Главная>Новости>Аналитика>Два реформатора
эксклюзив

Два реформатора

Два реформатора
«ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В.А.ПАШКОВА И И.С.ПРОХАНОВА НА РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ЕВАНГЕЛЬСКОГО ДВИЖЕНИЯ В XIX-XXI В.В.»
23.04.2017

В замечательный год 500-летия европейской Реформации и год выбора российского общества пути развития государственно-межконфессиональных отношений (как это стало очевидным по жирной кляксе вместо запятой под законодательными поправками Озерова/Яровой в виде судебного запрещения деятельности «Свидетелей Иеговы»), мы невольно задумываемся о том, какое же существует место у русского евангельского движения в историческом наследии 1/6 части суши и окружающих ее земель.

Наряду с этим встает вопрос: какое будущее ожидает наше общество и его неотъемлемую часть - евангельских христиан?


Конечно, мы радуемся вместе с нашими европейскими братьями-протестантами за духовный труд таких средневековых реформаторов, как Лютер, Цвингли, Кальвин и др. Но, невольно, в сердце российских христиан возникает неловкость в праздновании Реформации именно в контексте европейского наследия.

Какое именно к нам оно имеет отношение? Есть ли у нас, россиян, на расстоянии "вытянутой руки" нашей веры те мужи Божьи, которых Господь воздвигал для Своего влияния на российское общество? Которые жили в тех же условиях (ну или почти в тех) в которых мы находимся сегодня? Сталкивались с теми же пороками общества: коррупцией, сословонстью, религиозным "превосходством", но, не обращая внимания на них, несли свет евангельского просвещения и знатным и простым людям, сея в них зерно будущности и надежды.
История служения двух русских реформаторов второй половины XIX начала XX веков, Василия Александровича Пашкова и Ивана Степановича Проханова, во-многом, может приоткрыть нам покрывало поставленных выше вопросов.

В двух трудах «Философия служения полковника Пашкова» Шерила Коррадо и «В котле России» И.С. Проханова можно увидеть, как менялась самоидентификация российских евангельских христиан в этот период, как строились межхристианские и государственно-конфессиональные отношения на протяжении «слома» эпох в стране.
В своем обзоре я постараюсь кратко изложить основные аспекты социального и исторического влияния общественно-просветительской деятельности В.А.Пашкова и И.С.Проханова на развитие российского евангельского движения в XIX-XXI в.в. 
***

Василий Александрович Пашков

В 70-х годах XIX века В.А.Пашков, отставной полковник гвардии, общественный деятель и владелец тринадцати имений, был главой евангельского движения в Санкт-Петербурге. Как писал о нем В. Г. Чертков, близкий друг Л. Н. Толстого, Пашков «просто, приняв… евангелическое понимание христианского учения, старался распространять его проповедью» («Философия служения полковника Пашкова». Шерил Коррадо. с.1. Библия для всех; Санкт-Петербург; 2005.) Суть служения Пашкова отражена в одной фразе: «Да соберет же Господь нас вокруг Себя с тем, чтобы научить нас сохранять единство духа в союзе мира».
Так же, как и во времена европейской Реформации, выбор Бога пал на человека из правящей элиты, через которого Евангелие было услышано теперь и на самом высоком уровне российского общества. В число тех, кто принял в свое сердце Слово Божие были люди высшего сословия: от графинь до министра правительства.
В.А.Пашков проводил в своих дворцах, лишь немного уступавшим по размерам и роскоши царским, «салонные собрания», на которые собирались от 700 до 1500 человек из аристократии и низов Санкт-Петербурга, представители многих национальностей и конфессий. На базе своих домов и поместий в России он создал кружки по изучению Слова Божьего для детей и подростков освободившихся от крепостничества крестьян и рабочих. 
Пашков пользовался уважением от всех знающих его и искал нравственного и религиозного преобразования России. Своей широкой, социально-просветительской деятельностью полковник Пашков, несомненно, показывал путь построения межсословного диалога, между аристократией и бывшими крепостными. Диалога, основанного на евангельских ценностях. 
Можно так сказать, что религиозная традиция основоположника российского евангельского движения, полковника В.А.Пашкова, служила, в свою очередь, инструментом урегулирования межклассовых конфликтов в обществе России второй половины XIX века, вызванных резким сломом многовекового феодально-крепостнического строя в стране. И знает только Бог, развилась бы в революционную реакцию действительность нашей страны, если бы обер-прокурор К.П.Победоносцев не проявил чрезмерного рвения по угашению евангельского движения и выдворению В.А.Пашкова из России.
Впервые на таком высоком уровне было продемонстрировано совершенно новое осмысление служения евангельской церкви – максимальной социальной ответственности перед обществом. 
К основным направлениям служения В.А.Пашкова можно отнести следующие:

Межсословное благовестие.
Через служение «межсословного благовестия» В.И.Пашкова Бог указывает на эффективный способ примирения и диалога между «высшими» и «низшими» сословиями России.

Первая попытка объединения евангельского движения в России.
Первое объединительное служение для разных евангельских течений в России. Съезд независимых евангельских движений 1884 г.
Поиск диалога между представителями религиозных течений на основе не того, что разделяет, а того, что соединяет: Благая Весть, молитва, Причастие (Хлебопреломление). 
Новое осмысление роли женщин в церковном служении в Свете Евангелия.

Социальное служение.
Помощь заключенным.
Издательская деятельность.
Создание рабочих мест для женщин.
Открытие дешевых столовых для студентов и рабочих.

Международные контакты и связи.
Налаживание диалога со всемирным евангельским движением для перенятия позитивного опыта европейского протестантизма и передачи коллегам опыта самобытного евангельского движения России через лорда Редстока.
***

Иван Степанович Проханов

Проханов успешно продолжил дело Пашкова по проповеди Евангелия для всех слоев российского общества, уравнивания евангельских верующих в правах с остальными религиями и выводу евангельских христиан из разряда «маргиналов» в целеустремленную часть российского общества с активной гражданской позицией. В тексте "Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла" имеется следующее историческое упоминание: "В августе 1917 г. в выступлении на гос. совещании в Москве он [Проханов] отметил, что одними из непременных условий оздоровления нации являются отделение Церкви от гос-ва ... и уравнивание перед законом всех религий, церквей и вероисповеданий." («Православная энциклопедия» под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 2008 г. Том XVII. с. 40-44.)
Важнейшим трудом Проханова явился пример успешного развития социального партнерства трудовых евангельских общин на фоне проблем с доступностью продуктов питания, вызванных последствиями кровавой классовой борьбы и коллективизацией. В 1924 году, в газете «Правда» появилась статья со ссылкой на публикацию одного из руководителей советского правительства, В.Д.Бонч-Бруевичa, в которой он называл евангельских христиан «примерными тружениками», формирующими экономический авангард в деревне. Он подчеркивал, что не использовать огромный потенциал «свободных братских общин с коллективным производством, с общественной кассой, с равным распределением продуктов между всеми своими сочленами» (Бонч-Бруевич. Предисловие к: Чемреки, 167) в экономическом развитии России будет просто преступным.
Даже такой спорный пример деятельности позднего Проханова, как город Евангельск, можно рассматривать с точки зрения положительного примера самоорганизации определенной группы населения в кризисный для страны период и попытки создания безопасного поселения для единоверцев. 
Несмотря на такой высокий уровень гражданской ответственности российского реформатора он имел очень чуткое и трепетное к Духу Святому сердце. Проханов впервые записал и массово выпустил сборник духовных песнопений, которые на протяжении многих десятилетий соединяли на богослужениях верующих различных евангельских общин, а некоторые из этих гимнов поют и сегодня, переложив их уже на современные мотивы.
Реформаторскую деятельность Проханова, все ее вероисповеднические, организационные и политические аспекты можно отождествить с его собственной цитатой: «Все мои гимны выражали победную веру Евангелия.»(«В котле России». Проханов И.С. Чикаго: Всемирный Союз Евангельских христиан. с. 143)
К основным направлениям служения И.С.Проханова можно отнести следующие:

Усилия по сближению позиций евангельских христиан и баптистов.
Русский евангельский союз - ВСЕХ.
Роль образования в развитии евангельского сообщества.
Развитие молодежного служения.
Съезд ЕХ 1909 г.

Первый в истории России государственно-межконфессиональный диалог.
Деятельность по подготовке Законов о свободе совести 1905-1906 гг.
Создание партии «Воскресение», стоявшей на принципах христианского социализма в 1917 г.
Выступление на Госсовете в 1917 г.

Социальное служение.
Идея о духовной реформации русского народа.
Издательская деятельность.
Фонд «Милосердный самарянин». Создание лазаретов, помощь семьям погибших и распространение Евангелия во время I-ой мировой войны.

Трудовые общины евангельских христиан.
Пример развития кооперации верующих и высокого уровня трудовой этики христиан.

Международные контакты и связи.
Вхождение ВСЕХ во Всемирный конгресс баптистов.
Сотрудничество со Всемирным Евангельским Альянсом.
***

Социальный срез евангельского движения в России второй половины XIX — первой трети XX в.в. показывает, что деятельность Пашкова/Проханова послужила мощным толчком для становления и развития в России евангельского движения. Общины верующих получили уникальную возможность для беспрепятственной реализации своего социального потенциала в российском обществе. В то же время различные сословные и социальные слои общества получили доступ для проповеди живого Слова Божьего и явлению «веры из дел». Пашков заложил фундамент таких взаимоотношений, Проханов успешно их развивал. 

Являются ли эти два реформатора основоположниками новой христианской конфессии — евангельских христиан, — возникшей на территории России и, исключительно, благодаря особым условиям этой страны? Несомненно!

Но масштаб их личностей и Божьего призвания простирается намного дальше конфессиональной ограниченности. Через их служение и наряду с другими факторами просвещение Евангелием коснулось не только религиозной сферы российского общества XIX-XX в.в, но и повлияло на многие социально-экономические процессы в нем. В течение всего одного столетия Россия совершила мощный рывок от страны с отсталым крепостным строем к державе с третьей экономикой в мире и буржуазно-демократическим устройством общества. 
Но и в настоящее время труд и плоды российских реформаторов продолжают влиять на развитие всего евангельского движения как в России, так и в мире. Выросли потомки учеников Пашкова/Проханова. Разъехались по разным уголкам планеты. Но везде, где бы не падало зерно российской реформации, неизменно, продолжается генезис полноценного Евангелия, сформированного в суровой российской действительности и впитавшего в себя селекцию стойкости духа, высокой социальной ответственности и всеобщей соборности во Христе Иисусе.
Таким образом можно сделать вывод, что опыт служения российских реформаторов В.А.Пашкова и И.С.Проханова еще не до конца оценен в социально-историческом срезе и требует тщательного исследования и внимательного осмысления для наиболее эффективного применения его достижений в существующих условиях российской действительности во благо нас, ныне живущих членов евангельского движения, да и всех остальных слоев общества страны.

 

Автор: Орехов Павел Владимирович епископ «Евангельской Христианской Церкви»,г. Москва

Похожие статьи
Ивану Проханову 150 лет/ Первое заседание оргкомитета
Иван Проханов – выдающийся российский религиозный деятель, основатель Всероссийского союза евангельских христиан, проповедник и богослов. В 2019 году состоятся масштабные празднования 150-летия со дня его рождения. 13...
Российские лютеране в саду Лютера
В честь 500-летнего юбилея Реформации в городе Виттенберге — там, где начали развиваться события — были созданы три «Сада Лютера». Авторы идеи вдохновились словами, которые приписывают реформатору: «Если бы я знал, что...
"200-летний опыт социального и волонтерского служения российского Евангельского Движения".
"200-летний опыт социального и волонтерского служения российского Евангельского Движения". Доклад епископа религиозной организации евангельских христиан "Евангельская Христианская Церковь", Павла Орехова прочитанный на Консультативном...
«Учение об оправдании 500 лет спустя»
С 21 по 23 ноября в институте св. Фомы прошел экуменический семинар на тему «Учение об оправдании 500 лет спустя». Организаторами семинара выступили католический институт св. Фомы и Евангелическо-Лютеранская Церковь...
500 лет Реформации. Торжественный прием в "Доме Пашкова".
31 октября в Москве состоялось главное мероприятие, посвященное празднованию 500-летия Реформации, – торжественный прием в культурно-выставочном комплексе «Дом Пашкова». В мероприятии приняли участие представители Администрации...
Как стать христианином – Христиане.ру