"200-летний опыт социального и волонтерского служения российского Евангельского Движения".
Доклад епископа религиозной организации евангельских христиан "Евангельская Христианская Церковь", Павла Орехова прочитанный на Консультативном совете в Общественной палате РФ 27.02.18 г.
Мы приветствуем принятые в 2018 г. законодательные инициативы, направленные на облегчение участия религиозных организаций в социальной и волонтерской деятельности в России, т.к. эти виды деятельности являются одними из приоритетных направлений служения российского Евангельского Движения, в которое входят как представители христианских евангельских конфессий, так и их единомышленники - участники научных, политических, культурных и деловых кругов общества.
Во все времена, в которые власть в нашей стране относилась к Евангельским Христианам как легитимным участникам общественного устройства, дела милосердия последних служили на благо всех жителей, вне зависимости от их вероисповедания или социального статуса.
Уже 200 лет в нашей стране, с момента открытия в 1813 г. Библейского Общества и начала им перевода Библии на языки основных народов России, для каждого из числа этих народов имеется возможность открыто исполнять заповедь Евангелия о безвозмездном и бескорыстном служении нуждающимся.
Так, в начале XIX века хоринские буряты на окраине тогдашней Российской Империи получили возможность обучаться на родном языке грамоте и Слову Божьему у евангельских подвижников-просветителей, трудившихся в Забайкалье и Закавказье по официальному приглашению Императора Александра I.
Многие из них стали (а их потомки и по сей день остаются) культурной и деловой элитой регионов, внося реальный вклад в развитие общества. Во второй половине XIX века представители Петербургской аристократии евангельских христиан – княгини Черткова, Гагарина и Ливен, лейб-гвардии полковник князь Василий Пашков и граф Алексей Бобринский, барон Модест Корф оказывали социальную поддержку бедным студентам, обучали грамоте и Слову Божьему детей рабочих и крестьян, дав многим из них «путевку в жизнь». Во время Первой Мировой Войны лидер российского Евангельского Движения того времени Иван Проханов и его соратники организовали госпиталь для раненых, а в голодные годы гражданской войны выращивали в трудовых общинах евангельских христиан сельхозпродукцию и раздавали значительную ее часть остро нуждающимся людям, сохраняя жизни тем, кто, позже, стал защитником жителей страны от нацистской чумы.
Даже в годы советских репрессий российское Евангельское Движение находило возможности для социального служения и волонтерской деятельности, потому что иначе не могло быть с верующими во Христа людьми. У всех нас на виду дела милосердия и социализации людей из групп риска в постперестроечный и современный период, осуществляемые Евангельскими Христианами России. Таким образом можно сказать, что волонтерское служение российского Евангельского Движения всегда являлось частью системы «социальных лифтов», решая проблему «лишних людей» в обществе и создавая для них условия выживания - рабочие места, новые смыслы и формы жизнедеятельности.
Но, наряду с этими позитивными фактами, нельзя не отметить, что в последние годы в российском законодательстве (в том числе и в части последних изменений) присутствуют не проработанные механизмы поддержки волонтерства и социальной поддержки, осуществляемых негосударственными институтами. В свою очередь такой подход мешает членам российского Евангельского Движения чувствовать себя защищенными от административно-бюрократических барьеров на местах.
Сегодня уже наметился тренд на закрытие негосударственных центров социального и волонтерского служения и их переход в «серую» зону. А это, в свою очередь, является препятствием для участия некоммерческих организаций, к которым относятся религиозные объединения, в решении современной проблемы «лишних людей», к которым помимо «групп риска» можно отнести и одиноких пенсионеров, и семьи с низкими доходами, и инвалидов, и, даже, некоторые группы подростков и студентов, еще не нашедших своего места в жизни.
В силу этих причин, существует острая необходимость доработки действующих законодательных механизмов и создания ясных условий (исключающих двойное толкование) для определения места религиозных объединений в социальной и волонтерской деятельности в России. Так как религиозные объединения по своей сути являются волонтерскими институтами, они не имеют возможности соответствовать всем требованиям законов, подзаконных актов и методических рекомендаций для получения статуса «общественно значимых» некоммерческих организаций или для получения федеральных/региональных грантов на осуществление благотворительных программ.
Поэтому считаем важным выступить с инициативой о создании государственных структур по поддержке социальной и волонтерской деятельности религиозных объединений по типу созданных не так давно структур по поддержке малого бизнеса и предпринимательства. На их базе оказывать на местах содействие субъектам социальной и волонтерской деятельности – религиозным организациям – в подготовке исчерпывающего объема документации для получения целевых грантов и субсидий, а так же составления и сдачи отчетной документации.
Так же стоит предусмотреть в нормативных актах выделение субсидий и грантов социальным консорциумам, состоящим из крупной общественной структуры (например, ОНФ) осуществляющей документооборот и мониторинг выполнения общественно-значимого проекта и религиозной организации, осуществляющей основную часть социальной и волонтерской деятельности.
Подобные формы предпринимательской кооперации успешно применяются в настоящее время для участия субъектов малого бизнеса в тендерах гос.закупок. Внедрение подобных механизмов в сфере социальной и волонтерской деятельности религиозных организаций могли бы, на начальном этапе, стать мощным стимулом для поднятия привлекательности общественно-государственного партнерства для получения адресной и эффективной помощи особо в ней нуждающимся
|
|
|
|
|