Статья христианского писателя, историка и магистра богословия Владимира Попова, о духовных исканиях великого классика русской литературы Александра Пушкина.
Вся русская классика – это комментарии, это истолкование Евангелия Иисуса Христа.
Ну, и в истории русской классической литературы стоит всем нам известная личность Александра Сергеевича Пушкина. Кто читал его биографию, тот знает, что характер был своеобразный у Пушкина. Очень темпераментный, энергичный. Он часто попадал в плен страстей, увлечений всевозможных.
Но, в то же время, у него с самой ранней юности была как раз вот эта духовная жажда, духовный поиск. Да, в молодости он был подвержен модным влияниям. Вся молодежь тогда моду французскую перенимала – была мода на поэзию французскую, на философию французскую. И Пушкин в ранней молодости поддался. У него было вот это увлечение, но нельзя сказать, что оно подорвало веру. Хотя в обществе уже распускались слухи – вот Пушкин написал стих там «Безверие», гаврилиаду – «Наверное, он неверующий!», «Неверующим стал!». Пушкин тут же дал такой, довольно-таки, резкий ответ: - Что они думают обо мне? Какие слухи обо мне они распространяют? Они думают, что я кретин, что ли? Я очень хорошо понимаю, что отвергают существование Бога только темные, невежественные племена и народы, которые считают, что земля наша на носороге покоится. Нет! Я никогда существование Бога не отрицал!
И вот постепенно он вышел из этой поры юношеских увлечений. И в результате его настольной книгой стало Священное Писание. Редко кто об этом знает.
И если мы читаем советских религиоведов, то об этом даже и вскользь не упоминается. А если будем изучать шире и глубже, то поймем, что Библия для него стала настольной книгой. А каким образом это получилось? - А вот он же учился в самом престижном учебном заведении – Царскосельском Александровском лицее. Там был обязательный предмет – «Уроки Закона Божьего» - изучение основ Священного Писания, основ христианской веры. А кто вел этот урок? А урок вел знаменитый богослов Герасим Павский. Этот человек был членом Российского Библейского общества. Этот человек осуществлял перевод Священного Писания на современный русский язык. Это был очень просвещённый духовный деятель, ученый, богослов. И вот у его ног, можно сказать, учился лицеист Пушкин. А Павский прививал своим ученикам и всем лицеистам любовь к Священному Писанию. И эта любовь у Пушкина выразилась даже в том, что он стал изучать древнееврейский язык и заявлял, что «хочу читать книги Библии на языке оригинала». И он постоянно читал и книгу Иова, и Псалмы Давида, и Екклесиаста и другие книги и говорил, что без любви к Священному Писанию невозможно даже стать настоящим человеком. И плодом такой вот тяги к книге Библии выразился в его произведениях: «Маленькие трагедии», «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери».
Что это такое?
А это, в общем-то, притчи христианские, где христианская мысль, где смысл жизни с точки зрения христианства рассматривается. А вот эти его поэмы – «Борис Годунов» или проза «Капитанская дочка», где он выводит христианские образы, христианские характеры и христианские истины там тоже присутствуют. А его знаменитое стихотворение «Пророк» - «Духовной жаждою томим»! Это же за основу взят текст из Библии – книга пророк Исаии, шестая глава – «Восстань, пророк, и виждь, и внемли… И, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей».
Вот призвание активного христианина – свидетельствовать глаголом или словом или жизнью жечь сердца окружающих, чтобы они тоже последовали за Иисусом Христом. Да, у Пушкина было много увлечений. Страсти бушевали в нем и искали своего выхода. И часто он впадал в состояние уныния, депрессии и писал такие стихи, как например:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты нам дана?
А в чем смысл жизни? Интересно то, что за творчеством Пушкина следил ещё один известный духовный пастырь, богослов, ученый. Это был Филарет Московский, инициатор перевода Библии на русский язык, создатель «Русского Библейского общества», глава дружины переводчиков, которые сделали вот этот вариант Библии, чтобы он был понятен для всех. Филарет следил за творчеством Пушкина. И как-то он заметил вот это стихотворение, говорящее об упадничестве, о депрессии, о кризисе. И он тут же написал Пушкину тоже в стихотворной форме в противовес своё стихотворение, где мысль такая:
Не напрасно, не случайно,
Жизнь от Бога мне дана!
И вот сам ты виноват в том, что оказался в таком состоянии. Потому что захотел поступать своенравно. Вот такой ответ. И когда Пушкин получил ответ от Филарета, он, в общем-то, стал выходить из состояния кризиса и написал даже стихотворение, посвященное этому пастырю, влиянию пасторского слова. Такая вот переписка была между двумя известными современниками - между Пушкиным и Филаретом, библеистом, ученым. А в те времена, среди русской читающей публики появился необыкновенный интерес к одной книге духовной. Она была переведена с английского на русский. Эта книга до сих пор известна верующим. И, можно сказать, что у традиционных евангельских верующих в России эта книга была второй после Библии. Настольная книга – Библия, и тут же вот вторая, многие догадаются, что это за книга и как она называлась – «Путешествие пилигрима в небесную страну».
Я помню, как вот в нашей маленькой церкви бабушка одна одному новообращенному человеку предлагала почитать эту книгу и сопровождала таким комментарием: «Обязательно прочитай вот эту книгу, но когда будешь читать, помни, что книга эта - лигарическая». «Лигарическая». Она хотела сказать – аллегорическая, то есть иносказательная – образы, картины аллегорические. О чем эта книга верующие многие понимают – о духовном странничестве, о следовании за Христом. Человек должен пройти там «топь уныния», «ярмарку суеты» и «пустыню искушения», чтобы потом дойти до Царствия Небесного. И вот этой книгой очень глубоко и серьезно был увлечен Александр Сергеевич Пушкин. Он прочитал её от «корки до корки» и написал на основе содержания этой книги свою знаменитую поэму под названием «Странник». Тема странничества, как из духовного рабства выходит душа, с какими искушениями она сталкивается и как, наконец, она достигает врат вечности. С помощью веры, с помощью покорности, преданности Богу.
Ну, мы знаем каков был финал его жизни. Он связан был с драмой, с трагедией. Дуэль. Это тоже была ситуация такая сложная. Пушкин получил смертельную рану. Его привезли домой, но какие чувства у него в это время были? Он вдруг сказал тем, которые с ним стояли рядом:
«Я прощаю ему всё, Дантесу, который мне нанес смертельную рану. Всё ему прощаю. И я очень хочу умереть христианином».
В это время он получил письмо от царя тогдашнего, от Николая Первого. И царь написал: «Я вот тебе так сочувствую, я тебе тоже всё прощаю, что я считал, что ты неправильно делал. О жене и детях не беспокойся – я их беру на свое попечение».
И на самом деле царь исполнил вот это свое обещание о жене, о детях. Он выдавал впоследствии семье поэта специальное пособие.
Пушкин в это время уже был на грани жизни и смерти, у врат вечности стоял. Он попросил, чтобы он мог исповедоваться в присутствии священнослужителя. Привели такого уже престарелого, уже немощного священника. Он исповедовал его, причастие совершил. И когда после уже этот священник выходил из комнаты умирающего, он сказал: «Я ещё никогда не видел вот такого человека, чтобы он вот так искренне каялся в своих грехах и с такой верой он обращался к Богу. Это вот первый мой такой случай».
Рядом с Пушкиным находились в это время Владимир Даль и другие его друзья. И Жуковский там был. И вот сохранилось свидетельство Жуковского. Оно тоже примечательное. Когда уже прервалось последнее дыхание, Жуковский смотрел на лицо Пушкина и потом написал: На этом лице была отображена какая-то необыкновенная тайна, какая-то глубокая мысль. Как будто вот этот человек что-то увидел неизъяснимое, невыразимое. И мне так хотелось спросить у него: Друг, что ты видишь? Что ты увидел? Скажи, скажи мне, что ты видишь?
Вот на лице было такое выражение и удивление и тайны и благоговения. Это свидетельство Жуковского. Вот краткие такие штрихи. Путь духовный, путь борьбы, путь духовных исканий. Это ещё одна иллюстрация.
К какой теме, к какому предмету? А к теме - «Покаяние».
Потому что путь покаяния – это самый благословенный путь. Он тяжелый, но благословенный!
И евангелие, в общем-то, постоянно нам напоминает об этом. Христос прямо говорил: «Если не покаетесь, то погибнете». А если покается душа, то тогда она будет в руках Божьих. Она войдет в свободу и войдет во врата вечности, где ни смерти, ни вопля, ни болезни, ни плача уже не будет. Там всё во всем Господь Спаситель. Аминь.
Источник: baptist
|
|
|
|