Главная>Новости>Аналитика>Проповедь на неделю | Рубрика ободрения

Проповедь на неделю | Рубрика ободрения

Проповедь на неделю | Рубрика ободрения

«Ударившему тебя по щеке подставь и другую...» (Лук. 6:29)

Тема: Неужели, если бандиты, бьют и грабят меня, я должен ещё и помогать им, подставляя другую щёку?

29.11.2010

«Ударившему тебя по щеке подставь и другую...» (Лук. 6:29)

Этот завет Иисуса Христа порой смущает Его последователей и очень часто вызывает насмешку у людей неверующих.

И в самом деле, есть от чего прийти в недоумение: неужели же, если на меня напали бандиты, бьют и грабят меня, я должен ещё и помогать им, подставляя другую щёку?

А объясняется всё просто:

Иисус Христос имел в виду не наше поведение, а отношение к проблеме, внутреннее чувство. Поведение в разных случаях может быть разным: иногда «злословящим и гонящим тебя» нужно уступить, иногда просто уйти, а иногда и активно защищаться (именно так и поступал Иисус Христос).
А вот относиться ко всем людям следует доброжелательно, не опускаясь до ненависти, зависти и т. п.

Мы, возможно, не раз замечали, что наше внутреннее отношение к какому-либо человеку не всегда соответствует внешнему поведению. Бывает, что человека распирает от злобы или ненависти, но он скрывает это, сохраняя внешнее спокойствие и мило улыбаясь, и протягивает руку тому, кого на самом деле ненавидит. Бывает, некто изображает заинтересованного слушателя, испытывая при этом полнейшее безразличие к тому, что говорится. Часто уставший человек старается выглядеть бодрым и энергичным. Правда, если внешнее поведение и внутреннее чувство находятся в постоянном конфликте, человек испытывает огромное напряжение, которое может привести к болезни и даже к смерти. Нельзя долго играть чужую роль... Гармонии внутреннего и внешнего можно достигнуть в результате размышления.

Как-то я гостил у мамы. Она сказала, что хочет дать мне несколько банок варенья. Вначале я обрадовался, но потом подумал, что мама живёт на небольшую пенсию, и это варенье ей пригодится самой. Я уже собрался отказаться, но затем мне пришло в голову, что я сейчас забочусь не о маме, а о себе (под видом заботы о маме): чтобы не испытывать неудобство перед ней. А что на самом деле нужно моей маме? Конечно же, ей хочется сделать мне подарок! Тогда я решил варенье взять: не потому, что оно мне очень было нужно, а просто хотел порадовать маму — то есть из соображений альтруистических.

Кто-то, читая эти строки, подумает: а какая разница? Ведь итог один и тот же. Но это не так. Просто мы привыкли обращать внимание на видимость вещей, не замечая их сути. Но любой наш поступок — это союз внутреннего мотива и внешнего действия, и внутреннее определяет внешнее (в норме, по крайней мере, так должно быть). Иисус Христос призывает нас быть постоянными во внутреннем принципе. «Подставить другую щёку» — значит при любых условиях и обстоятельствах не терять доброжелательного отношения к человеку, ведь иначе невозможно взвешенно и мудро реагировать на различные жизненные ситуации, принимать правильные решения.

Характер — это роль

На практике мы часто сталкиваемся с иным: разнообразие внутренних мотивов при шаблонной внешней реакции. Чувства человек испытывает самые разные, а ведёт себя всё время одинаково. Например, на всё обижается. Действительно ли есть на то причина, или особой причины нет, такой человек демонстрирует, что он глубоко обижен. Другой, в любом случае, выдаёт на одно грубое слово, сказанное ему, десять в ответ... Таких людей, к сожалению, можно сравнить с автоматом по продаже лимонада или жевательной резинки, который неизменно выдаёт товар при нажатии на определённую кнопку.

Бывает, человек, оправдывая свою постоянную вспыльчивость и агрессивность, говорит: «У меня такой характер!» Есть одно весьма любопытное определение характера: «Характер — это роль плохого актёра в провинциальном театре». Плохому актёру обычно доверяют только одну роль, например, злодея или любовника. Он так привыкает к ней, что ни на какую другую уже не способен.

Характер — тоже роль, к которой человек привыкает. Часто эту роль ему навязывают люди или обстоятельства, а он о себе думает: «Я — такой. Что ж поделаешь?» И инстинктивно стремится постоянно свою роль играть, выбирая для этого соответствующее окружение и обстоятельства. Но оказывается, можно помочь человеку уйти от стереотипов в поведении, изменить характер, доставляющий ему столько неприятностей. Для этого нужно «подставить ему другую щёку», то есть отвечать на его слова или действия не так, как он ожидает, повести себя нестандартно. Например, нагрубивший вам человек ожидает, что вы рассердитесь, но вы в ответ доброжелательно пытаетесь ему помочь. От удивления он тоже начинает действовать нестандартно: просит у вас прощения за грубость. Надо сказать, что у людей, которые относятся к общению творчески, по сути дела нет характера как постоянной роли. То есть они могут быть какими угодно по собственному желанию.

Вспомним слова апостола Павла: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» (1 Кор. 9:20). Конечно же, внутренне апостол оставался одним и тем же — верным Господу и любящим людей. А внешне, в интересах других людей, вёл себя по-разному в зависимости от ситуации. Со всяким он мог найти общий язык. В этом пример для нас:

мы можем оставаться самими собой, но действовать по-разному в различных обстоятельствах. Если вас обижают, не всегда стоит обижаться. На грубое слово иногда не стоит вообще отвечать, но если уж ответить, то умно, чтобы достичь своим ответом какой-то позитивной цели.

Однажды в парикмахерской я подсмотрел такой эпизод. Молодая парикмахерша собралась делать прическу женщине средних лет. Девушка явно встала сегодня не с той ноги, она раздражена, нервничает, грубит. Но клиентка молодец, как будто и не замечает её настроения. Беседует с девушкой доброжелательно, спрашивает у неё совета, какая ей может подойти прическа, «а то сегодня из длительной командировки приезжает муж, мне хочется ему понравиться». Девушка заинтересовывается, начинается дружеский женский разговор. Если бы клиентка ответила стандартно — грубостью на грубость или возмутилась поведением мастерицы, — то последствия предсказать нетрудно: скандал, нервы, валерьянка. Но она мудро «подставила другую щеку» — отвлекла раздражённую девушку дружеским разговором, вызвала у неё доверие, обратившись за советом. Парикмахерша, вступив в разговор, забыла о своих проблемах, занялась клиенткой и успокоилась. Через пять минут она была уже весела, жизнерадостна и спокойна.

Кот или краб?

Сколько сил, здоровья могли бы сохранить люди, если бы научились «подставлять другую щёку»! Но такая реакция на «удар по щеке» говорит, прежде всего, о большой внутренней устойчивости человека, о силе его духа. Если у вас в доме, уважаемый читатель, есть кот, возьмите его на руки, погладьте, почешите за ухом. Он пушистый, мягкий, словно бы и косточек у него внутри нет. Гладить его так приятно. Не то что краба. У кота скелет внутри, у краба — снаружи. Кот — высокоразвитое животное, снаружи мягкое, податливое, но имеющее внутри прочную основу.

Краб — животное примитивное: мягкое тело внутри не имеет прочной основы, зато снаружи — панцирь с шипами. Так и у людей: один в своих внешних проявлениях (словах и действиях) разнообразен, динамичен и при этом сохраняет внутри спокойное и уверенное отношение к окружающему миру. Такие люди имеют прочную основу внутри себя. Основа эта — вера, убеждения, твёрдые жизненные принципы. А у другого — вроде есть и убеждения, и жизненная позиция, и как будто верит человек во что-то, но покоя, уверенности у него ни в чём нет. Вот и прячет он свою ранимую душу под колючим панцирем обидчивого или агрессивного характера.

Выполнить совет Иисуса Христа «подставь другую щёку» непросто, но возможно. Было бы желание обрести мир и покой, которые и являются прочным «скелетом» личности. Но одного желания мало. Надо знать, где взять этот мир, этот покой, и приложить усилия для их обретения. А ведь это как раз то, что предлагает Христос каждому из нас: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас» (Матф. 11:28). В Его покое таится громадная деятельная энергия. Энергия возрождения. Энергия жизни.
 

 Иван Владимиров, специально для www.protestant.ru

 

Темы этой статьи
Похожие статьи
Как любить причиняющего боль?
Автор: Ринат Рахимов, проповедник, евангелист ( г. Черемхово) КАК ЛЮБИТЬ БЛИЖНЕГО, ПРИЧИНЯЮЩЕГО БОЛЬ? ВСТУПЛЕНИЕ Живя в этом мире, мы постоянно с кем-то взаимодействуем. Нас связывают различные виды взаимоотношений,...
Пасторское слово
«И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» 1Иоанна 4:21 Бог создал человека для общения с Собой и другими людьми, а также чтобы каждый мог принадлежать семье. В наш век отсутствия...
«Только любовь способна превратить врага в друга!»
Сегодня – праздник в США, выходной день, посвященный борцу за права афроамериканцев, лауреату Нобелевской премии мира Мартину Лютеру Кингу. Праздник отмечается ежегодно в третий понедельник января и приурочен ко дню...
На верного призрит Господь
В этой проповеди епископ Эдуард Грабовенко говорит о важности служения Богу. Пастор объясняет притчу о талантах. В чем смысл нашей жизни? Что мы должны ожидать, когда идем в церковь? Ка не отпасть от веры? Смотрите...
Пасторское слово
«Укрепите же себя, чтобы посвятить остаток земной жизни не тому, чтобы следовать страстям человеческим, а исполнению воли Божьей» (1Пет.4:2 пер.ERV-RU) Укреплять веру - наша ежедневная задача. Живая вера, как и...
Как стать христианином – Христиане.ру