Евангельская миссия и евангельское искусство в эпоху перемен.
Современное евангельское российское движение отметило 105 - летие легализации евангельско - баптистских церквей в России. Духовно- просветительский вечер «Евангельская миссия и евангельское искусство в эпоху перемен», посвященный этой дате, прошел в конце марта во 2-ой московской церкви ЕХБ. Организатором вечера выступил: Христианский культурный центр «Логос». Провел вечер руководитель центра, профессор музыки, пастор Евгений Гончаренко.
- Хочется еще раз озвучить законодательные реформы 1905- 1906гг. и их влияние на развитие евангельского движения в России.
1. Апрель 1905г. выход царского указа «Об укреплении Начал Веротерпимости».
2. Октябрь- 1905г. – царский манифест о свободе совести, свободе собрания, митингов.
3. 17 октября 1906г. – выход закона о порядке образования, порядке регистрации евангельских и других церквей.
Если первые законы носили деклоративный характер, объявления права на свободу выбора веры, то закон 1906г. подробно объяснял, расписывал, регламентировал. Например, порядок регистрации, получение право на регистрацию (чтобы иметь официальный юридический статус), право вести миссионерскую, благотворительную, издательскую работу. Также право на официальную регистрацию служителя, наставника общины, сколько человек должны подать заявление (необходимо, чтобы зарегистрирована община имела не менее 50 человек, которые должны подать заявление губернатору). Такая серия законодательных актов расписана в законе 1906г.
- В развитии евангельского движения были и взлеты и падения. В чем причина падения?
Основной причиной была смена политики. Это предшествующая обстановка, затем Первая и Вторая войны, когда в России стала нагнетаться антизападная истерия. Баптистов, евангелистов стали обозначать, как немецких шпионов. В этом усердствовали армейские православные капелланы. Один священник Георгий Шавельский написал целый донос губернатору г. Одессы, что будто бы баптисты связаны с немцами, что они получают немецкую богословскую литературу, а кайзер Вильгельм выделил на баптистскую миссию в Россию определенную сумму денег.
Потом на такое открытое письмо Василий Павлов давал публичный ответ. Он по пунктам разобрал и опроверг домыслы. Да, кайзер Вильгельм выделял сумму денег, но не для пропаганды баптизма в России, а для христианской миссии в Камеруне. Что касается богословской литературы православная церковь всегда пользовалась западными авторами. Начиная с XVII столетия в православных академиях всегда были труды немецких богословов.
Но тогда нагнеталась антизападная, антисектантская обстановка.
Перед 1917 годом стали меняться законы. Стали запрещать православным переходить в другие конфессии. Снова стали арестовывать, отправлять в ссылки. Вот главная причина спада евангельского движения.
- На чем основывается будущее евангельского движения? Какие бы вы дали советы, чтобы евангельские верующие были более заметны в обществе ?
Прежде всего, надо сохранять дух подвижничества, дух приемственности, который был у наших далеких и близких предшественников! Если приемственность утерять, подвижничество утратить, тогда это будет просто некая такая религиозность, дань моды веры. В том числе и в наших церквах, когда много христиан – «воскресников», христиан – «праздничных». Они приходят на праздничные, воскресные богослужения, а в промежутках между праздниками и воскресеньями живут обычной мирской, обывательской жизнью. Это приносит ущерб, урон евангельскому движению. И также массовая поп-культура, которая влияет не только на музыкально- певческий стиль, но и даже и на стиль и содержание проповеди, начинает звучать с некоторых церковных кафедр «евангелие Диснея», «евангелие Макдоналдса». Это все поверхностные, облегченные, чисто утешительные, без обличения, призывы подвижничества, без призыва следования за Христом.
- Пожелание евангельским христианам.
Не поддаваться этому влиянию и помнить путь своих братьев и сестер. Совершать экскурс в историю не просто ради любопытства, а ради того, чтобы почерпнуть какие-то вечные уроки, которые подходят для любой эпохи, любого поколения. У нас нет 100% свободы, есть ограничения в законах, на местах в смене политики. Мы ощущаем ограничения по поводу деятельности протестантских церквей. Несмотря на это, если мы потеряем дух того прошлого благочестия и будем скатываться на поверхность религиозности, тогда вряд ли это принесет какие-то плоды и даст подлинное развитие евангельского движения в России.