Главная>Новости>Аналитика>Симпозиум, посвящённый погрому 1903 года
эксклюзив

Симпозиум, посвящённый погрому 1903 года

Симпозиум, посвящённый погрому 1903 года
Кандидат филологических наук Игорь Аленин представил интереснейший доклад «Книга Моисея Слуцкого «Скорбные дни» как опыт раннего осознания причин и последствий кишиневского погрома 1903 года».
16.04.2013

Международный симпозиум «Кишиневский погром 1903 года и его влияние на общественное сознание Бессарабии и мира» открыл президент Академии наук Молдовы Георге Дука.

Он особо отметил вклад евреев в культуру Молдовы.

Участников симпозиума, приветствовали: председатель парламента РМ Мариан Лупу, посол Государства Израиль в РМ Орен Давид, заместитель директора управления региональными офисами АЕРК «Джойнт» Шира Гениш.

Научную часть симпозиума вёл академик-координатор Отделения гуманитарных наук и искусства доктор хабилитат Аурелиан Дэнилэ.

 

СИОНИЗМ ПОСЛЕ ПОГРОМА

Первый секретарь Посольства Израиля в Молдове, директор Израильского культурного центра Шмуэль Полищук представил доклад и видеопрезентацию «Сионизм после Кишинёвского погрома: от «Сказания о погроме» Хаима-Нахмана Бялика до создания Государства Израиль». Докладчик подчеркнул, что когда стало известно об ужасающих фактах призошедшего, в еврейских кругах стали раздаваться призывы к самообороне. В частности, объединение еврейских писателей «Братья» опубликовало листовки, призывающие евреев давать отпор погромщикам. Именно эта группа направила Хаима Бялика в Кишинев. Поэма, описавшая убогость состояния евреев галута, их отверженность, их бедствия привела к неожиданным результатам: к глубинному перевороту в менталитете народа Книги, ко всё более массовой алие. Большинство представителей Второй алии были выходцами из Восточной Европы, очевидцами погромов 1903–1905 годов.

 
Доктор истории, представитель Иерусалимсого «Джойнта» Арон Вайс прочитал доклад «Идеи территориального решения «еврейского вопроса» после Кишиневского погрома». Антиеврейские законы, ограничения евреев в правах привели к обнищанию еврейского населения. В конце XIX века около половины евреев в черте оседлости были безработными. Проектов, которые обеспечивали бы безопасность евреев, их жизнеобеспечение, было немало. Появились сторонники идеи приобретения любой подходящей для поселения земли. Рассматривались Уганда, Ангола, Ливия, Мексика и другие страны. Даже внутри сионистского движения были такие, кто считал, что Эрец-Исраэль не может решить проблему евреев Восточной Европы. К примеру, Ахад-Гаам писал, что в Эрец-Исраэль необходимо создать духовные центры, а не еврейскую государственность. Допустима только селективная эмиграция – людей высокого культурного уровня, остальные пусть отправляются в США. Но многовековое стремление евреев к возрождению национального очага увенчалось успехом именно на своей исторической родине, когда было создано Государство Израиль.

ПРИЧИНЫ ПОГРОМА И РЕАКЦИЯ НА СЛУЧИВШЕЕСЯ

Кандидат философских наук, доцент Владимирского государственного университета Максим Хижий в докладе «Кишиневский погром 1903 г. в церковной прессе» отметил, что некоторые видные священнослужители однозначно осудили действия погромщиков.
Симпозиум, посвящённый погрому 1903 годаТак, всероссийский старец протоиерей Иоанн Кронштадский писал: «Сильно чувствуется воздействие извне злонамеренных людей, подстрекнувших наш народ к такому небывалому погрому». Архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий) в Житомирском соборе призвал православных к покаянию за содеянное: «Не прощает Бог врагам народа Своего… Страшитесь обижать наследников обетования». Он так страстно обличал жестокость толпы, что его проповеди перевели на идиш.
 
Оценка этих священнослужителей была опубликована в ряде церковных изданий, но широкого распространения не получила. Брошюра, подписанная ими, «Слово о кишиневских событиях», изданная в Одессе, распространялась еврейскими обществами, что вызвало гнев со стороны крайне правых. Известно, что на этих священнослужителей оказывалось большое давление реакционных кругов. Кронштадского старца навещал провокатор Пронин, доказывая, что евреи сами «разыграли»погром. Отсутствие объективной информации, замалчивание в средствах массовой информации правды о трагедии повлияло на то, что Иоанн Кронштадский стал осторожнее высказываться о событиях в Кишиневе. Архиепископ Антоний в частной переписке признавал давление на него по «еврейскому вопросу» со стороны правых радикалов. В целом реакция церковной прессы на погром была незначительной.
 
Но спустя два года церковные газеты в России будут уже открыто выступать против погромов и погромной агитации. Страна услышит гневные проповеди киевского священника Александра Глаголева, епископа Агапита (Вишневского), архиепископа Макария (Невского) и других пастырей. Но это стало возможным благодаря смягчению цензурного бремени в результате революции и Манифеста 17 октября 1905.
 
Доктор истории Вячеслав Репида из Кишинева красноречиво показал, что «социальное натравливание» является испытанным методом властей в условиях политических и экономических кризисов. «Кровавые наветы» и другая пропаганда – инструменты возбуждения ненависти. Погром стал ярким доказательством полного истощения созидательных сил в политике того времени, использующей синдром толпы, играющей на низменных чувствах людей.
 
Симпозиум, посвящённый погрому 1903 годаКандидат филологических наук Игорь Аленин представил интереснейший доклад «Книга Моисея Слуцкого «Скорбные дни» как опыт раннего осознания причин и последствий кишиневского погрома 1903 года». Доктор Слуцкий описал то, что видел своими глазами. Он свидетельствует о том, что погром не был неожиданностью. Слухи о нем циркулировали еще в начале года. Еврейским сообществом предпринимались попытки найти защиту у светских и церковных властей. Городской глава Карл Шмидт лишь развел руками: остановить погром он не в силах, ибо беспорядки санкционированы свыше. Хотя и предпринимал меры, чтобы помочь евреям, когда возникли перебои с хлебом и дровами. Отряды самообороны, состоящие из евреев и неевреев, которые, в частности, возглавлял инженер Хуш, поставили заслоны погромщикам на улицах Подольской и Киевской. Среди нееврейского населения было немало и других, кто помогал евреям и укрывал их, в частности врач Николай Дорошевский.
 
Доктор филологии Жозефина Кушнир, выступившая вне программы, подчеркнула, что погром не был проявлением межнациональной или межконфессиональной розни. Он был тщательно срежиссирован, а Павел Крушеван, возглавлявший газету «Бессарабец», осуществлял идеологическое обслуживание «проекта», описывая «зверское ритуальное убийство четырнадцатилетнего подростка Михаила Рыбаченко», печатая другую ложь об евреях.
 
В заключение доктор филологии Ирина Шихова рассказала о художественном воплощении темы погрома в англоязычной литературе. Наталья Алхазова и Карл Донован провели презентацию книг Нэнси Миллер и Шелли Сандерс .
 
Перед началом симпозиума участники смогли осмотреть экспозицию, подготовленную Еврейской библиотекой – Культурным центром им. И. Мангера. Заведующая читальным залом Анжела Борщ рассказала об уникальных книгах. Это прижизненные издания произведения Слуцкого, «Записки губернатора» князя С. Урусова, сборник фотографий «Евреи XX столетия» Мартина Гилберта и многие другие. Но более всего в экспозиции поражал список имен погибших. Он был красноречивее любых слов…
 
Симпозиум организован Институтом культурного наследия АН (директор –доктор хабилитат Олег Левицки) и Еврейским культурным центром, в частности Музеем и научно-просветительским центром «Еврейское наследие Молдовы», при поддержке АЕРК «Джойнт» в Молдове, Израильского культурного центра, Еврейской общины. Как сообщили организаторы – руководитель группы этнологии евреев доктор Виктор Дамиан и доктор Ирина Шихова, по итогам симпозиума будет издан сборник его материалов.
 
 
 
 
 
Автор: Зоя Апостол
Источник: dorledor

 

Темы этой статьи
Похожие статьи
Спасение на пожизненном сроке
В солнечный субботний день во внутреннем дворе пенитенциарного учреждения в городе Резина, (Молдова), под возгласы десятка заключенных, находящихся в камерах, состоялось особое служение крещения двоих заключенных. Каждый...
 500-летие Реформации отметили в Кишиневе
В Кишиневе отдел религиозной свободы адвентистской церкви Молдовы организовал научную конференцию посвященную 500-т летию Реформации. На встречу приглашены академики, пасторы, студенты, для обсуждения протестантской реформации...
Первый конгресс адвентистских пчеловодов
В столице Молдавии, г.Кишиневе по инициативе молодежного отдела униона церквей Молдовы (УЦМ) состоялась первая встреча пчеловодов- адвентистов. Более 170 пчеловодов собрались для обмена опытом и встречи с известными...
Молдавские адвентисты организовали протест
Пастор церкви Христиан адвентистов седьмого дня (АСД) г. Леова организовал марш против наркотиков с участием учеников и преподавателей местной школы. На протяжении двух месяцев пастор Влад Брагару преподавал уроки для...
Часто мы демонизируем Запад
Интервью:Игоря Аленина Отношения между Востоком и Западом стали в эти дни лейтмотивом политической, общественной и даже религиозной жизни многих стран постсоветского пространства. Явный тому пример - страсти кипящие...
Как стать христианином – Христиане.ру