«Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божью учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать, подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли». (Евангелие от Матфея, глава 22:15-22)
На вопрос, заданный Иисусу, ответить сложно. Если ответить, что подать платить надо, то объявят, что Иисус - предатель, сотрудничающий с ненавистными оккупантами, продавшийся за большие деньги провокатор, что Он не несет Израилю освобождения, а значит, и не является Мессией.… Если же ответить, что платить подать не надо, то об этом известят римскую администрацию, а та тут же положит конец проповеди Иисуса.
Иисус просит дать ему монету, которой платится подать и спрашивает: «Чье изображение и надпись?» (Евангелие от Матфея, глава 22:20)
Ему протянули, естественно, римский динарий. Нужно сказать, что в Палестине тогда ходило два вида монет, поскольку евреям было разрешено печатать собственную монету. Еврейские деньги использовались для уплаты подати в храм, для приобретения жертвенных животных и других подобных нужд. В храм ничто нечистое не могло быть внесено, а римские деньги с изображениями на них языческих богов (чаще всего изображался император, который был божеством), были нечистыми. Менялы, которые сидели во дворе Храма (и которых Иисус Христос однажды выгнал оттуда), как раз переводили светские, нечистые деньги в религиозно-чистые. Вне храма в обычной торговле и расчетах евреи пользовались римской монетой.
Итак, Христу протянули динарий, и в ответ на Его вопрос, сказали, что изображение и надпись на нем кесаревы. По античным представлениям правитель был собственником земных недр и, следовательно, всего золота и драгоценностей, добываемых в стране. И значит, все монеты можно считать собственностью императора, лишь на время одолженной им своим подданным. Раз динарий итак принадлежит императору, почему бы не вернуть его владельцу?
Итак, ответ Христа понятен: храму надо отдать храмовую монету, а Риму - римскую.
Но отвечая: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу ». (Евангелие от Матфея, глава 22, текст 21), Он имел в виду и гораздо большее…
Требования кесаря.
Иисус Христос сказал: «отдавайте кесарево кесарю…» Эти слова оставлены на страницах Священного Писания и, следовательно, обращены и к нам, людям живущим сегодня. А кесарь сегодня - кто он? Во времена Христа императором был Тиберий. Были наместники, царьки.… Были законы, постановления, традиции, обряды, представления о том или другом… Человек должен был соответствовать многим нормам и многие правила выполнять для того, чтобы жить в обществе. Сегодня ничего не изменилось. И сегодня законы, традиции, постановления и представления окружают нас со всех сторон. И мы должны всему этому подчиняться и неукоснительно выполнять все предписания, а иначе мы просто не сможем жить в этом обществе, будем отторгнуты….
Культура, в которой мы живем, и есть этот самый «кесарь», который требует послушания, исполнения различных норм и правил. Это было во времена Христа, это есть и сейчас. На человека оказывается сильнейшее давление, если он хоть в чем-то не соответствует требованиям культуры.
А требования эти далеко не всегда разумны, человечны…
Психолог Юрий Орлов, в одной из книг, приводит любопытный пример из своего детства: « Однажды кузнец Василий вернулся из соседней деревни с заработков и получил известие от блюстительниц морали о неверности жены. Вроде бы, в отсутствие кузнеца в его дом кто-то захаживал. Дальше все произошло так, как и должно происходить по предписанием морали деревенской жизни. В этом случае муж должен был избить свою жену до полусмерти. И вся деревня с удовольствием слушала вопли избиваемой женщины…. Я дружил с сыном этой женщины и нам обоим было лет по семь. После описанных событий я спросил его, любит ли он своего отца. Он ответил, что любит.
- Как же ты его любишь? Ведь он твою мамку так бил, так бил, мы все слышали.
- Да нет, он не бил. Он сказал, что никаким рассказам не верит. Потом они с мамкой пошептались и вдруг стали бегать, кричать и посудой греметь, а после сели и стали тихонько смеяться. Только ты никому не рассказывай, а то мне мамка сказала, чтобы я не говорил никому».
Кузнец свою жену любил, верил ей, но и против обычаев и традиций открыто выступить не решился.… Вот другой пример, уже из современной церковной жизни.
Однажды во время детских занятий в церкви, я стал свидетелем экзамена. Были приготовлены билеты и подарки для детей. Мальчик лет пяти, взял билет и стал отвечать. Он хорошо ответил на первый вопрос про Моисея, а второй вопрос был: кто твой лучший друг? Мальчик вдруг замолчал и опустил голову. Пауза затягивалась… Дети, которые были рядом, стали подсказывать: «Иисус, Иисус Христос, ну и тупой же ты…» Мальчик поднял голову и, решившись, ответил: «Мама!» Ему очень хотелось получить подарок, и правильный ответ он знал, и подсказывали ведь в самое ухо…. Подумал тогда: а как я, взрослый человек, в похожей ситуации поступил бы? Ответить было сложно….
Стремясь соответствовать требованиям культуры, человек становится все более похожим на машину, робота. Некоторое время назад, оказался я в небольшой деревне. Более всего удивило там всеобщее пьянство. К вечеру пьяные были все: и девушки и бабушки, неговоря уже о мужской части населения.… Рассказывали о своей жизни люди обычно так: «А что в нашей дыре есть для человека? Водка и телевизор - вот и все развлечения…» У жителей большого города другая проблема: на человека, живущего в Москве, например, ежедневно обрушивается огромное количество самой разнообразной информации. А ведь еще в позапрошлом веке В. О. Ключевский писал: «…Ум современного молодого человека рано изнашивается усвоением чужих мыслей и теряет способность к самодеятельности и самостоятельности». С тех пор объем информации, обрушивающийся на человека, возрос неимоверно.
Справиться с ним мозг не в состоянии. Обдумать, осмыслить все увиденное и услышанное человек не может. Он способен в этой ситуации только механически принимать информацию. И человек выбирает правителями тех, кого он больше других видит в телевизионных передачах, покупает те товары, которые больше рекламируются, принимает те решения, которые ему навязываются средствами массовой информации… Часто информация, обрушивающаяся на нас, просто разрушительна для психики. Есть, например, такое понятие, как «вторичная жертва». Это когда репортаж о происшедшей катастрофе, с подробностями показанный по телевидению, становится причиной многих серьезных заболеваний и даже смертей.
Хотим мы того или нет, но то, что мы видим и слышим, проникает в наш внутренний мир и оказывает свое действие. Человек в некотором смысле, похож на огурец, который поместили в раствор соли и рано или поздно он станет соленым.
Если бы у огурца были желания, и он хотел оставаться свежим, то это ничего бы не изменило….
Итак, «кесарь» желает превратить каждого из нас в механического человека, который делает, выполняет, но не думает.
Иисус Христос сказал: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу ». Да, мы должны платить налоги, выполнять законы, придерживаться норм и правил, принятых в обществе, но не должны забывать самое главное - Божие отдавать Богу.
Как Божие отдать Богу?
Если зададим вопрос: «Что в этом мире принадлежит Богу? Что является Божьим?», то ответ для верующего человека возможен лишь один: «Все в этом мире принадлежит Ему! Все Божие!» Но как мы люди можем отдать Божие Богу? В состоянии ли мы это сделать? Как мы можем, например, отдать Богу прыгающего по дорожке воробья, закат солнца или прекрасный цветок, распустившийся в саду? Возможно ли это?
Да, возможно! Бог сотворил этот мир как подарок человеку. Есть в Библии упоминание о том, как первый человек этот подарок принял. В книге Бытие говорится, что первый человек Адам давал имена всем «животным полевым» и «птицам небесным». «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам, небесным и всем зверям полевым…» (Книга Бытие, глава 2, тексты 19-20) Чтобы дать имя - подарок необходимо увидеть, оценить его красоту, его достоинства. В каждой зверушке Адам увидел неповторимые, только ей присущие особенности, увидел совершенство, и имя, которое он дал, было выражением увиденного, восхищением, благодарностью Творцу.
И сегодня Бог дарит нам подарки каждый день, каждый час, каждую минуту, каждую секунду нашей жизни. Это и здоровье наше, и воздух, которым мы дышим, и хлеб, который на столе, и котенок, который свернулся клубочком у наших ног, и пение птиц, многое другое… Важно не пройти мимо подарка Божья, важно увидеть и оценить его, то есть дать подарку имя.
Как во времена Адама, так и сегодня: дать имя - значит, благословить Бога. В Библии читаем: «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его» (Псалом 102, текст 2). В нашем благословении мы возвращаем Божие Богу. Или скажем по другому: делая каждую минуту жизни осмысленной мы возвращаем Божие Богу.