С самого начала христианство подвергалось гонениям и не принималось многими.
Как только Церковь начала расти и распространяться, у нее появились враги в лице иудейских и фарисейских начальников, не поверивших в слово Иисуса Христа. Иудейские начальники враждебно относились к Христу. Иисус Христос был распят, воскрес на третий день и вознесся на небеса к Отцу, оставив повеление Своим ученикам нести Евангелие по всей земле. Когда начала распространяться проповедь Евангелия, начались гонения на апостолов и на других христиан.
Иудеи не могли примириться с властью римлян и не любили их, потому что римские прокураторы очень жестоко поступали с иудеями, притесняли их налогами и оскорбляли их религиозное чувство. По этим причинам в 67-ом году от Р.Х. началось восстание иудеев против римлян. Они смогли освободить Иерусалим от римлян лишь на короткий период времени. Большая часть христиан, воспользовавшись свободою выхода, ушли в город Пеллу. После этого в 70-м году римляне привели новые войска в Иерусалим, которые очень жестоко поддавили восставших.
Через 65 лет иудеи снова восстали против римлян. На этот раз Иерусалим был полностью разрушен, и было приказано пройти плугом по улицам в знак того, что здесь больше не город, а поле. Евреи, которые остались в живых, бежали в другие страны. Позднее на развалинах Иерусалима вырос небольшой город «Элия Капитолина». После разрушения Иерусалима и поражения иудеев, большие гонения на христиан с их стороны прекратились.
Когда закончились гонения на Церковь со стороны иудеев, начались страшные гонения от язычников в римской империи. Эти гонения продолжались два с половиной века.
Главная причина гонений на христиан со стороны язычников - это совершенная противоположность христианского учения обычаям, нравам и воззрениям язычества. Язычники терпели всякую веру, лишь бы она не мешала им жить по-прежнему. Христианская же вера во всем меняла весь образ их жизни:
- вместо эгоизма – проповедовалась любовь;
- на место гордости ставила смирение;
- вместо роскоши, доходившей в римской империи до огромных размеров, учила воздержанию и посту;
- искореняла многоженство;
- возвышала значение рабов;
- призывала богатых к милосердию и благотворительности и т.п..
В течение всего первого века Римское правительство не обращает особое внимания на распространение христианства. Если христиане подвергаются гонениям, то это из-за личных побуждений со стороны императоров, а не из-за законов.
В начале второго века воздвигаются на христиан гонения из побуждений правительственных. Эти гонения долгое время имеют характер случайный и зависят от произвола правителей, от их воззрений и характера.
С половины третьего века гонения принимают более напряженный и ожесточенный характер. Христианство преследуется, как враждебное империи учение, с целью совершенного искоренения его.
В истории гонений на христианство можно выделить следующие периоды:
Первый период гонений был при императоре Нероне и Домициане. Нерон обвинил христиан в поджоге Рима. Годы 64-ый до 68-го были страшными для христиан: их распинали на крестах, отдавали на съеденье диким зверям, зашивали в мешки, которые обливали смолой и зажигали во время народных гуляний.
Во второй период наиболее сильные гонения были от императоров Траяна, Марка Аврелия и Сепримия Севера. Император Траян (98-117 гг.) строго запретил существование тайных обществ, которые имели свои собственные законы, кроме общих государственных. В его время, христиан не разыскивали, но если кто был обвинен судебной властью в принадлежности к христианству, то его казнили.
Император Марк Аврелий (161-180 гг.) ненавидел христиан. При нем христиан начали разыскивать; введена была система пыток и истязаний, чтобы вынудить от них отречение от веры. Христиан изгоняли из домов, бичевали, побивали камнями, катали по земле, бросали в тюрьмы, лишали погребения. Никогда в прежние времена гонений не было столько мучеников, как в это время. Бывало так, что тела замученных христиан лежали массами на улицах города.
Третий период гонений. В третий период гонений особенно ожесточенные гонения были от императоров Декия и Диоклитиана. Император Декий (249-251 гг.) был грубый и жестокий. Его решением было уничтожить христианство. К счастью, это ужасное гонение продолжалось короткое время.
Император Диоклитиан (284-305 гг.) издал четыре эдикта против христиан, один другого жесточе, с целью истребить христианство.
Первый эдикт:
- Богослужебные собрания христиан запрещаются;
- Христианские храмы разрушаются;
- Книги Священного писания отбираются и сжигаются;
- Христиане лишаются своего имущества и гражданских прав;
- Христиане, рабы навсегда теряют возможность освобождения;
- Во время суда, христиан можно пытать и не принимаются со стороны их никакие жалобы.
Второй эдикт:
- Все духовные лица заключаются в тюрьму, как политические преступники.
Третий эдикт:
- От всех заключенных в темницу христиан, требовать, чтобы они принесли жертву идолам;
- Кто принесет, тех освободить от заключения, а кто откажется, тех мучить жестокими пытками.
Четвертый эдикт:
- Все христиане, абсолютно все, осуждаются на пытки и мучения, с целью принудить их к отречению от христианства.
Пущены были вход всевозможные пытки и казни, и не задумывались ни перед какой жестокостью. Назначен был срок до полного искоренения христианства (языческий праздник Терминалий 23 февраля 303 г. На самом рассвете этого дня отряд воинов окружил никомидийский храм: двери храма были выломаны, священные книги были сожжены, драгоценности разграблены, и весь храм разрушен до основания. После этого начались такие ужасы, которых невозможно изобразить. Свирепость мучителей доходила до такой степени, что изувеченных лечили, чтобы снова мучить; мучили иногда от десяти до ста человек в день, без различения пола и возраста.
Последняя борьба язычества с христианством была во время императора Юлиана. Император Юлиан был племянником Константина Великого и отличался ненавистью к христианам. Несмотря не все меры принятые императором Константином, язычество всё еще было сильно в Римской империи. Император Юлиан сначала просто притеснял христиан и поощрял язычество. Потом постепенно перешел к открытому насилию. Христиане с ужасом ожидали возвращения времен Нерона, Декия и Диоклитиана. Однако Юлиан не смог восстановить язычество. Он был убит в сражении с персами и после его смерти гонения на христиан прекратились.
Преемники Юлиана стали заботиться об утверждении христианства во всей Римской империи. Созидались новые христианские храмы, а языческие разрушались. Идолослужение стало уголовным преступлением. Гонения на раннюю христианскую церковь отличались особой жестокостью и неразборчивостью методов борьбы с чуждым и не понятным тому времени учением. Задача нашего современного общества не допустить повторения прошлых ошибок.