МИССИОНЕРСКОЕ.
Уродина толстокожая,
Послушай-ка Слово Божие!
Двустишие одного нехристианского сетевого поэта, отражающее, по его мнению, манеру современной христианской проповеди
Горящие глаза, глядящие сквозь собеседника…
Речь, льющаяся плотным потоком… Невозможно вставить даже одно слово… Руки быстро заполняются рекламными буклетами… В ушах застревают слова: «Обязательно приходите! У нас очень здорово! Ваша жизнь коренным образом изменится!» Хочется или кивать головой, чтобы собеседник поскорее отстал, или стукнуть назойливого визави по голове тяжёелым предметом.
Нет, дорогие мои читатели! Это описание не только продавца «гербалайфа» или очередной сетевомаркетинговой чепухи! Это, к сожалению, портрет рядового протестантского уличного «благовестника»…
Как же так случилось, что Благая Весть стала излагаться так (простите мне мой вульгаризм) погано? Как получилось так, что уличный благовестник в большинстве случаев вызывает рвотный рефлекс у слушателей? Мы склонны всё сваливать на ослеплённый ум неверующего, на его жестоковыйное сердце и необрезанные уши (Деян. 7:51). Но, честное слово, я порой солидарен в этом вопросе с неверующими. Много лет назад я как-то ехал в троллейбусе и услышал, как некий брат во Христе «свидетельствовал» своему попутчику. Но делал он это весьма своеобразно. Ему было всё равно: слушает его попутчик или нет. Это был монолог. Причём выглядело это примерно так: «А ты меня спросишь: откуда всё появилось? А я тебе отвечу… Бог всё сотворил! А ты меня спросишь, а как спастись? А я тебе отвечу… надо покаяться!» Несчастный попутчик ни о чём не спрашивал, он явно чувствовал себя неуютно. Даже я ощутил чувство неловкости за брата, выкрикивающего религиозные лозунги. И мне и всем пассажирам хотелось, чтобы этот неистовый «проповедник» замолчал. Видно было, что многие пассажиры были бы даже не прочь сойти, не доехав до своей остановки, но, видимо, ехать надо было срочно. И они терпели весь этот кошмар довольно мужественно. Я бы на месте неверующего давно бы уже чем-нибудь этого проповедника стукнул по голове.
Я задумался, откуда это пришло к нам? Неужели с запада, где совершенно другая культура общения? Там любой человек может разговориться с совершенно незнакомой кассиршей в супермаркете или с водителем автобуса на самые разные темы, да и разговор о вере на западе не принято считать делом интимным, не терпящем декларативности и поспешности. Но мне представляется, что не в западе, всё же, дело.
Дело в мифическом толковании одного текста из Нового Завета. А именно: «проповедуй слово, настой во время и не во время…» (2 Тим. 4:2).
Не раз и не два слышал я проповеди о том, что мы должны проповедовать Евангелие настойчиво, невзирая на реакцию собеседника. Главное успеть вывалить на него всю Благую Весть, поделиться всеми пятьюдесятью четырьмя «духовными законами», успеть кратко пересказать содержание всех воскресных проповедей на тему благовестия! А там будь что будет… Ныне решай! Неужели уйдёшь? И т. д. Не важно, что время неподходящее, например, у человека день рождения: попал к неверующему на застолье, испорть ему праздник, но Евангелие расскажи.
Но действительно ли это имел в виду апостол Павел, когда писал к Тимофею?
Вряд ли…
Во-первых, мы должны понимать, что в Послании к Тимофею речь идёт всё же о церковной проповеди. Ведь цель всего послания состоит в том, чтобы «…ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Именно церковная проповедь должна быть во время и не во время. Она не зависит от настроения и состояния здоровья проповедника, от времени года, от благоприятности или неблагоприятности обстоятельств. В церкви Слово Божье должно звучать всегда. Вот что заботит Павла.
Во-вторых, даже если и применить этот текст к уличной проповеди Евангелия, то это не значит, что с понятием «не вовремя» ничего делать не нужно. Нужно «не вовремя» сделать «вовремя»!
К чему я клоню? Сейчас объясню.
В Послании к Колоссянам тот же апостол Павел объяснил как мы должны обращаться с неверующими: «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем…» (Кол. 4:5).
Интересно, что слово, которое у нас переведено, как «пользуясь» — это причастие от греческого глагола ἐξᾰγοράζω — выкупать. Причём русский перевод «улучать момент» не передаёт всего семантического ареала греческого глагола. Ведь глагол ἐξᾰγοράζω применяется в Новом Завете и к Христу, искупившему нас. «Христос искупил (ἐξᾰγοράζω) нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою — ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» (Гал. 3:13).
Таким образом, это греческое выражение, означающее «улучить момент», «найти удобный момент и воспользоваться им» несёт в себе ещё и оттенок выкупа!
За время для свидетельства нужно заплатить! Я не имею в виду деньги. Чтобы поймать момент времени для свидетельства, нужно заплатить своим вниманием, своей искренностью и своим временем, своей помощью и т. д. Время нужно купить.
Мы же часто любим, красть чужое время, когда свидетельствуем! Именно поэтому мне никогда не нравилось, когда «свидетели» Иисуса пристают к людям на улице! «Проповедуя» таким образом, они крадут чужое время, а нужно тратить своё!
Чтобы у человека появилось время и желание с тобой беседовать, ты должен с ним подружиться так, чтобы это было ваше общее время! Лучшее свидетельство и хороший, задушевный разговор о Евангелии получается тогда, когда вы с неверующим другом вместе проводите время. Именно поэтому Христос советовал ученикам входить в дом к тем, кому проповедуешь. На востоке это не выглядело так, как поступают современные «свидетели Иеговы», ходящие по квартирам. На востоке «войти в дом», значило подружиться с человеком. Стать желанным гостем. И именно поэтому надо было принести в дом приветствие: «Мир дому сему». Шалом, а не дискомфорт. Именно по этой причине нельзя было переходить из дома в дом, а надо было оставаться там, где удалось наладить отношения с людьми. Если отношения не сложились, тогда отрясите прах с ног и идите дальше, но постарайтесь сделать всё, чтобы купить время для проповеди!
Недаром и в наши дни лучшее свидетельство о Христе получается там, где царит настоящая дружба. Например, в летних молодёжных лагерях или походах. Когда вы действительно становитесь друзьями с неверующим, съев с ним свой персональный «пуд соли».
Да и каждый из вас уверовал только потому, что кто-то отдал нам своё время, а не забрал наше!
И даже благовестие на неподготовленную аудиторию должно начинаться с выкупа времени: апостолы и Христос вначале исцеляли, а потом благовествовали. Вам не дано исцелять? Просто творите добро! Нет времени, чтобы завязать длительные отношения? Тогда лучше перестаньте проповедовать!
Желаете проповедовать на улице? Но и в этом случае постарайтесь купить время! Привлеките внимание! Тут сойдёт что угодно: показывайте фокусы с духовным смыслом, сделайте так, чтобы люди захотели стоять рядом и слушать вас! Делайте то, что умеете. Проявите фантазию: играйте блюз на губной гармошке, сидя на скамейке в парке, и проповедуйте тем, кто собрался вас послушать. Откройте парикмахерскую и один раз в неделю стригите бесплатно (только не благовествуйте во время стрижки, а то клиент убежит недостриженный :)). Кормите, лечите и мойте бомжей. Вместо того, чтобы сунуть в шляпу уличному музыканту брошюрку, положите туда вместе с брошюркой десять рублей, а лучше пятьдесят.
И помните: современное благовестие погубят христиане, проповедующие о Христе так, как это делают продавцы гербалайфа!
Скачать всю книгу “Современное христианское мифотворчество и разрушение мифов” можно тут
Источник: pavel-begichev
|
|
|
|