвили в 90-ые годы, хочет теперь выстраивать отношения с обеими церквами.

 

В апреле 2011 года из рук Филарета, Предстоятеля Украинской Православной церкви Киевского Патриархата, Сонгулашвили получил наивысшую награду, которую когда-либо за всю историю православная церковь вручала баптисту. Однако эта новая православная церковь живет в разладе с Русской Православной церковью Московского Патриархата. Поэтому это евангельско-православное соглашение может быть признано лишь частично.

 

В соответствии со своими морально-политическими взглядами Сонгулашвили решительно выступает за демократические выборы и соблюдение прав человека. Экономические и стратегические вопросы остаются вне его внимания. Можно сказать, что он также является отражением политического раскола Европы. Грузия отказалась от союза с Россией в Восточной Европе и предпочитает отношения с Западной Европой, тоже самое и с EBCG. В отношениях с прозападными евангельскими протестантскими и православными организациями его церковь достигла успехов; но остаются натянутыми отношения с русским православием и с прозападными фундаменталистами и консервативными евангельскими церквами на Востоке и Западе.

 

Эти недостатки Сонгулашвили признает: «Это может быть потому, что с политической точки зрения мы официально менее связаны с восточно-европейскими церквами, чем с другими. Но это не наше намерение». Он добавляет: «Хотелось бы верить, что наступит время, когда баптисты Грузии будут свидетельствовать о своей вере вместе с другими баптистами Восточной Европы. Но это произойдет, когда на авансцену выйдет уже следующее поколение. Мы с нетерпением и волнением ждем наступления этого времени».

 

Некоторые западные наблюдатели отмечают, что многие реформы ограничены лишь «Собором Мира» в Тбилиси. Один из них пишет: «Важно так же не подходить критически с одной и той же меркой ко всем общинам EBCG. Этот союз разнороден".
 

С момента своего бракосочетания Малхаз Сонгулашвили большую часть времени живет вне Грузии. Он работает над докторской диссертацией в британском “Oxford Centre for Mission Studies” у баптистского теолога Пауля Фиддеса (Paul Fiddes). Все же в начале 2013 года он планирует окончательно вернуться в Грузию. Грузинскому обществу можно пожелать хорошо подготовиться к новым сюрпризам.

 

д-р Вильям Йодер

перевод Галины Йодер

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
Первая конференция молодёжи ЕХБ Москвы и МО «МЫ ВЕРИМ!»
Первая конференция молодёжи ЕХБ Москвы и Московской области «МЫ ВЕРИМ!» 2023 состоялась 17-19 ноября 2023 года в Московской Центральной церкви ЕХБ. Тема – «МЫ ВЕРИМ в благодать!». Само по себе такое собрание молодых...
Первая конференция молодёжи ЕХБ Москвы и Московской области
С 17-го по 19-е ноября 2023 г. в Москве пройдет Первая конференция молодёжи ЕХБ Москвы и Московской области «МЫ ВЕРИМ!» 2023. В течение трех дней молодежь будет общаться, вдохновляться и получать ответы на свои...
Всероссийская Конференция Служителей РС ЕХБ
Всероссийская Конференция Служителей РС ЕХБ "СОЗИДАНИЕ" ЛИЧНОСТЬ - СЕМЬЯ - ЦЕРКОВЬ - БРАТСТВО "Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых...
118-летие церкви в Новочеркасске
"Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы." (Мф.5:14).
Суд Санкт-Петербурга защитил баптистов
В минувшую пятницу, 21 апреля 2023 года Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял без преувеличения ИСТОРИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ об удовлетворении поданного в 2021 году иска Централизованной Религиозной...
Как стать христианином – Христиане.ру