Автор: Андреас Патц, известный христианский журналист. Родился в СССР, в 1966 г. был активным членом церкви евангельских христиан баптистов, но в 1989-м году эмигрировал и уже более 30 лет живет в Германии. Недавно Андреас посетил Россию. Во время визита он встречался с российскими евангельскими христианами, в том числе принял участие во II-й всероссийской конференции "Церковь и СМИ", которую проводил Российский Союз Евангельских Христиан Баптистов (РС ЕХБ). После общения с коллегами и на основании своих наблюдений Андреас Патц высказал свое мнение о процессах происходящих в среде баптистов живущих в России.
О свободе проповеди и еще...
«Сейчас в нашей стране небывалая свобода для евангелизации», – восторженно произносит пастор из российской глубинки сразу после того, как заканчивает рассказ о 40 прошедших за последнее время судебных разбирательствах, направленных против поместной общины (теперь ее предписано называть «местной религиозной организацией»), которую он возглавляет. Самое интересное, что заявление пастора совершенно искренне, в нем нет и тени сарказма, равно как нет ошибки и в количестве упомянутых судов.
На самом деле, это трудно понять и, наверное, практически невозможно, что евангельское христианство вполне сжилось с таким положением вещей, и оно его уже не только не тревожит, но вызывает искреннее удивление, если кто-то обнаруживает во всем этом диссонанс.
«Сами виноваты»
В интернете, как известно, люди более раскрепощены и откровенны. Самый поверхностный анализ публикаций и обсуждений, касающихся притеснений верующих, показывает, что все рассуждения сводятся к простой фразе: «Сами виноваты».
Прошлым летом широко обсуждался запрет Администрации Новороссийска на проведение богослужений баптистами в пос. Верхнебаканский. На фоне крайне отрицательных, шельмующих местных верующих телепередач, которые транслировались в том числе и на федеральных каналах, представляется интересной позиция самих баптистов.
Попытка служителя этой церкви в фейсбуке оспорить/обсудить клеветническую информацию, поданную в СМИ – в частности, например, о том, что соседи якобы возмущались их собраниями и даже подавали заявления в полицию – вызвала весьма неоднозначную реакцию его единоверцев. Среди прочего был и такой, например, комментарий: «Если из-за ваших амбиций пострадают верующие в других регионах, то это будет на вашей совести... И зря вы надеетесь, что Бог вам в этом помощник».
Такую же примерно реакцию вызвал и запрет на желание баптистской церкви законно совершить водное крещение в море. «У нашей общины 110-летняя история, – пишет пастор в соцсетях, – всегда наша церковь совершала водное крещение в Черном море. Каждый раз мы уведомляли об этом администрацию и спокойно проводили обряд». Через сто с лишним лет власти решили, что в море крестить нельзя. Единоверцы в комментариях проявили сочувствие, но довольно своеобразно: «Надо было бассейн арендовать большой надувной и в парке провести крещение. Обязательно что ли в море?»
Следующим болезненным резонансным делом стало недавнее аннулирование лицензии Московской богословской семинарии Российского Союза ЕХБ. Надо понимать, что речь идет о старейшем учебном заведении страны в ряду подобных. В годы гонений оно работало (разумеется, вынуждено, не имея других вариантов, и при этом его не закрыла даже советская власть!) в виде Заочных библейских курсов. Стоит ли уточнять, что преподавательский состав, уровень образования, равно как и порядок в документации – коль скоро речь идет о семинарии крупнейшего союза – были на довольно высоком уровне.
Кстати говоря, практически одновременно с лишением лицензии МЧС обнаружило в здании семинарии нарушения пожарной безопасности. Сигнализация в здании, на их взгляд, устарела. Контролеры оказались людьми доброжелательными – вручили визитную карточку фирмы, устанавливающей пожарную сигнализацию и настоятельно рекомендовали срочно разместить у нее заказ на новое оборудование. В противном случае, заявили пожарники, они вынуждены будут семинарию закрыть. А то, что действующая ныне сигнализация вполне справляется с возложенной на нее задачей, в данном случае роли не играет.
В этой связи интересно проследить рефлексию самих российских баптистов. Показательна, например, статья, претендующая на аналитику, в которой автор, однозначно декларирующий себя протестантом, в самом начале обозначает цель рассуждений. «Чтобы понять Рособрнадзор и другие контролирующие организации», – пишет он и далее впадает в пространные предположения о возможных причинах, по которым лицензия могла быть аннулирована. По его мнению, причины в низком качестве образования христианских учебных заведений. О том, насколько контролирующие органы сведущи (точнее, несведущи) в богословском образовании, автор, конечно, скромно умалчивает.
Но и это не всё. В комментариях к статье ему вторит другой евангельский христианин-баптист. Проблемы, на его взгляд, проистекают ровно из одного источника, это «духовное состояние наших церквей, а также отсутствие (в целом) количественного роста. Мы потихоньку замыкаемся сами в себе. Это влияет и на кадры, и на образование, и на качество служения».
Удивляет даже не то, что озвученные претензии нелепы по своей сути: интересно, как и с помощью чего могут расти церкви в условиях, когда крестить не позволяют, собрания запрещают, а тенденциозное вещание соревнуется с самой замшелой атеистической пропагандой советских времен; откуда взяться хорошему «духовному состоянию наших церквей», когда семинарии лишают лицензии? Удивляет изначальная позиция баптистов – непреодолимое желание понять Рособрнадзор и другие контролирующие органы и на этом фоне совершенное нежелание услышать своих единоверцев, утверждающих, что на все претензии проверяющих органов руководство семинарии дало исчерпывающий ответ и исправила то, на что было указано. Может все же количество баптистов как раз и не растет потому, что они вместо того, чтобы отстаивать вполне обоснованное качество образования, равно как и право на него, отчаянно пытаются «понять» Рособрнадзор и непременно докопаться до ответа, в чем же они на этот раз «сами виноваты»?
Православизация протестантизма
На этом фоне представляется необходимым затронуть еще одну немаловажную тенденцию – православный социолог Роман Лункин обозначает ее как «православизация протестантизма». По его мнению, в настоящее время этот процесс достиг своеобразного пика.
Свои выводы он основывает на реакции российских протестантов на все без исключения действий властных структур. Православие, говорит социолог, считается государственной религией, но протестанты на поверку оказываются гораздо более прогосударственными, чем их православные соотечественники.
Очередным поводом заговорить об этом стало Объединенное заседание Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета, которое состоялось по инициативе Патриарха Кирилла для обсуждения новой Конституции.
Официальная страница Союза баптистов со ссылкой на сайт Патриархии (надо заметить, что ссылки на этот сайт баптисты делают довольно часто) публикует текст коммюнике, утверждённого на упомянутом заседании. Приведем его полностью.
1. С удовлетворением отмечаем участие российского общества, в том числе верующих наших религий, в обсуждении Конституции Российской Федерации и внесении поправок в нее, рассматриваем это как свидетельство гражданской зрелости и ответственности за судьбы Отечества.
2. Утверждая мир в многонациональной и многоконфессиональной стране, поддерживаем предложение о внесении упоминания Бога в текст обновленной Конституции, рассматриваем это как закрепление ценности религиозных убеждений народов нашей страны, исторически и культурно связанных с представляемыми нами религиями, а также духовной преемственности по отношению к нашим предкам.
3. Считаем важными конституционные поправки, закрепляющие представление о браке как союзе мужчины и женщины, нормы, направленные на защиту традиционных семейных ценностей, в том числе права родителей обеспечивать такое образование и обучение детей, которое соответствует их религиозным и философским убеждениям, на защиту истории и культуры нашей страны, статуса русского языка, на поддержку соотечественников, сохранение памяти защитников Отечества.
4. Напоминаем о том, что поддержка семьи, как следует из позиции Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета, является непременным условием того, чтобы наша страна была процветающей, нравственно крепкой и духовно богатой.
5. Приветствуем те изменения в Конституции, которые создадут дополнительные условия для обеспечения социально-экономического благополучия россиян и единства Российской Федерации.
Читая все эти «с удовлетворением отмечаем», «приветствуем изменения», «утверждаем», «поддерживаем», начинаешь думать, что сам факт приглашения к Патриарху способен сделать из протестантских служителей своеобразных пионеров православия, которые «всегда готовы». Точнее, на всё.
Возможно, поэтому, глава Союза ЕХБ, выступая перед христианскими журналистами в стенах лишенной лицензии семинарии, говорил о том, что сегодня впору ставить вопрос о проблеме идентификации российских баптистов.
Серая шейка
Известный рассказ Мамина-Сибиряка набирает популярность в среде протестантских служителей, декларирующих невиданную свободу евангелизации на фоне всего вышеперечисленного. Сюжет сказки, по всей видимости, призван обозначить параллель между условиями, в которых выживала уточка по имени Серая шейка и обстоятельствами, в которых обитают протестанты в отдельно взятой стране. Непонятным, правда, остается, куда в эту схему поместить «небывалую свободу для евангелизации». Ну, или определиться: либо лёд вокруг замерзает и сужается, либо «мы потихоньку замыкаемся сами в себе». Вопросы эти мы на сей раз опустим.
Так вот, уточка плавала-плавала, имея всё меньше возможностей для маневра, говорят они, и дождалась-таки спасения, лиса не смогла ее съесть. Так и мы, должны смириться с тем, что у нас есть, и использовать все возможные (оставшиеся) у нас средства. Хочется с этим согласиться, вопрос лишь в том, являются ли поиски собственной вины, призывы понять тех, кто лишает тебя лицензии и загоняет в духовную резервацию, этими самыми «всеми возможными средствами»?
Или все же убеждение: «Я не могу летать», – навредило Шейке больше всего остального? «Лиса мне крылышко перекусила, когда я еще была совсем маленькой», – жаловалась она старичку, когда тот пришел и выстрелом ружья отогнал хищницу. Бедная уточка даже мысли не допускала о том, что вообще-то она рождена не для того, чтобы пользоваться отведенным и постоянно сужающимся пространством, а для того, чтобы летать. Остается надеяться, что евангельским христианам удастся все же преодолеть собственную убежденность в том, что они не умеют летать, ну, или что весна наступит быстрее, и лёд растает раньше, чем до них дотянется лиса...
|
|
|
|
|