Главная>Новости>Церковь>Христос и на Крайнем Севере чувствует себя как дома

Христос и на Крайнем Севере чувствует себя как дома

Христос и на Крайнем Севере чувствует себя как дома
Автор: Доктор Йоханнес Раймер - руководитель отдела общественного взаимодействия Всемирного евангелического альянса и профессор миссиологии и межкультурной теологии Теологического университета Эверсбаха.
06.11.2023

1. Среди хантов на Крайнем Севере России.

На Крайнем Севере Российской Федерации проживает целый ряд финно-угорских племен, таких как ханты, манси, эвенки, ненцы и другие. Большинство этих народов ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Попытки российского, а затем советского государства оседлать их, обратить в христианство или атеизм увенчались успехом лишь в очень малой степени. Они по-прежнему живут полукочевниками, исповедуют анимистическое язычество, слушают своих шаманов, их преследуют духи.

Христос и на Крайнем Севере чувствует себя как дома

Эти оленеводы, кочующие по тайге и тундре со своими огромными стадами, поддерживаются шаманами в анимизме с сильными оккультными проявлениями. Немногочисленные попытки прозелитизма, предпринимавшиеся в прошлом, в основном не увенчались успехом. Миссионерские поездки на Крайний Север, организованные христианами России и Запада с 1992 года, также не увенчались успехом.

Ханты практически не евангелизированы. Даже в 1988 году, когда вышла моя книга "Молитва за народы Советского Союза", не было известно ни одного ханты или манси, которые бы последовали за Иисусом.

Тем большее удивление вызвала у меня небольшая хантыйская христианская община в деревне Руссинская, расположенной примерно в 150 км к востоку от Сургута, которую я посетил в октябре 2023 года. В сопровождении лидеров Евангельского Альянса в России Сергея Лавренова, и Виталия Власенко, генерального секретаря, я отправился в этот регион, чтобы увидеть другое, нерусское лицо Сибири. Город Сургут - центр российской нефтегазовой промышленности. Здесь также есть несколько евангельских церквей, но лишь немногие представители коренного населения за эти годы обрели веру в Иисуса. Новость о евангельских хантах вызвала у нас интерес и любопытство.

Большинство из 28 тыс. хантов проживает в Ханты-Мансийском автономном округе на Западно-Сибирской равнине вдоль одной из самых могучих рек Сибири - Оби. Они до сих пор говорят на своем хантыйском языке на трех диалектах, сильно напоминающих венгерский.  Попытки записать свой язык были оставлены, поэтому эти племена не имеют письменности. Их традиции передаются из уст в уста. Лишь некоторые фрагменты Нового Завета доступны в устном переводе на аудиозаписях.

Деревня Руссинская - крупный хантыйский поселок, созданный государством. Здесь есть школа-интернат, больница и другие объекты, облегчающие повседневную жизнь в нереальном тундровом ландшафте с температурой зимой ниже -50 градусов и роями комаров летом. В поселке есть прекрасно оформленный музей, где ярко представлена история хантов.

Подавляющее большинство хантов в Руссинской живет полукочевым способом, занимаясь оленеводством, охотой, рыболовством и сбором лесных и тундровых ягод. Однако с момента начала добычи нефти и газа в 1953 году их среда обитания находится под серьезной угрозой. Из-за этого между государством и хантами неоднократно возникала напряженность.

2 Как ханты пришли к вере в Иисуса.

Евангелизация народа ханты в станице Руссинской началась с обращения молодой ханты Зои в 1992 г. Как и многие ее земляки и сверстники, она пристрастилась к алкоголю. Ее первый брак пошел прахом. И вот однажды она познакомилась с молодыми христианами, которые вместе с известным в России евангелистом Иосифом Бондаренко из Риги (Латвия) приехали на Север и тоже обратились к хантам с евангелием. В то время она была единственной из своего племени, кто откликнулся на этот призыв и пережила удивительное полное избавление от пагубной алкогольной зависгмости.

Христос и на Крайнем Севере чувствует себя как дома

Вскоре в Тюмени, большом городе Западной Сибири, Зоя познакомилась со своим нынешним мужем Игорем, украинцем, который, как и многие другие, приехал на Север из великой Советской империи, чтобы как можно быстрее заработать как можно больше денег. Игорь был из атеистической семьи и к тому же пристрастился к алкоголю. Зоя привела его в церковь. И Игорь тоже познакомился с Иисусом. Вскоре они поженились и через некоторое время переехали в родную деревню Зои. Здесь не было верующих, и они стали говорить об Иисусе.

Игорь также стал оленеводом. "Сегодня у нас 150 оленей. Мы живем как большинство хантов, только без их мрачной религии и повсеместного алкоголя", - говорит Игорь.

Христос и на Крайнем Севере чувствует себя как дома

За эти годы через супругов к вере в Иисуса пришли около 80 хантов. Сорок из них объединились в евангельскую общину, которая регулярно собирается в переоборудованной сауне. Зоя пишет песни на их языке, а Игорь по воскресеньям проповедует Слово Божье на русском языке, а жена переводит ему.

"Не столько наши слова открывают сердца людей для Иисуса, - говорит Зоя, - сколько наша изменившаяся жизнь. Как и они, мы тоже живем вместе с нашими оленями, но вместо того, чтобы топить свои печали в алкоголе или наркотиках, мы молимся Иисусу, и Он дает нам новое мужество и друзей".

И да, радость излучают эти христиане первого поколения. Многие из них специально приехали из своих стойбищ, чтобы встретиться с нами. Не каждый день к ним приезжает христианский лидер из Москвы, и даже из Германии. Поэтому наша встреча превратилась в праздник. Ханты рассказывали нам о своей нелегкой жизни, а мы проповедовали им Слово Божье. И все это далеко в тундре, на крайнем севере России. "Иисус Христос и здесь дома", - не без гордости сказала мне одна хантыйская женщина.

3. то, в чем они больше всего нуждаются.

Итак, среди финно-угорских хантов на севере Западной Сибири есть христиане. И небольшая община в Руссинской - далеко не единственная их группа. Охотно и без жалоб они рассказали нам о своих нуждах и трудностях. "Там, где есть Бог, жизнь никогда не бывает безнадежной", - сказал один из братьев. "Молитесь за нас, чтобы наша надежда не была посрамлена". А о чем молиться?

Во-первых, мы должны молиться о том, чтобы работа по переводу Библии на их язык была возобновлена и завершена в ближайшее время. "Нет ничего, чего бы я хотела больше", - сказала мне одна женщина. Она пришла к вере в Иисуса всего полгода назад, и Он чудесным образом избавил ее от страха и зависимости. "Но мой русский язык очень плох. Я очень мало понимаю, когда читаю Библию на русском языке. Но нет ничего, чего бы я хотела больше. Ведь Слово Божье нужно мне как воздух, которым я дышу".

Конечно, перевод Библии на хантыйский язык предполагает также завершение работы над хантыйской письменностью и обучение ей населения. Евангельский Альянс в России хотел бы обратить на это более пристальное внимание.

Во-вторых, общине в Руссинской срочно необходимо какое-то церковное здание - центр, где можно было бы проводить богослужения, разместить растущую детскую и молодежную работу и, возможно, даже организовать что-то вроде небольшой библейской школы для своих лидеров. "Строительные материалы, безусловно, являются самым дорогим товаром здесь, на севере. Бог должен поддержать нас, если мы хотим, чтобы у нас когда-нибудь был свой церковный дом", - сказал Игорь, украинский пастор церкви, с искрой надежды в голосе". Мы обещали молиться за это дело.

В-третьих, ханты нуждаются в общении со своим народом в других регионах. Большие расстояния делают такое общение практически невозможным. Я предложил создать что-то вроде хантыйского христианского радио. В этом нереальном мире благодаря нефтяной промышленности хорошо работает Интернет. Конечно, все это опять будет стоить денег, но если удастся решить вопрос с финансированием, то это будет путь друг к другу. И снова мы договорились в молитве сдвинуть этот вопрос с мертвой точки.

А лидеры Евангельского альянса предложили организовать летом 2024 года своеобразный фестиваль христиан из народов Севера. Это предложение также было с радостью принято хантами. "Мы обязательно приедем и уже начинаем копить деньги на поездку", - с энтузиазмом заявил один из лидеров.

В-четвертых, не все ханты имеют возможность собираться как этническая община. Как правило, они посещают русские общины. Редко кто из них знает, как общаться с этническими меньшинствами. Среди евангельских христиан в России назрела необходимость в создании чего-то похожего на концепцию полиэтнической общины. И здесь лидеры Евангельского Альянса осознали проблему и хотят работать над ней.

Христос и на Крайнем Севере чувствует себя как дома

4 Их песни будут сопровождать меня долгое время.

Я был среди христианских хантов в западносибирской тундре. Я слышал их свидетельства, их пение и смех. Такое трудно забыть. Поездка на Крайний Север обязывает меня молиться. Пусть еще многие ханты и подобные им народы найдут своего Спасителя в Иисусе Христе. Мир, находящийся за тысячи километров от них, переживает потрясения. Но они радуются тому, что Иисус Христос, Спаситель мира, пришел и на их холодный Север, и они ощущают свободу и благословение. И они благодарны своему миссионеру и пастору Игорю, украинцу, который остался с ними, живет здесь и вместе с ними разводит оленей, проповедуя им Евангелие. Это ли не чудо.

Похожие статьи
Преодоление бремени колониального прошлого
Автор: Глобальный директор международного движения мира и примирения Всемирного Евангельского Альянса (ВЕА), профессор, д-р Йоханнес Раймер. В конце февраля я отправился в Камерун, расположенный в западной части Центральной...
Викинги возвращаются к своим языческим богам
Упадок христианства в Исландии. В марте этого года я побывал в Исландии и восхищался почти нетронутой и суровой природой этого острова с его многочисленными вулканами, ледниками, водопадами и завораживающими лавовыми...
Конференция РЕА в Калининграде
16-17 февраля в Калининграде прошла конференция Российского Евангельского Альянса (РЕА) посвящённая вопросам душепопечения в церкви. Тема душепопечения на протяжении многих лет остаётся одной из самых актуальных тем...
Смело доверяйте
Восстановление доверия - должен ли это делать ИИ? В эти дни влиятельные люди мира, представляющие политику, бизнес и общество, вновь собрались в Давосе (Швейцария) с 15 по 19 января на 54-й Всемирный экономический...
К миссионерскому богословию примирения
Необходимость четкого определения Термин "примирение" стал модным словом нашего времени. Merriam Webster определяет этот термин в широком смысле как "процесс поиска способа сделать так, чтобы две разные идеи, факты...
Как стать христианином – Христиане.ру