Главная>Новости>Аналитика>140-летие перевода Библии и 200-летие Евангельского христианства

140-летие перевода Библии и 200-летие Евангельского христианства

140-летие перевода Библии и 200-летие Евангельского христианства
Текст: Павел Орехов, епископ Евангельской Христианской Церкви
04.02.2016

В 2016 году в российском обществе празднуется знаменательная годовщина - 140-летие канонического перевода Книг Священного Писания (Библии) на русский язык.

В Москве и других городах России намечено проведение мероприятий для привлечения внимания общества к этому,  на первый взгляд мало значимому для современного человека, но, поистине, жизнеобразующему событию. В чем же секрет такого влияния на общество Слова Божьего, доступного для изучения на понятном языке? "Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей" - сказал в свое время царь израильский, Давид. Изучая историю этого великого божьего человека, от юноши-пастушка до великого царя, мы обнаруживаем одну закономерность каким бы негативным и плачевным ни было состояние человека в момент приобщения к Богу через познание Его воли, всегда отыщется удивительная возможность обрести будущность и надежду. Следование тому, чему учит Бог неизменно оздоравливает человека, семью, общество и приводит на путь правды.

Удивительно, но 2016 год - год не только празднования 140-летия канонического перевода Библии на русский язык! Оказывается в этом году отмечается 200-летие еще одного важного события, которое явилось предтечей и основанием для канонического перевода. И не только для него, но и для развития всего российского евангельского движения. Подробнее об этом и об исторических связях тех далеких времен с реалиями наших дней и пойдет речь в этой заметке.
В это невозможно поверить, но, сохраняя духовную апостольскую преемственность Церкви Христовой, евангельское христианство, как конфессия, сформировалось на историческом пространстве России и не привнесено извне западной или восточной культурой. Чтобы убедиться в этом, давайте, прежде, разберемся с самим термином - «евангельские христиане». Простым языком можно сказать, что евангельский христианин - это человек, строящий свою веру и убеждения на изучении Святого Евангелия Господа нашего Иисуса Христа и всем Священном Писании. Данный термин является обобщающим и веросоединительным для многих современных христианских конфессий, в то же время предоставляя каждой из них свободу в традиции церковного и богослужебного устройства. История российского евангельского движения берет свое начало с того момента, когда в феврале 1816 года Император Александр I повелел осуществить перевод Нового Завета на русский язык. Так писал в 1916 году, к столетию этого знаменательного события, профессор И. Е. Евсеев: "Высочайшим указом 28 февраля 1816 г. дело перевода Библии на русский язык поручено было Святейшему Синоду. Святейший Синод возложил обязанность осуществить перевод на Комиссию духовных училищ, а Комиссия в свою очередь передоверила своё право, или, вернее, переложила свои обязанности на библейское общество, и таким образом высшая церковная власть отклонила от себя непосредственное наблюдение, заботы и ответственность за это дело. Общество непосредственное осуществление перевода возложило на ректора нашей духовной академии архимандрита Филарета. Комиссией духовных училищ выработана была для руководства при переводе особая инструкция, составленная, вероятно, главным вдохновителем этого дела — Филаретом; в этой инструкции определялся порядок перевода, отношение его к оригиналу — греческому тексту в Новом Завете и еврейскому в ветхозаветных книгах, достоинство стиля (чистый книжный язык) и порядок проверки перевода в Библейском обществе чрез особый комитет из духовных особ — членов общества. Перевод был начат с Евангелия.Непосредственный труд перевода разделён был так. Евангелие от Матфея переводил [10]священник Г. П. Павский, Евангелие от Марка — ректор здешней семинарии архимандрит Поликарп, Евангелие от Луки — бывший бакалавр здешней академии архимандрит Моисей и Евангелие от Иоанна — ректор академии архимандрит Филарет. Перевод Евангелия был исполнен и проверен в комитете библейского общества в 1816 и 1817 г.г. Таким же порядком к 1822 г. были переведены Деяния и Послания Апостольские и вообще весь Новый Завет, к великой радости русского общества, как о том официально доносили с мест обер-прокурору Святейшего Синода епархиальные архиереи. По общему признанию того времени, наша академия, под руководством и по почину Библейского Общества, выполнила тогда, на заре своей жизни, великое церковное и просветительное дело." [И. Е. Евсеев. Столетняя годовщина русского перевода Библии. — Петроград: Синодальная типография, 1916]. На основании этих переводов впоследствии был создан Синодальный перевод Библии, используемый и поныне представителями большинства русскоязычных христианских конфессий.

Попав на благодатную христианскую почву Российской Империи, евангельское движение стало стремительно распространяться до самых дальних ее пределов. Так, первые упоминания о евангельских христианах, появившиеся на территории нынешней Бурятии, связаны с миссией Лондонского библейского общества (1819-1841 гг), когда по приглашению императора Александра I приехали несколько семей из Шотландии для перевода Библии на старо-монгольский язык. Они образовали школы в селах Селенгинск и Кодунский стан. Там же были построены типографии и печатались Библии, словари, другая богослужебная литература. После закрытия миссии остались общины под руководством местных пасторов. Деятельность их малоизученна и находится в стадии изучения.

Просвещение Евангелием коснулось не только религиозной сферы российского общества, но и повлияло на многие социально-экономические процессы в нем. В течение всего одного столетия Россия совершила мощный рывок от страны с отсталым феодальным строем к державе с третьей экономикой в мире и буржуазно-демократическим устройством общества.

Уже в 70-х годах XIX века В. А. Пашков (1831–1902), отставной полковник, общественный деятель и владелец тринадцати имений, был главой евангельского движения в Санкт-Петербурге. Как писал о нем В. Г. Чертков, близкий друг Л. Н. Толстого, Пашков «просто, приняв… евангелическое понимание христианского учения, старался распространять его проповедью». В. А. Пашков проводил в своих дворцах, лишь немного уступавшим по размерам и роскоши царским, «салонные собрания», на которые собирались по от 700 до 1500 человек из аристократии и низов Санкт-Петербурга, представители многих национальностей и конфессий. На базе своих домов и поместий в России он создал кружки по изучению Слова Божьего для детей и подростков из низшего сословия.

Пашков пользовался уважением от всех знающих его и искал нравственного и религиозного преобразования России. Он последовал модели Лютера в XVI веке, графа Николая Цинцендорфа и Джона Весли в XVIII веке и других лидеров Пробуждения, которые желали, чтобы их паства оставалась частью установленных церквей. Анатоль Лерой Болье согласен с этим, описывая «пашковцев» как «живое доказательство великой терпимости».

Массовое распространение церквей евангельских христиан в России началось в период с 1907 года, когда под руководством И.С. Проханова — ученика В. А. Пашкова, был основан Всероссийский Союз Церквей Евангельских Христиан. Съезды и учредительные конференции проходили во многих городах и иных населённых пунктах России, в том числе в Москве, Санкт - Петербурге, Орле, Туле, Красноярске.

В результате массовых гонений на верующих, последовавших после принятия положения «О религиозных организациях» в 1929 г., церкви Всероссийского Союза Церквей Евангельских Христиан перешли на нелегальную деятельность. В СССР начались преследования и репрессии на верующих. В 1935 году И.С. Проханов провел XI съезд Союза и был выслан из России в дружественную тогда Германию, где почил. Во время коллективизации на базе движения евангельских христиан «прохановцев» было образовано еще одно духовное движение – евангельские христиане-баптисты. Немногим позже, в 1944 г., был создан единый союз евангельских христиан, баптистов, методистов и пятидесятиков. Во время позднего социализма все эти движения разъединились и были образованы автономные конфессиональные союзы. После распада Советского Союза евангельское движение снова стало выполнять соединительную функцию для многих христианских конфессий России и стран зарубежья, строящих веру на Святом Евангелии Господа Иисуса Христа.

После вступления в действие закона РСФСР «О свободе вероисповедания» от 25 октября 1990 г. многие церкви евангельских христиан зарегистрировали свою деятельность. В настоящее время в российской религиозной среде сформировались несколько основных евангельских христианских союзов, среди которых такие как: РОСХВЕ, РЦХВЕ, ВСЕХ, РСЕХБ и другие. Евангельские верующие занимают активную гражданскую позицию в улучшении социальной и экономической ситуации в стране как личным участием, так и через общественные объединения. А это вселяет во всех нас здоровый оптимизм, что общество, в котором открыто звучит Слово Божье имеет будущность и надежду!

 

 

Похожие статьи
Евангельские христиане в годы блокады
Автор: зам. начальствующего епископа РОСХВЕ поСЗФО, епископДмитрийШатров 27 января 2019 года - 75 годовщина снятия блокады Ленинграда. К началу Великой отечественной войны евангельские общины Ленинграда были практически...
"200-летний опыт социального и волонтерского служения российского Евангельского Движения".
"200-летний опыт социального и волонтерского служения российского Евангельского Движения". Доклад епископа религиозной организации евангельских христиан "Евангельская Христианская Церковь", Павла Орехова прочитанный на Консультативном...
Единое богослужение евангельских церквей Москвы 2017 год
Вот уже пятый год подряд евангельские верующие Москвы собираются на единое богослужение. Но этот год особенный – год 500-летия Реформации. 29 октября в Кафедральном соборе свв Петра и Павла более 1300 прихожан различных...
Евангельские христиане о Холокосте
В минувший понедельник, 23 октября в Центральном доме литератора научно-просветительский центр холокост отметил свой 25-летний юбилей. На торжественный вечер собрались друзья центра, представители посольств, правительства...
IX Съезд Евангельских Церквей Приморского края
С 20 по 24 октября 2017 г во Владивостоке состоялся IX Съезд Евангельских Церквей Приморского края приуроченный к юбилейным празднованиям 500-летия Реформации. Участников и гостей IX Съезда, которыми явились представители...
Как стать христианином – Христиане.ру