Представляем вашему вниманию веб-интервью с лютеранским священником, Константином Андреевым - епископом Евангелическо-лютеранской церкви Аугсбургского исповедания (ЕЛЦ АИ) России. Константин также христиансикй адвокат, поэт, писатель, философ.
Беседовал: Тараса Грига
Епископ Константин, в наше время, если кто-то из верующих слышит о Лютеранской церкви, он сразу ассоциирует ее с великим реформатором Мартином Лютером.
В связи с этим мой первый вопрос: Насколько сильно отличается современная лютеранская церковь от церкви времен Лютера?
Современная лютеранская церковь безусловно отличается от церкви времен Лютера, но с другой стороны - она та же самая, Невеста Христова. Мы верим, что церковь призвана к непрестанному преображению, изменению, согласно формуле - "церковь непрестанно реформируется" - ecclesia semper reformanda est. Бог призвал церкоь быть Его невестой, Его телом, которая свята и непорочна, и преображается в Его образ от славы в славу, от веры в веру. Однако мы также верим, что церковь помимо невидимой, является и видимой - видимой в отдельно взятых общинах, в которых мы наблюдаем - согласно притче Христа - пойманную в сеть рыбу, а также многое другое попавшее в сеть - и уже Бог отсеивает плевела и зерна, отсеивает избранных и неверующих. Мы видим, что церковь как семья, собрана вокруг алтаря, за которым нам служит Бог, а потом мы получившие Его благодать - двигаемся в этот мир, чтобы служить людям, научившись служить от Бога. Церковь видимая бывает разной, но несмотря ни на что верны слова - Бог находится в собрании верующих в Него и вера рождается от слышания. Даже если в сеть Божью попадают зачастую не рыбы, Бог силен неверующих - посещающих церковь - обратить в верующих, в угодных Ему.
К тому же мы не стремимся во всем подражать или имитировать ту церковь 16 века, пытаясь реконструировать то богослужение, облачения, музыку и прочее - потому что Бог призвал нас сохраняя традицию, становиться творцами и творить все новое. Потому в наших церквах наряду со средневековыми хоралами, мы поем и песни новые. Наряду с традиционными богослужениями, встречаются и неформальные служения, с целью достичь разные классы общества, от молодежи до интеллигенции.
- Лютеранская церковь продолжает оставаться в позиции протеста? Против чего она протестует сегодня?
Лютеранская церковь протестует против греха, и выступает за Бога, как и любая истинная христианская церковь. Надо отметить, что само название "протестанты" в строгом смысле слова, изначально, было применено лишь к последователям Мартина Лютера, которые выразили свою протестацию в 1529г. - (немец. Protestation zu Speyer). протест, поданный 19 апреля 1529 года шестью князьями и четырнадцатью свободными городами Священной Римской империи на рейхстаге в Шпайере, против решения большинства членов рейхстага возобновить действие Вормсского эдикта и преследование лютеран. По названию данного документа сторонники Реформации получили впоследствии название протестантов, а совокупность возникших в результате Реформации некатолических конфессий — протестантизм. Лютеране были против гонений, против отвержения открытой проповеди Евангелия, но выступали за явление миру четкого и ясного учения об оправдании лишь верой во Христа Иисуса и по благодати Божией.
Вообще протест в изначально смысле означает - выступление за что-то, торжественное заявление, наконец, провозглашение своей веру, заверение в своих убеждениях и уже потом означает возражение и несогласие с чем-либо. В этом отношении лютеране протестуют за Бога и выражают свою веру, равным образом протестуют против греха и дел дьявола.
- Сегодня из СМИ мы часто слышим о христианских программах, проектах. Какую социальную работу на сегодняшний день проводит лютеранская церковь стран бывшего СНГ?
Мы активно занимаемся социальным служением, реабилитацией осужденных, зависимых. В Воронеже уже долгие годы работает тюремное служение и приносит плоды, можно сказать, что опыт воронежских лютеран в этом отношении уникален чрезвычайно. Кроме этого, мы активно участвуем в жизни общества, подставляя надежное плечо в необходимый момент. Многие лютеране во время тяжелейших бедствий оказывают посильную помощь, служат волонтерами, жертвуют и временем и деньгами, чтобы облегчить страдания пострадавших, как например, было во время наводнений в Новороссийске, Крымске и прилегающих областях. Помимо прочего, мы занимаем активную позицию в СМИ, на радио и телевидении, в интернете, работаем с органами власти - занимая активную политическую позицию, побуждая верующих служить государству и прилагать все усилия к процветанию нашей Родины.
Мы исповедуем принцип двух царств - Христианин живет в двух царствах, в царстве Бога и в царстве мира. Это классическое ЛЮТЕРАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ДВУХ ЦАРСТВАХ – является характеристикой и основой лютеранской политики и этики. Оно разъясняет, что есть церковь и что есть мир, благотворно отличает одно от другого и ставит все на свои места. Оно освобождает разум, но поясняя также: «Ты не больше, чем инструмент». Оно правильно различает: «ОТДАВАЙТЕ БОГУ ЧЕСТЬ, А ЛЮДЯМ - ЛЮБОВЬ!» Можно также сказать: христианин через веру живет в Боге и через любовь – в человеке.
В своей работе «О свободе христианина» Лютер приводит следующий парадокс: «Христианин - свободный хозяин всего и никому не подчинен через веру; христианин – раб всего и подчинен всему через любовь».
Мы, как лютеране, имеем опасность возгордиться нашим образованием, культурой, музыкой, нашим критическим духом и скромностью. И тут мы уже перестаем быть скромными. Но не привлекает ли этот парадокс многих людей к лютеранству? Мы, недостойные, но в то же время получаем милость и прощение только от Бога. Даже самые высокие святые (Павел, Августин, Лютер) испытали это искушение, чтобы сказать: «О великий грех, который заслужил такого великого Спасителя!» (Августин), и «Мы – нищие, это правда» (Лютер).
- Открыта ли лютеранская церковь к современной молодежи? Удается ли находить точки соприкосновения?
Мы открыты к любым национальностям и любым возрастным группам, и в особенности молодежи, поскольку для нее особенно важно услышать весть о спасении. В лютеранских приходах молодежь отличается активностью и для них проводятся различные семинары, встречи, группы, собрания. Лютеранская церковь не чужда современной культуре - рок, рэп, другие направления в музыке, танцы, различные виды творчества. Привлекает в лютеранскую церковь молодежь и богослужение на понятном русском языке, а также открытость к дискуссии, спорам, обсуждению на различные общественно важные и горячие темы.
В некоторых из этих городов численность практикующих лютеран сопоставима с численностью практикующих православных. Столь же радикально изменился и социальный состав лютеранских общин — молодежь , студенчество, люди с высшим образованием играют в них главную роль. Эти люди, своей жизнью отвергающие знаменитую сентенцию Ф. М. Достоевского “русский — значит православный”, считают себя русскими патриотами и в то же время верными последователями лютеровского учения. Даже более верными, чем современные немцы или шведы.
- Вы как епископ, как видите будущее лютеранской церкви? Сохранит ли она свою идентичность? Или все больше будут стираться различия с другими деноминациями?
Если бы доктрина лютеранской церкви была бы идентична доктрине Лютера, то наша церковь была бы «сектой Лютера. Для нас идентичность лютеранской церкви выражается в верности Богу и Библии и верности основным лютеранским вероисповедным книгам. Если выразить вкратце современную лютеранскую идентичность - то она выражается 5-ю высказываниями - 1 Sola scriptura («только Писанием») 2 Sola fide («только верой») 3 Sola gratia («только благодатью») 4 Solus Christus («только Христос») 5 Soli Deo gloria («только Богу слава»). Только в Писании нам открывается истинный Бог, только верой мы обретаем спасение, только по благодати нам прощаются грехи и мы обретаем мир с Богом, только благодаря Христу, без наших заслуг мы спасаемся Им для вечной жизни, и наконец, только Богу слава за всё во веки веков.
Епископ Константин, большое спасибо за интервью! Пусть Господь и дальше дает Вам силы приносить праведные плоды.
Источник: tgryga