Главная>Новости>Аналитика>"Евангельское движение России в XIX-XXI в.в. - участник процесса формирования светского государства"

"Евангельское движение России в XIX-XXI в.в. - участник процесса формирования светского государства"

"Евангельское движение России в XIX-XXI в.в. - участник процесса формирования светского государства"
Епископ "Евангельской Христианской Церкви" Павел Орехов
06.10.2017

Доклад епископа "Евангельской христианской церкви" Павла Орехова прочитанный на заседании круглого стола прошедшего в Общественно палате РФ.

Как участник дискуссии я вижу, что в обсуждении присутствует некое маятниковое движение, вызванное, очевидно, словом «Реформация» в обозначенной теме мероприятия. Можно отметить, что докладчики то обращаются к наследию европейской Реформации, то пытаются осмыслить в ее свете внутрироссийские процессы. Это очень точно, на мой взгляд, соответствует текущему началу очередного, глобального цивилизационного сдвига, когда полюс силы перетекает с Запада на Восток. В исторической череде данного маятникового движения, как это не странно, общественно-религиозная повестка, или другими словами: вопрос "светскости" государства, занимает не маловажную роль. Государство и общество то подчиняются религии, то пытаются над ней господствовать. Но путь к полноценно развивающемуся обществу, с точки зрения Евангельского сообщества России, состоит в четком определении целей партнерства: сохранение общечеловеческих, консервативных ценностей (семья, мир, жизнь, детство и т.д,), а также в сбалансированном распределении функций: государство обеспечивает перераспределение ресурсов и равные условия доступа к общественным благам и безопасности для всех граждан (в том числе сохраняет общество от разрушения принятых ценностей), а прогрессивные общественные и религиозные объединения формируют повестку общественного диалога, нацеленного на формирование и сохранение нравственно-этического фундамента общественного развития страны, и развивают гармоничные межличностные отношения.

Если данные условия не обеспечиваются, в стране возникает дефицит нравственности, семейные и демографические проблемы. Не умаляя заслуг европейской Реформации, тем не менее, не может не вызывать тревогу то, как близко подошла европейская цивилизация к последней черте - черте самоуничтожения. Европейское население столкнулось с деградацией культур собственных народов, демонстрируя отказ от многовековых христианских ценностей и, как следствие, межличностную разобщенность, доходящую до маразма: взрослые дети массово отправляют в дома престарелых своих родителей и совершенно забывают о них, не приходя даже на их похороны. Легализуется инцест и педофилия. Сексуальные извращения стали нормой, вынеся людей, придерживающихся естественных форм в разряд «маргиналов».

В этом году мы вошли в 500-летие европейской Реформации. Но, по большому счету - это праздник со слезами на глазах для народов Европы; похоронный марш индивидуалистских христианских ценностей, которые были замещены псевдо-человеческими «ценностями», обозначенными выше. Нам, прежде всего, стоит разобраться: а из каких принципов построения гражданского общества - светского секулярного или светского много-конфессионального, - предстоит исходить России сегодня, решая свои собственные значимые проблемы? Ведь не секрет, что у нашей страны не меньше общественных проблем, чем у остальных стран. Например, Россия заняла лидирующие позиции среди стран с высоким уровнем распада семей - в одной только Москве, ежегодно, разводятся 40 тысяч семейных пар.

Исходя из этого, нужно понимать, что не смотря на географическую близость Европы и России и схожие общественно-политические процессы за последние 2-3 столетия, можно сказать, что Россия хоть и приняла на себя общечеловеческие вызовы, но, все же, выбрала свой путь развития, свою духовную Реформацию, которая началась в 19 веке и не прекращается и в наши дни. В начале позапрошлого века Император Александр I инициировал деятельность Российского Библейского Общества и сам стал активным его участником, разрешив свободу религий, и повелев перевести книги Ветхого и Нового Заветов на современные языки российских народов. За менее, чем вековой отрезок с той поры Российская Империя совершила эпохальный прорыв - из отсталого, крепостного государства на окраинах цивилизации стала страной с третьей экономикой в мире и современным, буржуазно-демократическим государственным строем. В этот отрезок времени Евангельские Христиане-дворяне В.А.Пашков и М.М.Корф, масштабной просветительской деятельностью, делами милосердия и всей своей жизнью доносили до разных сословий, от рабочих и крестьян до членов императорской семьи, необходимость коренных преобразований государственно-конфессиональных отношений. А их ученик, И.С.Проханов - лидер Российского Евангельского Движения начала 20-го века, - озвучил позицию Евангельских Христиан на Госсовете под руководством Главы Временного Правительства А.Ф.Керенского, состоявшемся в августе 1917 г. в Москве: «Одними из непременных условий оздоровления нации являются отделение Церкви от гос-ва, раскрепощение гос. Церкви [имелось ввиду прекращение управления Русской Православной Церковью государственным чиновником — Обер-Прокурором Священного Синода] и уравнивание перед законом всех религий, церквей и вероисповеданий»*.

Не смотря на то, что за эти два столетия Евангельские Христиане переживали множественные преследования и репрессии (особенно во времена светско-секулярного, социалистического режима), они во все времена оставались приверженцами сильной России — страны со здоровым и безопасным обществом, строящим свое будущее на основе межнационального и межрелигиозного диалога и согласия. Это часто выражалось в самоотверженном труде на благо народов России в различных сферах общественной деятельности.

На взгляд Евангельского сообщества сейчас назрел тот момент, когда необходимо вырабатывать новые формы государственно-конфессиональных отношений, в основе которых должны лежать евро-азиатские ценности, с одной стороны имеющие многовековое цивилизационное наследие разных культур и традиций, а с другой стороны - отвечающие современным глобальным вызовам. Лидерами в этом диалоге должны стать представители власти, общества и религиозных объединений, зарекомендовавших себя в истории нашего Отечества, как созидательные, позитивные силы.

Если в ближайшее время в пространстве России и, как следствие, ее ближайших стран-партнеров удастся создать новый, созидательный формат государственно-конфессиональных отношений, обеспечивающих сохранение накопленного исторического опыта и гармоничное развитие всех слоев общества на основе консервативных, общечеловеческих ценностей, это не только позволит сформировать согласие в общественном диалоге страны, но и может стать, в свою очередь, глобальным полюсом притяжения (а может быть и последней надеждой) для позитивных сил мирового сообщества, испытывающих беспрецедентное давление со стороны новых трендов в мировой политике, нацеленных на истребление института семьи и брака, в частности, и, как следствие, разрушение человечества как вида, в целом.

Темы этой статьи
Похожие статьи
«Нарушения прав верующих в мире: итоги года»
В Общественной палате Российской Федерации состоялся круглый стол «Нарушения прав верующих в мире: итоги года». Участники мероприятия обсудили сложившуюся ситуацию вокруг нарушений прав верующих в современном мире и...
Положение традиционных ценностей в современном мире
9 марта в Международном пресс-центре Россия сегодня состоялся Круглый стол на тему: "Положение традиционных ценностей в современном мире: перспективы и вызовы", в рамках которого прошло экспертное обсуждение нарушений прав...
«Устойчивое развитие этнокультурного сектора»,
16 и 17 июня 2022 года в Общественной палате Российской Федерации проходит III общероссийская конференция «Устойчивое развитие этнокультурного сектора», организованная Комиссией ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных...
«Мировые религии против идеологии нацизма и фашизма в XXI веке»
29 марта 2022 года в Государственной Думе Российской Федерации состоялся круглый стол на тему «Мировые религии против идеологии нацизма и фашизма в XXI веке», на котором представители всех традиционных религий России...
Кого считать традиционными по закону?
В России протестанты часто сталкиваются с тем, что представители власти считают их "не традиционными религиями" и соответственно не считают, что на протестантов распространяются юридические нормы прописанные в законе. Этой...
Как стать христианином – Христиане.ру