Главная>Новости>Аналитика>Проповедь на неделю | Рубрика ободрения

Проповедь на неделю | Рубрика ободрения

Проповедь на неделю | Рубрика ободрения

Религия – это связь с Богом.

Быть религиозным – значит восстановить некогда разорванную связь с Богом.

И поэтому суть религии – в акте молитвы.

Тема: Молитва
 

23.11.2010

Что необходимо человеку для того, чтобы ощутить полноту общения с Богом, радость молитвы?

Прежде всего, для молитвы необходима дисциплина.

Я никогда не преуспею ни в каком деле, если не буду дисциплинированным в своих занятиях.

То, что человек делает лишь «по настроению», может быть приятным или занятным, но он никогда не достигнет в этом деле совершенства. Я не смогу познать радость общения с Богом, глубину отношений с Ним, если не дисциплинирую наши отношения.

Однако дело не просто в организации времени (например, в том, чтобы молится ежедневно определенное количество часов или минут), но в постоянном, на протяжении всей жизни, самоконтроле. Священное Писание говорит: «молитесь непрестанно» (1Фес.5:17). Это означает постоянное молитвенное состояние, направленность мысли на Бога.

Может показаться, что для современного человека нет ничего проще самодисциплины. Разве не проводит он ежедневно по 8 часов на работе, подчиняясь трудовому кодексу? Но после работы самый добросовестный работник может забыть о всякой дисциплине. Дома ему хочется полениться, или, выражаясь изящнее, расслабиться. Сама по себе склонность к лени в значительной степени является защитной реакцией на навязываемый нам монотонный ритм жизни. Именно из-за того, что человек вынужден 8 часов в день (плюс 3 на дорогу) тратить свою энергию на подчас чуждые ему цели, причем, не в свойственном ему ритме и темпе, он бунтует. И этот бунт порой принимает форму детского потворства своим желаниям и прихотям. Культура внушает человеку необходимость соответствовать неким нормам и правилам, принятым в обществе. Но если «необходимостей» слишком много, то однажды они сметаются и происходит «бунт рабов», когда людям отказывает рассудительность и элементарный здравый смысл: бунтовать, так бунтовать!

Наркомания, алкоголизм – тоже способ бегства от бесчисленных «ты должен». Человек словно заявляет: «Я больной, я наркоман, с меня не спрашивайте». Алкоголь помогает снять тормоза, сломать утомительные запреты, отказаться от надоевших догм и правил. Тогда стеснительный становится развязным, трусливый – храбрецом, и море ему по колено…
К сожалению, бунтуя против авторитарности (что само по себе естественно), современный человек разучился подчиняться всяким правилам – не только бессмысленным, навязанным кем-то, но и разумным, даже установленным им для самого себя. Но без дисциплины жизнь становится беспорядочной, бесцельной. Отсутствие самодисциплины является серьезным препятствием и для молитвы.

Для молитвы необходимо терпение. Не вооружившись терпением, невозможно достичь чего-то серьезного в жизни.

В погоне за быстрыми результатами вы никогда не овладеете ни ремеслом, ни наукой. И никогда не сможете насладиться глубиной человеческих взаимоотношений или отношений с Богом.

Современному человеку так же трудно быть терпеливым, как дисциплинированным. Сама система производства требует от нас торопливости. Машины делаются для быстроты: станки, компьютеры, самолеты и автомобили, мобильные телефоны постоянно ускоряют нашу жизнь. Мы стремимся сделать что-то как можно быстрее, добраться куда-то – чем скорее, тем лучше. Машина, которая может произвести то же количество продукции вдвое быстрее, считается вдвое лучшей машиной. Разумеется, на то существуют свои причины: рынок, знаете ли, конкуренция. И все больше сфер человеческой жизни измеряются экономическими категориями: рейтинг, стоимость, выгода… Что хорошо для машины, то должно быть хорошо и для человека – такова логика. Мы переживаем, что теряем время, если делаем что-то недостаточно быстро. Но при этом большинство из нас не знают, куда девать время, которое сэкономили. И «убивают» его на бессмысленные и никчемные дела.

Торопливость современного христианина мешает ему ощутить радость молитвы.

Едва ли нужно доказывать, что сосредоточенность совершенно необходима для молитвы. Однако способность сосредоточиться встречается еще реже, чем самодисциплина и терпение. Наша действительность буквально культивирует рассеянный образ жизни, что во времена досамолетные и докомпьютерные отнюдь не считалось добродетелью. Сегодня человек привыкает делать одновременно несколько дел. Он читает, слушает радио, разговаривает, курит, ест и пьет. Он потребитель, готовый поглощать что угодно – еду и напитки, фильмы и новости. Причем, желательно сразу, в одном флаконе. Кончается это тем, что человек не может оставаться наедине с собой – ему скучно, некомфортно. Большинство людей совершенно не в состоянии посидеть спокойно несколько минут, чтобы при этом не разговаривать, не курить, не читать, не пить. Они нервничают и суетятся, им нужно постоянно что-то делать, куда-то бежать, что-то жевать.

Уметь сосредоточиться – значит научиться получать удовольствие от одиночества. Без умения оставаться наедине с собой не может быть настоящей молитвы. Да и общественная молитва вряд ли вас порадует, если вы не умеете «собраться под собственной кожей».

Всякий, кто попробовал остаться наедине с самим собой, увидит, что это трудно. Человек, остановивший свой жизненный бег для размышлений, часто начинает испытывать нетерпение, беспокойство, сильную тревогу. И будет объяснять свое нежелание продолжать это занятие тем, что не видит в нем никакого смысла, что это глупо и отнимает много времени… Он заметит, что в голову ему приходят разные мысли и овладевают им. Он обнаружит, что думает о планах на сегодняшний день, проблемах на работе, о том, как провести вечер. Словом, о чем угодно, только чтобы не позволить своему мозгу освободиться от повседневной суеты и сосредоточиться на вечном.

Так происходит потому, что со времен Адама до наших дней в основе человеческого естества гнездится ложь – наследие врага Божьего. Ложь вселилась в Адама и Еву с момента их грехопадения, и это выразилось в том, что они, чувствуя вину, не бросились к Богу за советом и помощью, а спрятались от Него в кустах, прикрыв свою наготу листьями. Мы почему-то легко поверили в ложь о том, что лишены всякого достоинства и ценности. Поэтому нам так трудно оставаться наедине с собой.
Если вы сосредоточены на чем-то (все равно, на чем-то), то именно эта вещь является главным измерением вашей действительности, так как занимает все ваше внимание. Чтобы научиться сосредоточенности, нужно стараться избегать пустых, ничего не значащих разговоров. Если люди говорят о каком-то деле – работе, поездке и т.п., то их разговор значим при условии, что они переживают то, о чем говорят, а не обсуждают предмет отвлеченно.

Чтобы научиться сосредоточенности, следует, по возможности, избегать плохого общества. Замечу, что плохое общество – это не только компания порочных людей, способных оказать пагубное влияние. Это, прежде всего, люди с пустыми мыслями и словами. Они не разговаривают с вами, а болтают, высказывают расхожие мнения, не задумываясь об их смысле. Таких людей вокруг нас немало. И от общения с ними не всегда возможно уклониться, да, иногда, и не нужно, если вы не хотите, чтобы вас сочли невежливым. Что же делать? Если отвечать им не так, как они ждут – общими фразами и пустыми словами, а прямо и искренне, нередко можно увидеть, как такие люди изменяют свое поведение – от удивления и неожиданности.
В отношениях с Богом сосредоточиться – значит уметь слушать.

Молитва – не монолог, а диалог. Бог отвечает на молитвы через наши мысли и чувства.

Но слушать – трудное занятие для современного человека. Люди слушают – и не слышат. Жалуются, но не воспринимают всерьез советов собеседника. Да и своим словам особенного значения не придают. Такой разговор неплодотворен, он только утомляет. Молитва может утомлять по той же причине. Людям кажется, что они сильнее устанут, если будут слушать сосредоточенно и всецело вовлекутся в общение. Но выходит как раз наоборот. Всякая деятельность, если ею заниматься сосредоточенно, увлекает человека, вызывает радостное возбуждение. И если приходит усталость, то вместе с приятным чувством удовлетворенности. В то время как работа небрежная, рассеянная изматывает нас днем и не даст уснуть ночью из-за чувства неудовлетворенности и вины. Сосредоточиться – значит жить целиком в настоящем, исчерпывая все возможности и благословения этого дня. Сосредоточенная молитва – это радостное общение с Богом, полнокровное, одухотворяющее и вдохновляющее.
 

Иван Владимиров, специально для www.protestant.ru

Темы этой статьи
Похожие статьи
Пасторское слово
«И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» 1Иоанна 4:21 Бог создал человека для общения с Собой и другими людьми, а также чтобы каждый мог принадлежать семье. В наш век отсутствия...
«Только любовь способна превратить врага в друга!»
Сегодня – праздник в США, выходной день, посвященный борцу за права афроамериканцев, лауреату Нобелевской премии мира Мартину Лютеру Кингу. Праздник отмечается ежегодно в третий понедельник января и приурочен ко дню...
Конференция и молитва
На верного призрит Господь
В этой проповеди епископ Эдуард Грабовенко говорит о важности служения Богу. Пастор объясняет притчу о талантах. В чем смысл нашей жизни? Что мы должны ожидать, когда идем в церковь? Ка не отпасть от веры? Смотрите...
Пасторское слово
«Укрепите же себя, чтобы посвятить остаток земной жизни не тому, чтобы следовать страстям человеческим, а исполнению воли Божьей» (1Пет.4:2 пер.ERV-RU) Укреплять веру - наша ежедневная задача. Живая вера, как и...
Как стать христианином – Христиане.ру