Главная>Новости>Аналитика>Миланский эдикт, зеркало истории и адвентисты

Миланский эдикт, зеркало истории и адвентисты

Миланский эдикт, зеркало истории и адвентисты
В ноябре 2013 года исполнится 107 лет, как Церковь адвентистов седьмого дня официально признана царем Николаем II и его правительством.
16.05.2013

В 2013г. по всему миру широко празднуется 1700-летие Миланского эдикта. 

А чем знаменателен этот самый эдикт?

Это письмо императоров Константина и Лициния от 313 г., провозглашавшее религиозную терпимость на территории Римской империи.

Документ явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи.

  1. Все религии уравнивались в правах.
  2. Каждый гражданин мог беспрепятственно следовать какой угодно религии.
  3. Христианским общинам возвращалась собственность.

Указ резко расширил возможности христианской церкви в провозглашении Евангелия в Римской империи.

Я было захотел своими глазами увидеть этот документ, но прям классика жанра, его текст не сохранился. Осталось только верить, что был такой, или опытным путём убеждаться, так как христианство преобладает в Европе и поныне. А положения этого эдикта, дошедшего до нас в пересказах, отражаются в религиозной практике европейских стран. И всё же проведу параллель с историческим событием, произошедшим уже в Российской империи в 1905 г., о котором нам, членам Церкви адвентистов седьмого дня, будет интересно узнать, а тем кто забыл, напомнить.

В январе 1886 г. Генеральная конференция Адвентистской церкви направила для работы в Европе миссионера Людвига Конради. А в начале июля, отвечая на многочисленные приглашения, он совершает свою первую миссионерскую поездку в Российскую империю. В Одессе встречается с Герхардом Перком (книгоношей от Библейского общества), и вместе они отправляются в Крым. Проходя города и селения на полуострове, неустанно проповедуют. И Бог благословил: 19 человек пожелали принять крещение, которое и совершили в озере, неподалеку от пос. Бердыбуллат (ныне пос. Привольное в 70 км от Симферополя). Согласно устава церкви Конради основывает первую адвентистскую общину в Российской империи.

Также Трёхангельскую весть несли пионеры адвентистского движения в России Яков Ресвик, Герхард Перк, Конрад Лаубган, Яков Кляйн, Теофил Бабиенко.

Однако это было не просто совершать в стране, где проповедь отличного от православного учения строго каралась. Известны два документа православного Синода, облечённые правительством в форму закона. Первый, от 1883 г., формально давал право «всем верующим вне православной церкви на исповедание своей веры и отправление своего культа». Но «чтобы при этом не были нарушаемы общие правила благочестия и общественного порядка».Также было запрещено распространять свои взгляды среди православного населения.

Второй документ, от 1891 г., стоит рассмотреть более детально: «Быстрый рост сектантства является серьёзной опасностью для государства. Всем сектантам должно быть воспрещено покидать своё место жительства. Все преступления против православной церкви должны разбираться не в советах, а в духовных судах. Паспорта сектантов должны быть помечены особым образом, чтобы их нигде не принимали на работу и на жительство, пока жизнь в России не станет для них невыносимой. Дети их должны силой отбираться и воспитываться в православной вере». Правительство внесло в Уголовный кодекс ст. 187 «За выход из церкви и присоединение к другому религиозному обществу – лишение всех гражданских и личных прав. В более лёгких случаях – полтора года исправительных заведений», ст. 196 «За распространение еретических или сектантских учений и пособничество в этом – ссылка в Сибирь, Закавказье или другие отдаленные места».

Несмотря на такие тяжелые условия, 14 лет посвящённые служители несли Трёхангельскую весть во все уголки Российской империи, пока не наступило 17 апреля 1905 г. В этот период (1904-1905) идёт русско-японская война, которая оканчивается поражением России. По стране прокатывается волна стачек и забастовок. Их участники требовали равенства в правах сословий, народностей, вероисповедания, гарантий демократических свобод, неприкосновенности личности, жилища, свободы слова, собраний, печати, обществ, союзов, амнистии политическим заключенным, прекращения войны. И под давлением демократической российской и международной общественности, активно боровшейся с карательными операциями властей в отношении к неправославным гражданам царь Николай II издаёт именной Высочайший указ, данный сенату «Об укреплении начал веротерпимости».

Высочайшим повелением были отменены прежние ограничения для последователей неправославных религиозных движений и разрешён свободный переход из православной церкви в инославные. Этим указом впервые в России была провозглашена религиозная свобода, свобода совести и открыты новые возможности для развития адвентистской церкви в России. Руководство церкви АСД направило царю Николаю II благодарственное письмо с выражением верноподданнической позиции и ходатайство о распространении на них и паству обещанных в Манифесте религиозных свобод. Царь Николай II лично ознакомился с письмом и начертал на нем: «Сердечно благодарю общину за выраженные чувства». А царское правительство пожелало получить сведения о Церкви АСД, о её учении и позиции к государству. Вскоре после ознакомления последовало официальное признание правительством Церкви христиан адвентистов седьмого дня, что было зафиксировано в разосланном по всем губерниям правительственном циркуляре от 6 ноября 1906 г. за подписью министра внутренних дел П. А. Столыпина.

После указа о веротерпимости адвентисты впервые начинают строить свои молитвенные дома. На тот момент в России было около трех тысяч адвентистов. С 1905 г. стал издаваться завозиться из Германии русскоязычный журнал «Маслина», распространяться брошюры на разные темы. В Хельсинки издаётся в русском переводе книга Е. Уайт «Путь ко Христу». В 1907 г. в Риге учреждено адвентистское трактатное общество, которое издавало и распространяло по всей России книги, брошюры и журналы.

В ноябре 2013 года исполнится 107 лет, как Церковь адвентистов седьмого дня официально признана царем Николаем II и его правительством. Как всё же схожи по своему влиянию миланский эдикт, даровавший христианам свободно исповедовать свою веру и не терпеть за это преследования, и указ «Об укреплении начал веротерпимости», открывший адвентистам широкие возможности с новой силой нести Трёхангельскую весть в Российской империи. И ныне, мы – адвентисты, не гости на нашей земле, а полноправные члены общества. Мы несём христианские ценности, адвентистскую культуру, сотрудничаем с министерством здравоохранения Украины, открываем санатории и школы. По воле Господа трёхангельская весть свободно шагает по украинской земле.

Источники статьи: Зайцев Е. История Церкви христиан АСД в России. — Заокский: Источник жизни, 2008. — 544 с.

Григоренко А. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность. — СПб.: Европейский дом, 2004. — 392 с.

***

Автор: Максим Орел

Источник: asd

Темы этой статьи
Похожие статьи
Настоящее великодушие
«Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущийже Его благотворит нуждающемуся» (Притч. 14:31). О щедрости ивеликодушии человека можно судить потому, как онраспоряжается властью иденьгами. Язнал одного богатого ивлиятельного...
Адвентисты о религиозной свободе в России
Пастор церкви христиан адвентистов седьмого дня Олег Юрьевич Гончаров является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России и членом Общественной палаты Российской Федерации. В своем...
Дорога мудрости и вдохновения / Леность
«Ленивый опускает руку свою вчашу инехочет донести еедорта своего» (Притч. 19:24) Педро Лима, мой давний друг, рассказывал, что однажды разговорился ссельским жителем, хозяином достаточно большого земельного участка. Тот...
Лев и роса
«Гнев царя как рев льва, аблаговоление его как роса натраву» (Притч. 19:12). В сегодняшнем стихе Соломон использует выразительное сравнение, чтобы описать характер Бога. Праведность имилость слиты воедино так, что ихсочетание...
Приоритеты
«Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, ипри нем тревога» (Притч. 15:16). Любой христианин согласится, что духовное гораздо важнее материального. Нас так научили: «Бог должен быть напервом...
Как стать христианином – Христиане.ру