Главная>Новости>Аналитика>Необходимы внятные ответы на острые вопросы

Необходимы внятные ответы на острые вопросы

Необходимы внятные ответы на острые вопросы
Церковь переживает очевидный кризис. Несмотря на религиозные свободы, храмы пустеют, а центры христианской активности смещаются в сторону от них. Как понимать эти смещения, и чем может ответить церковь, чтобы вновь стать центром, где пересекаются культурные, научные, светские и религиозные течения жизни?
06.03.2012

Откровение, явленное нам в Иисусе Христе, нужно не только принять верой, но и понять разумом. Чтобы в свете этого Откровения переосмыслить быстро меняющийся мир, который нас окружает, частью которого являемся и мы сами.   Сегодня в наличии проблемы и вызовы, с которыми церковь никогда  не сталкивалась.  Это и новые технологии – генная инженерия, биотехнологии, клонирование человека…. Это и изменившаяся жизнь человека –  мегаполисы,   социальные сети…. Это - новые идеи и представления о человеке.   Если церковь не может дать внятного ответа на острые вопросы современности, то она остается на обочине жизни,  и неверующее сообщество воспринимает  ее представителей не как глашатаев  духовных истин, а как возвещателей  суеверий. Жизнь Тела Христова всегда, как свою неотъемлемую часть, включала и напряженный интеллектуальный труд. Не случайно апостол Павел говорит, что наше преображение в образ Христа происходит через обновление ума и познание Божьей воли (Рим.12:1-2). 
   Вот уже больше трех лет в Москве действует богословский семинар, который объединяет вокруг теологических проблем и вопросов христиан из самых разных церквей и деноминаций. Многие из участников имеют специальное богословское образование. Обычно семинар начинается с доклада, в котором очерчивается проблема, предлагаемая к обсуждению. Постепенно доклад переходит в свободную дискуссию, во время которой каждый из присутствующих может высказать свое мнение. Довольно часто случается так, что первоначальные тезисы докладчика оказываются опровергнутыми или значительно скорректированы: ведь семинар задуман как пространство для поиска ответов на сложные вопросы, а не трансляции заранее известных положений. На семинаре поднимаются самые разные актуальные проблемы, связанные с теми  богословскими вызовами, которые возникли перед христианским мировоззрением в связи с развитием науки и процессами, происходящими в мире.

2012 год участники семинара в основном решили посвятить   теме: "Основные богословские вызовы современности и будущего". В этой связи будут рассматриваться  например, следующие вопросы:

  • Духовный мир человека: психология и духовные феномены
  • Био и Эко этика: экология, биотехнологии, клонирование
  • Новые форматы жизни: социальные сети, мегаполисы
  • Представления о человеке: генная инженерия, трансгуманизм
  • Новые культурные нормы: изменение формата семьи


 В феврале на   заседаниях  богословского семинара слушали доклады Сергея Градировского «О догматах»

 Что догматизируется? И, соответственно, что не требует догматизации? 

Как мы знаем, что догматизация свершилась? Что можно сказать о верификаторе данной процедуры? Каковы функции догмата? Эти непростые вопросы обсуждали участники семинара. Не на все вопросы они смогли дать четкие ответы. Например, вопрос о том, что догматизируется -

это пока самый сложный вопрос,ведь нельзя ответить: догматизируется то, что позволяет сохранить единство Церкви; порой нужен меч, чтобы отсечь безнадежно больное. Нельзя так же сказать: что то, что утверждает путь к спасению; слишком расплывчатый ответ, под который, при желании, можно подвести многое.  

Функции догмата участники семинара опредилили как:

  • Прежде всего быть символом духовных побед (и как ни странно, противостоять рациональному интеллектуализму на почве Откровения);
  • быть алгоритмом богословского мышления (тем, как оно может и должно развёртываться);
  • быть рамкой такого мышления (тем, докуда оно себя чувствует свободным и где начинается ересь);
  • быть верификатором такого мышления (тем, что позволяет уберечься от ереси и простого непопадания в цель – то есть греха);
  • быть также уздой и, одновременно, шпорами мышления (тем, что ограничивает буйство мышления и, одновременно, не дает мышлению покоя). 

Очередная встреча в рамках богословского семинара состоялась 5 марта.   Был особый гость - Михаил Черенков, доктор философских наук из Киева. Тема - "Новые церковные формы"

Церковь переживает очевидный кризис. Несмотря на религиозные свободы, храмы пустеют, а центры христианской активности смещаются в сторону от них. Как понимать эти смещения, и чем может ответить церковь, чтобы вновь стать центром, где пересекаются культурные, научные, светские и религиозные течения жизни?

Люди маловерующие и неверующие отворачиваются от церкви, и даже верующие люди не могут далее жить внутри ветшающих, но при этом все более политизируемых и коммерциализируемых церковных институтов.

Что такое церковь и где ее границы? Справедливо ли авторитетное мнение, что «кому церковь не мать, тому Бог не Отец»? Как быть с теми, кто верует, но не принадлежит? Как должна измениться структура церковной жизни в нетрадиционном обществе? Можно ли мыслить церковность за пределами церкви? Пространство общения христиан, разные формы их общности, не содержат ли в себе тело и дух церковности? Как совместить автономию личности, желание индивидуальной свободы и стремление «быть частью» в современных форматах церковности? Эти вопросы обсуждались на семинаре.

Выводы были необнозначны. Звучала мысль о том, духовность вне религии, религиозность вне церкви, вера вне института – эти странные возможности стали   востребованными на фоне заката иерархической, системной церковности.   

На  взгляд автора доклада, в последние дни христианской истории, как и в дни первые, церковь будет не столько местом и обществом прихожан, сколько общиной, общностью учеников. Снова станет видимым ее обычно невидимый, надконфессиональный, собирательный характер. Церковь будет не разделять, а объединять. Можно будет принадлежать разным конфессиям, но обретать чувство церкви, общины, Христового круга в общении с «просто христианами».

Сдвиг в понимании церкви и церковности можно выразить и так: раньше Христа представляли внутри церкви, сейчас церковь представляют вокруг Христа. Произошло «освобождение» Христа от церкви, высвобождение Его Личности из иконических и идолических образов традиции.   

Если церковь не избавится от самососредоточенности, увлеченности собой, внутренней борьбы за власть и блага, то возникнут новые центры церковной активности, новые формы церковной жизни. Об этом говорили участники семинара.

Семинар проходит по понедельникам, раз в две недели, с 19.30 до 22.00 в помещении Ассоциации христианских миссий (м. Чертановская, ул. Чертановская, 1В, корп. 1). Узнать точную дату очередной встречи и получить больше информации о семинаре вы можете у одного из организаторов богословского семинара Михаила Дубровского: тел. +7(909)153-4248 e-mail: problematizator@gmail.com
 

Темы этой статьи
Похожие статьи
Душепопечение в Ессентуки
20 мая на базе церкви «Ковчег» г. Ессентуки прошли семинары на тему: «Внутреннее обустройство церкви «душепопечение». Основным спикером семинаров был автор большого количества книг, профессор и миссиолог мирового масштаба...
«Настоящая любовь побеждает»
«В любви нет страха…» 1-е Иоанна 4:18 Парни и девушки общаются, влюбляются и затем... Взрослые хватаются за голову: «Все ли будет в порядке и благопристойно?», «Сможет ли молодежь принять правильные шаги и развивать...
Месяц с известнейшими евангелистами Европы
Дорогие друзья! Приглашаем насеминар "Служение евангелиста" с15октября по16ноября вМоскве. Вы проведете время вобщении иснаряжении духовными дарами вместе сКарлом Густавом Севериномиизвестнийшими евангелистами Европы. Втечение...
Научиться благовестию может каждый
Научиться благовестию может каждый ! Перед Пробуждением важна подготовка. Благовестию всовременных условиях нужно учиться! Идет набор на4-месячные online-семинары поблаговестию"3шага": Преимущества семинаров: Вы можете...
Миссионерство в свете «закона Яровой»
Наталья распространяет газеты «Сокрытое сокровище» и «Ключи к здоровью» возле станции метро, расположенной недалеко от ее дома. Литературу привозит в хозяйственной сумке-тележке регулярно, раз или два в неделю, и бесплатно...
Как стать христианином – Христиане.ру