В минувший вторник, 21 апреля 2015 года в конференц-зале Санкт-Петербургского Христианского Университета состоялась Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная 70-летней годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
Организаторами конференции выступили: Российское Объединение исследователей религии, Научно-методический совет по религиоведению Общества «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Общероссийская общественная организация «Российская ассоциация защиты религиозной свободы» (РАРС), Санкт-Петербургский Христианский Университет.
Целью проведения конференции стали, накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, обсуждение роли религиозных организаций и верующих в Победе над фашизмом, анализ различных аспектов религиозной жизни общества в годы войны в ракурсе научного исследования религий.
На конференцию съехались российские ученые – специалисты из различных областей религиоведения, представители правозащитных и религиозных организаций из разных уголков России: Санкт-Петербурга, Москвы, Владивостока, Пензы, Южно-Сахалинска, Нижнего Новгорода, Краснодара, Тулы и других.
Конференция началась с приветственного слова ректора Санкт-Петербургского Христианского Университета В. А. Аликина.
Первым докладчиком в пленарном заседании выступил доктор исторических наук, профессор М. И. Одинцов (Москва) с докладом: «Советское государство и религиозные организации в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». Вот некоторые интересные выдержки из его доклада: «Накануне Великой Отечественной войны планы партии в отношении искоренения религии становятся явью. На огромной территории Советского Союза действовали единицы культовых зданий, и казалось, что еще немного планомерных усилий, и с религиями будет покончено. Но начавшаяся война стала сразу войной Отечественной, войной за свою жизнь, за свою страну. Стало очевидно, что без единства духовного, патриотического народ в войне не может одержать победу. Поэтому вектор религиозной политики изменился. Составлялись списки религиозных организаций, которые следовало привлечь. - Я работаю в архивах, и вижу, что уже в июне 1941 года начинаются поиски сотрудничества с религиозными организациями. Недавно я имел возможность ознакомиться с подписанным Карповым документом со списком имен представителей религиозных организаций, которые требовалось привлечь для патриотического и духовного объединения.
Волна антирелигиозного натиска сохранялась первые месяцы войны: «мракобесы», «поповщина» - подобные формулировки звучали в докладах антирелигиозников, поступавших в первые месяцы в Москву. Но процесс шел быстро. Снимались замки с храмов, открывались двери. Были сняты ограничения на культовую деятельность, не препятствовали массовым религиозным мероприятиям. В течение первого полугодия войны все религиозные организации, не только православная церковь, получили возможность выступить с обращением к гражданам». Подытожил свой доклад М. И. Одинцов таким высказыванием: «Мы выстояли и благодаря тому, что огромное число религиозных организаций и верующих людей противостояли врагам, благодаря духовному и патриотическому единству».
Далее с докладом «Русская Православная церковь и религиозная политика нацистской Германии в годы Великой Отечественной войны» выступил доктор исторических наук М. В. Шкаровский (Санкт-Петербург). Он уже много лет занимается историей нацистской религиозной политики в период Второй Мировой войны и в докладе коснулся некоторых конкретных сюжетов. По его словам: «Главную роль в религиозной германской политике играли директивы высшего руководства, представители которого в большинстве своем были антихристиански настроены. Изучая записи немецких архивов, сталкиваешься просто со звериной ненавистью в отношении христианства. Высшее руководство Третьего рейха стремилось создать новую религию. В 1939 году был разработан 25-летний план национал-социалистской религиозной политики. По его условиям для каждого гражданина должно быть обязательным принятие нацистской религии. Влияние христианства планировалось свести до нуля. Новая нацистская религия формировалась из нескольких составляющих. Внешние черты были заимствованы из христианства, в основу легло неоязычество, также присутствовали элементы буддизма, языческих учений, розенкрейцерства. В августе 1941 года вышел указ Гитлера - не поддерживать и не поощрять какой-либо церковной жизни и деятельности. Но при этом Третий рейх ставил своей задачей использовать религиозные организации для определённой пропаганды. В рамках этого планировалось подготовить новый класс проповедников, свободных от христианского влияния».
Следующим был доклад доктора исторических наук, профессора И. И. Масловой (Пенза): «Ментальность России как причина краха «русской авантюры» Гитлера». По ее исследованиям, перед падением Третьего рейха нацисты искали способы его сохранения в опыте своих противников в лице Советского Союза. Война с Россией или восточный поход, по мнению оставшихся в живых генералов побежденного вермахта, была обречена на провал. Главной причиной военного краха Германии Маслова считает, ссылаясь также на других исследователей, «расовое сумасбродство», насаждаемое среди немцев. В конце своего доклада И. И. Маслова представила гостям конференции новый 10 минутный фильм «Находки семейных архивов». В фильме отражены фото, письма, воспоминания военных лет, которые вызвали слезы на глазах гостей и докладчиков конференции.
С докладом «Русские протестанты в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» выступила кандидат исторических наук Т. К. Никольская (Санкт-Петербург). Она привела ряд исторических примеров участия и подвига русских протестантов во время войны, а также примеры осуждения протестантов за отказ от участия в военных действиях. После доклада был задан вопрос из зала: «Есть ли статистика представленных к наградам протестантов?» На что Татьяна Кирилловна вспомнила пример баптиста Дмитрия Кияшко. Он был представлен к званию Героя Советского Союза, но на самом верху его кандидатуру сняли, поэтому в списках героев он не числится.
Далее прозвучали доклады доктора философских наук, профессора В. Х. Акаева (Грозный) «Участие мусульман Северного Кавказа в Великой Отечественной войне», доктора исторических наук, профессора Ю. В. Гераськина (Рязань) «Верующие Истинно-православной церкви в годы Великой Отечественной войны (на материалах Рязанской области», кандидата исторических наук Д. А. Фокина (Заокский) «Как жили и трудились верующие в войну: повседневная культура протестантов в период Великой Отечественной войны».
В заключении конференции состоялся круглый стол «Война и Победа: исторический опыт и современность в ракурсе исследования религий», на котором гости смогли обсудить специфику религиозной ситуации военного периода в разных регионах страны. Прозвучали редкие архивные сведения о репрессиях протестантов. Из зала была озвучена проблема, что лидеры религиозных организаций не сдают информацию о социальной деятельности в архивы, не ведут никакой собственной учетной деятельности, для того, чтобы в будущем обеспечить доступ к достоверным источникам статистических данных для исследовательских целей.
Также вниманию гостей были представлены новые религиоведческие издания, вышедшие в 2014 году: исследование С. М. Дударенок и М. Б. Сердюк «История протестантских церквей Приморского края (XIX-XX вв.)» (Владивосток) и коллективная монография «Религии России: проблемы социального служения и патриотического воспитания» под редакцией О. К. Шиманской (Нижний Новгород), куда вошло большое количество статей о современных религиозных собществах в России – от Русской Православной церкви до новых религиозных движений (саентологии, неоязычества и др.).
Оба издания были переданы в библиотеку Христианского Университета.
Источник: baznica
|
|
|
|
|