Главная>Новости>Аналитика>Не перекладывай свою ответственность на других! | ЭКСКЛЮЗИВ

Не перекладывай свою ответственность на других! | ЭКСКЛЮЗИВ

Не перекладывай свою ответственность на других! | ЭКСКЛЮЗИВ

Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена.....

Бытие, 38:24-26.

14.03.2011
Тен Валериан Павлович
 Проповедь                                                                                                                                      
 
Не перекладывай свою ответственность на других!
 
Бытие, 38:24-26.
24 Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена.
25 Но когда повели ее, она послала сказать свекру своему: я беременна от того, чьи эти вещи. И сказала: узнавай, чья это печать и перевязь и трость.
26 Иуда узнал, и сказал: она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более.
 
Красная нить, пронизывающая всю Библию от начала до конца, – это Иисус Христос. Библия переплетена сюжетной линией падения человека и линией возвышения Христа Спасителя. История спасения грешников разворачивается на мрачном фоне падения человека. На этом темном фоне всё яснее и ярче высвечивается Иисус Христос. Развратная связь свекра Иуды со своей невесткой Фамарью, рассказ тридцать восьмой главы книги Бытие, не исключение из этого сюжета.
 
Тридцать восьмая глава книги Бытие вклинивается в рассказ о праведнике Иосифе. До и после нее речь идет о будущем спасителе Израиля. В тридцать седьмой главе рассказывается, как Иосиф был предан своими братьями, в чем неприглядную роль сыграл также и Иуда. Но тот же Иуда становится спасителем жизни Иосифа. Вместо убийства Иосифа его продают в рабство за двадцать серебряников. Идею продажи Иосифа в рабство предлагает своим братьям именно Иуда. Через главу, с тридцать девятой главы, Библия продолжает рассказ об Иосифе, как ни в чем не бывало. Однако непрерывность сюжетной линии об Иосифе резко прервана тридцать восьмой главой. В рассказ об Иосифе вклинивается совершенно другой рассказ о Фамари и Иуде, который, как кажется на первый взгляд, не имеет никакого отношения к Иосифу! Кажется, что Библия сшита из отдельных лоскутков, как старое одеяло. Однако понять все значение Библии, ее непреходящую ценность и цельность можно только с одной позиции – с христоцентрической позиции.
 
Суть поступков сынов Иакова, будущих патриархов Израиля, лежит в нарушении Божиих законов. Разрушительное действие первородного греха от Адама и Евы продолжается в человеческом роде. Оно бушует и в поступках одиннадцати сыновей Иакова. Что выбрали одиннадцать сынов Иакова? Добро для Иосифа, или зло? – Ответ прост: одиннадцать сынов Иакова выбрали зло для Иосифа. Рабство для человека есть несомненное зло. Поэтому поступок братьев Иосифа, продавших его в рабство, является несомненным злом и отвратителен в глазах Господа Бога. Спустя четыреста лет после этого события, в книге Исход, 21:16, и в книге Второзаконие, 24:7, работорговля будет осуждена законом Моисея. Во Второзаконии будет сказано: «Если найдут кого, что он украл кого-нибудь из братьев своих, из сынов Израилевых, и поработил его, и продал его, то такого вора должно предать смерти; и так истреби зло из среды себя». Грех, который совершил человек в саду Эдема, привел к тому, что зло в его поведении скорее является нормой, чем отклонением. Для обуздания зла Господь и ставит закон, один для всех без исключения людей. Обычно мы называем это общей благодатью Бога.
 
Библия ясно говорит, что ни один человек без искупительной жертвы Христа не в состоянии выглядеть праведным в глазах Бога: «... потому что все согрешили и лишены славы Божией», к Римлянам, 3:23. Почему пали в грехе одиннадцать братьев Иосифа? Потому что они были ведомы не Святым Духом, но сатаной. В отличие от них праведный Иосиф был водимым Святым Духом. Когда умножился грех братьев Иосифа, стала преизобиловать благодать Божия. Суверенный Бог позволил сатане ослепить глаза братьев и ожесточить их души лишь до продажи Иосифа в рабство, но не до его убийства. В этом особая благодать Бога, касающаяся спасения человека и ясно говорящая об Иисусе Христе.
 
Будущие патриархи Израиля совершили несомненное зло. Однако Господь Бог обращает это зло во благо тому же Израилю. По завету о семени жены, этому первому Евангелию, прозвучавшему в Эдеме непосредственно из уст Господа Бога падшим Адаму и Еве, по этому завету, который продолжен в завете Бога с Авраамом, Господь Бог безостановочно ведет работу по спасению избранного народа. Сюда включен еврейский народ, и следом – христиане из языческих народов. В Ветхом Завете Бог ясно говорит только об одном избранном народе – о евреях. И лишь кое-где мелькают искорки грядущего распространения благодати избрания на остальные народы. Благодать избрания во Христе запылает в полную силу в день Пятидесятницы, со дня которой Евангелие будет понесено во все народы земли.
 
Иосиф является орудием Божиего промысла для исполнения завета Бога с Авраамом. Иосиф будет готовить Египет как среду для умножения Израиля. Его роль в отношении Божиего народа в Ветхом Завете является прообразом роли Иисуса в отношении Божиего народа в Новом Завете. Праведность Иосифа напоминает праведность Иисуса Христа. Иосиф из свободного человека попадет в положение раба. Иосиф попадет даже в еще более тяжелую ситуацию, когда окажется в темнице. Это означает гражданскую казнь человека. Однако Господь Бог, Который всегда с Иосифом, возвращает его из тюрьмы на свободу – воскрешает из смерти в жизнь. Происходит чудо: Иосиф возвышается до положения первого министра при фараоне. С высоты этого положения Иосиф создаст в Египте для своих братьев подходящие условия для процветания. Евреи расплодятся в Египте в многочисленный народ, и станут сильнее даже самих египтян. Затем свершится исход евреев в обетованную землю. Так в служении праведного Иосифа исполнится завет Бога с Авраамом, Бытие, 15:13-14. Но одновременно в образе Иосифа виден прообраз Иисуса Христа. Бог-Сын уничижит Себя до положения человека. Придет к своим, но свои не примут Его и от них Он претерпит поношение, будет казнен на кресте, восстанет из мертвых во всей полноте власти. Воскреснув, Христос обеспечит умножение Божиего народа – Его Церкви. И когда придет время страшного Суда, у нас будет свой исход – мы покинем грешную землю и обретем новую землю под новым небом…
 
В истории спасения Божиего народа Иуда с Фамарью тоже окажутся орудием Божиего промысла. Они займут другое, более величественное, место в этой истории. Они дадут жизнь Фаресу, который станет предком Давида в ряду того царского рода, в котором и появится Мессия Иисус. Для того чтобы понять поступки Фамари и Иуды, нужно понять смысл обычая ужичества – брачного обычая, свойственного многим народам на стадии патриархально-родового строя. Вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь – с его братьями.
 
У Иуды от брака с женщиной из языческого народа Ханаана было три сына. Иуда женил старшего сына по имени Ир на женщине по имени Фамарь. Господь Бог умертвил Ира. Фамарь была вторично выдана замуж за Онана, брата Ира. Этот обычай выдавать вдову за деверя имел свое предназначение. Родившийся от повторного брака сын получал имя не деверя, но умершего брата. Так восстанавливался род умершего человека. Его имя не выпадало из истории человечества. Мы должны обратить наше внимание на этот древний институт семьи по следующей причине. Биологическим отцом сына, родившегося в ужичестве, был, конечно же, деверь. Однако по институту семьи отцом этого сына считался умерший брат. Институт семьи очень важен для нашего понимания того, почему Иисус считается сыном Давидовым. Иисус рождается по плоти от девы Марии, Отцом же Его является Бог-Отец. Так почему же Иисуса называют сыном Давидовым? – Только лишь на основании института семьи: ведь Иисус рождается в семье плотника Иосифа. А Иосиф действительно в роду от царя Давида. Поэтому по праву народ признает Иисуса сыном в Давидовом царском роде…
 
Фамарь выдана вторично замуж за Онана, младшего брата Ира. Фамарь кажется фатальной женщиной. Господь Бог умерщвляет и Онана. Фамарь опять вдовеет. Остается последний брат Шела. Но Шела еще не возмужал, поэтому Иуда не может отдать Фамарь сейчас же замуж за Шелу. Фамарь отправляется в родительский дом коротать время, пока не повзрослеет Шела. Однако время проходит, а Иуда не собирается женить повзрослевшего Шелу на Фамари, потому что он думает, не умер бы и Шела подобно братьям его…
 
Отчаявшись, Фамарь совершает поступок, который может быть осужден с позиций закона. Она надевает одежды блудницы, и поджидает своего свекра Иуду у ворот города. Не узнавший свою невестку Иуда вступает с ней в половую связь. Фамарь беременеет. Узнавший это и ничего не подозревающий Иуда приказывает осудить свою невестку смертной казнью. Однако вещественные доказательства, которые предъявляет Фамарь своему свекру, настолько бесспорны, что Иуда понимает, что это он отец будущего ребенка! Так какова же связь событий тридцать восьмой главы книги Бытие с событиями предыдущей, тридцать седьмой, главы?
 
Ключевым словом, которое объясняет связь этих двух глав книги Бытие, является слово узнавай. Фамарь властно требует – на еврейском языке hakker-na! – от своего свекра, узнавай, чьи это вещи? Чья это печать? Чья это перевязь? Чья это трость? – Ошеломленный Иуда узнает свои вещи и отступает от своего требования смертной казни. Иуда признает вину за собой!
В чем принципиальное отличие этого эпизода от случившегося в предыдущей тридцать седьмой главе? Братья Иосифа приносят к отцу Иакову окровавленную одежду Иосифа: «И взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью; и послали разноцветную одежду, и доставили к отцу своему, и сказали: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет», Бытие, 37:31-32. Однако синодальный перевод Библии на русский язык неточен в этом месте. Братья говорят другое, не посмотри, а, как и Фамарь, тоже узнавайhakker-na – своему отцу, не одежда Иосифа ли это? Если братья Иосифа говорят, узнавай, для того чтобы скрыть свое преступление, не вынести сор из своей избы, то Фамарь, наоборот, говоря своему свекру, узнавай, этим выносит сор из избы, для того чтобы раскрыть проступок и даже более, преступление своего свекра. Братья стремятся скрыть свое падение, а Фамарь стремится обнажить нравственное падение общества.
 
И тут мы приходим, наконец, к пониманию того, почему тридцать восьмая глава вклинилась в рассказ об Иосифе. Эта глава книги Бытие говорит о кульминации нравственного падения человека. Но эта глава одновременно говорит и о нравственном подъеме из падения. Иуда находит в себе силы признать свою собственную вину перед невесткой и обществом. Желание иметь сына среди жен Ветхого Завета вызвано естественным желанием родить Мессию. В еврейском народе ясно понимают обетование Господа о семени жены – Мессии, Который придет. Иуда, свекор Фамари, фактически отстраняет Фамарь от ее естественного права родить сына, возможное семя жены. Фамарь добилась рождения сына и, как мы видим, почета стать в ряду родства с Мессией необычным способом. Сын Фамари и Иуды, Фарес, станет предком царя Давида по прямой генеалогической линии. Через Давида линия от Фареса пойдет к Иисусу. Здесь христоцентризм послания тридцать восьмой главы книги Бытие!
 
Мы видим умножение благодати, благодатное вождение Иуды Святым Духом. Ведь в предыдущей тридцать седьмой главе книги Бытие Иуда вместе с остальными братьями Иосифа совершил преступление. Он продал брата Иосифа в рабство, и, чтобы скрыть это преступление от отца, вымарал одежду Иосифа в крови козла. Иуда, вместе с другими братьями, говорит отцу: hakker-na, узнавай, не одежда ли это Иосифа? В первом случае Иуда не хочет признавать свой грех, и перекладывает с себя вину на хищных зверей. Во втором случае Господь дает благодать веры Иуде: он признает свой грех, и берет вину за невестку Фамарь на себя. В этом смысле Иуда абсолютно не похож на Еву и Адама! Адам и Ева перед Божиим судом в саду Эдема начинают препираться и перекладывать вину друг на друга и на змея. Иуда и Фамарь оба виновны в грехе прелюбодеяния, но ответственность за этот смертельный грех берет на себя Иуда. Милость Божия делает из плода греха благо для человека. Господь Бог распоряжается так, что из плода греха прорастает росток Божиего благословения. В этом великий урок для нас.
 
Библия убедительно показывает, что спасение не в руках у человека, но целиком в руках Божиих.
 
Библия убедительно свидетельствует нам, что Господь Бог неотступен в Своих замыслах. Если Он обещал Адаму и Еве произвести семя жены, которое поразит змея в голову, то Он это обязательно сделает. И мы видим, как неукротимо свершается Божия воля. Иосиф избегает смерти подобно воскресению из мертвых и поднимается до высоты руководителя могущественного Египта. За свои дела блуда Иуда и Фамарь оба подлежат наказанию в аду. Однако Бог избрал именно их быть родоначальниками нашего Спасителя Иисуса Христа. Так что не в заслуге человека его спасение, но целиком в милости Божией!
 
Наша обязанность – благодарить всегда Господа Бога за Его милость, явленную в Спасителе Иисусе Христе. Урок, даваемый нам Библией, заключается в том, что она показывает абсолютное верховенство Бога над человеком. И в то же время Библия показывает личную ответственность человека перед Богом за свои поступки.
 
Способность взять вину на себя, но не перекладывать ее на других – отличительная черта христианина. В этом христианин исполняет заповедь Иисуса: возлюби ближнего, как самого себя. Христос Своей крестной жертвой Сам показал нам образец высочайшей любви к человеку. Без вины виноватый Христос берет ответственность за наши грехи на Себя. Он не перекладывает Голгофскую жертву на другие плечи: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты», Матфей, 26:39. Взяв ответственность на Себя, наш Спаситель примирил нас, грешников с Богом.
 
Святая Троица и сейчас помогает нам поддерживать мир в общении, как с Богом, так и с людьми. Святой Дух научает нас всему тому, чему учил апостолов Иисус Христос. Под водительством Святого Духа мы приносим Его плоды: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. Мир без Христа в сердце способен приносить лишь плоды плоти: прелюбодеяние, блуд, нечистоту, непотребство, идолослужение, волшебство, вражду, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное.
 
Проповедуя Христа, и воспитывая ответственных граждан, мы несем благо своей Родине. Ведь мы, чада Божии, несем мир в общество. Давайте же ответственно жить перед Богом. Не будем перекладывать ответственность со своих плеч на чужие. Давайте любить Бога и нести Евангелие в Россию! Аминь.
 
Тен Валериан Павлович, специально для www.protestant.ru  

 

Темы этой статьи
Похожие статьи
Как любить причиняющего боль?
Автор: Ринат Рахимов, проповедник, евангелист ( г. Черемхово) КАК ЛЮБИТЬ БЛИЖНЕГО, ПРИЧИНЯЮЩЕГО БОЛЬ? ВСТУПЛЕНИЕ Живя в этом мире, мы постоянно с кем-то взаимодействуем. Нас связывают различные виды взаимоотношений,...
Пасторское слово
«И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» 1Иоанна 4:21 Бог создал человека для общения с Собой и другими людьми, а также чтобы каждый мог принадлежать семье. В наш век отсутствия...
«Только любовь способна превратить врага в друга!»
Сегодня – праздник в США, выходной день, посвященный борцу за права афроамериканцев, лауреату Нобелевской премии мира Мартину Лютеру Кингу. Праздник отмечается ежегодно в третий понедельник января и приурочен ко дню...
На верного призрит Господь
В этой проповеди епископ Эдуард Грабовенко говорит о важности служения Богу. Пастор объясняет притчу о талантах. В чем смысл нашей жизни? Что мы должны ожидать, когда идем в церковь? Ка не отпасть от веры? Смотрите...
Пасторское слово
«Укрепите же себя, чтобы посвятить остаток земной жизни не тому, чтобы следовать страстям человеческим, а исполнению воли Божьей» (1Пет.4:2 пер.ERV-RU) Укреплять веру - наша ежедневная задача. Живая вера, как и...
Как стать христианином – Христиане.ру