Концепция по вопросам семьи и супружеских отношений
Принята на Генеральной Конференции(Соборе) Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников)11—13 октября 2011г.
Падение нравственности, низкие стандарты брака и простота развода в современном обществе оказывают влияние не только на само общество, но и на Церковь Христову. Происходит планомерное разрушение института семьи и брака, что с неизбежностью влечет за собой деградацию и других социальных институтов. Церковь может и должна показать, что настоящим основанием для семьи может быть не релятивистская мораль, а незыблемые принципы Слова Божьего. Современная церковь, находясь, подобно раннехристианской, в языческом, а по сути – безбожном мире похоти, смиренно ищет понимания принципов Писания по отношению к супружескому завету и применения их в жизни. Осознавая, что мы не всегда знаем, как бы поступили Иисус или апостолы при рассмотрении конкретных случаев развода и/или повторного брака, мы, священнослужители Союза, подготовили этот документ с искренним желанием провозглашать и исполнять волю Божью, открытую нам в Священном Писании. Настоящий документ призван прояснить позицию РОСХВЕ относительно семьи, брака и тех вызовов, с которыми сталкивается современная Церковь в этой сфере.
1. Отношение к браку
Согласно Священному Писанию и учению Церкви брак есть Божье установление: Быт.2:21-25. Мы верим, что в Библии нам задан стандарт брака и супружеских отношений, которому должны следовать все люди. Иисус Христос подтвердил порядок брака, установленный при сотворении (Мф.19:4-6), тем самым показав незыблемость и неизменность библейских принципов супружеских отношений.
Библейский стандарт брака включает следующие положения:
1.1. Брак, согласно Писанию, это завет: именно этот смысл вложен в слова «…и будут одна плоть» (Быт.2:24). В отличие от договора (контракта) завет подразумевает (а) принципиальную нерасторжимость отношений и (б) направленность каждого из участников завета не на отстаивание своих интересов, а на служение другому, т.е. в данном случае – своему супругу.
1.2. Брак есть моногамный гетеросексуальный союз: библейское повествование говорит об одном мужчине и одной женщине. Полигамия есть уклонение от первоначального Божественного замысла. Гомосексуальные отношения являются мерзостью в глазах Бога (Лев.18:22; Рим.1:26-27; 1Кор.6:9-10). Гомосексуальный союз, ни при каких обстоятельствах, не может претендовать на статус брака или семьи.
1.3. Брак – это нерасторжимый союз: «посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:5-6). Брачный союз остается действительным до смерти одного из супругов.
1.4. В основе брака лежит любовь супругов друг к другу и посвящение друг другу с момента заключения брака до конца жизни одного из супругов.
1.5. Церковь утверждает святость супружеских отношений и призывает Божье благословение на брак в таинстве бракосочетания (венчания). Церковное таинство совершается по отношению к вступающим в брак христианам после государственной регистрации брака в органах ЗАГС.
1.6. Сексуальные отношения в браке – неотъемлемая часть супружеских отношений. Библия не поддерживает точку зрения, что сексуальные отношения являются чем-то низким, постыдным и недостойным. Напротив, супруги призваны наслаждаться регулярной физической близостью (1Кор.7:3-5). Бог благословляет сексуальные отношения супругов (Пр.5:18-19), называет их «честными», т.е. верными, правильными, достойными (Евр.13:4). При этом любые сексуальные отношения вне брака (включая флирт, виртуальный секс, порнографию и т.п.) абсолютно неприемлемы (Еф.5:3, Евр.13:4).
1.7. Рождение детей – ожидаемый и желанный результат любви супругов (Быт.1:28; Пс.126:3). Супруги совместно воспитывают детей, заботясь о них, наставляя и дисциплинируя (Пр.1:8; 6:20). Писание особо подчеркивает деятельное участие отцов в воспитании детей (Еф.6:4).
1.8. Семья является наиболее древней и естественной формой человеческих отношений. Чрезмерная опека, контроль и вмешательство во внутренний уклад семьи, включая воспитание детей, пагубны как для самой семьи, так и для общества, основой которого и является семья. Церковь последовательно выступает за укрепление института семьи и против любых попыток нарушения семейной автономии.
2. Взаимоотношения супругов
2.1. Бог сотворил мужчину и женщину как равноправных партнеров (Быт.1:26-28). И мужчина, и женщина несут в себе образ Божий, им обоим вручена власть «над всею землею», они названы «соответствующими друг другу» (Быт.2:18, 22-23). Подчинение женщины мужчине в брачном союзе – результат грехопадения (Быт.3:16). Благодаря жертве Христовой мы получили искупление от греха и его последствий и стали новым творением во Христе Иисусе. В христианском браке происходит восстановление изначального замысла Бога относительно брака. Именно в этом смысле Павел пишет, что уже нет различия между мужчиной и женщиной (Гал.3:26-28). В основе отношений мужа и жены лежат уважение и взаимное послушание друг другу перед лицом Господа (Еф.5:21).
2.2. Супруги совместно заботятся о доме и воспитывают детей. Библия не подтверждает представления о разделении мужских и женских обязанностей. Супруги вместе ищут Господа и Его водительства относительно внутреннего порядка своей семьи, принципов управления финансами и распределения обязанностей между супругами, учитывая призвание, дары и деятельность друг друга. Конфликты между супругами разрешаются путем поиска единства через молитву и обсуждение сложных вопросов в духе взаимного уважения.
2.3. Равенство мужчины и женщины не подразумевает их одинаковость. Представители разных полов отличаются друг от друга физиологически, эмоционально, ментально. Муж и жена, будучи равными, имеют различные социальные роли в семье. Именно об этом говорит Новый Завет, когда утверждает, что муж – глава жены (1Пет.3:1; Еф.5:22-24). Не случайно в качестве образца таких отношений Павел берет отношения Христа и Церкви. Христианский брак – это союз любви равных, но разных личностей.
2.4. Отношение мужа к жене. Мужья призваны «любить своих жен, как Христос возлюбил Церковь» (Еф.5:25). Другими словами, мужья призваны, во-первых, быть жертвенными по отношению к своим женам, служить их нуждам, а во-вторых, быть инициаторами в проявлении любви по отношению к своей супруге (поскольку именно Христос проявил инициативу по нашему спасению). Писание призывает мужей проявлять нежность и внимание к своим женам, оказывать им почтение и уважение (1Пет.3:7).
2.5. Муж призван быть духовным лидером в семье, наставлять жену и детей в Слове Божьем (1Кор.14:34-35; Еф.6:4), предстоять за свою семью в молитве перед Богом (1Тим.2:8). Муж несет ответственность за духовный климат в семье (1Тим.3:4-5). Требование, которое Павел выдвигает по отношению к возможному кандидату на роль служителя (епископа) в данном случае относятся к каждому мужу как главе (предстоятелю) своей семьи.
2.6. Отношение жены к мужу. Жены призваны «повиноваться своим мужьям» (1Пет.3:1-6; Еф.5:22-24). Библейское послушание не подразумевает ни унижение женщины как личности, ни подавление ее свободы. Бог призывает жен быть помощницами и поддержкой для своих мужей, вдохновляя их быть лидерами и брать ответственность за происходящее в семье, в Церкви, в обществе. В основе такого послушания лежит свободное решение, глубокое понимание своего достоинства перед Богом и своей миссии как жены и матери.
2.7. Признавая, что попечение о доме и воспитание детей являются важной частью призвания женщины как жены и матери (Тит.2:4-5), мы верим, что это – только часть Божьего призвания для женщины. Мы верим, что Бог наделил женщин множеством даров и талантов для созидания Церкви и общества, а потому вдохновляем женщин активно участвовать в жизни общества и служении в Церкви. Мужья призваны поддерживать своих жен в их стремлении сочетать заботу о доме с активной общественной и церковной жизнью.
3. Рождение и воспитание детей
3.1. Дети – это благословение Господне (Быт.1:28; Пс.126:3). Каждый ребенок должен быть принят, как дар от Господа. Церковь совершает особую молитву о благословении новорожденных и их родителей.
3.2. Церковь поощряет рождение детей и поддерживает многодетные семьи. Мы верим, что «Благословение Господне обогащает и печали с собою не приносит» (Пр.10:22).
3.3. Церковь считает жизнь человека священной с момента зачатия и выступает категорически против абортов. Аборт – тяжкий грех, равный убийству. Однако, как и любой грех, он может быть прощен, благодаря жертве Иисуса Христа, при искреннем и глубоком покаянии человека, совершившего этот грех. Программы реабилитации для женщин, переживших аборт, помогают им восстановить духовное, душевное и физическое здоровье и вернуться к полноценной семейной, церковной и социальной жизни. Церковь осуществляет профилактическую работу по разъяснению духовных, психологических и медицинских последствий абортов, а также оказывает помощь беременным женщинам, которые могут совершить этот грех. Мы не возражаем против применения противозачаточных средств, если они не носят абортивного характера.
3.4. Наилучшая среда для воспитания детей – семья. По этой причине Церковь последовательно поддерживает все формы усыновления и опеки по отношению к сиротам, и выступает против чрезмерного контроля за семьями и необоснованного вмешательства извне в семейную жизнь.
3.5. Воспитание детей – обязанность родителей, как мужа, так и жены (Пр.1:8). Родители призваны воспитывать детей в христианской вере (Еф.6:4). Церковь оказывает помощь родителям в духовном воспитании детей путем организации библейских занятий для детей, проведения выездных мероприятий, детских лагерей, праздников и т.п.
3.6. Подлинно христианское воспитание включает в себя содействие наиболее полному раскрытию личности ребенка, раскрытию его даров и талантов и помощь в определении его жизненного призвания, используя для этой цели все доступные формы обучения и образования.
3.7. Дисциплинирование является неотъемлемой частью воспитания детей (Пр.19:18). Дети должны быть послушны родителям (Кол.3:20), уважать старших (Лев.19:32), уметь соблюдать нормы общественной жизни (1Пет.2:10-16).
3.8. Взрослые дети также должны оказывать уважение своим родителям (Исх.20:12; Еф.6:2-3), в том числе – поддерживая их материально (Мф.15:1-6).
4. Отношение к разводу и повторному браку
4.1. Принципиально брак является нерасторжимым союзом. К сожалению, по «жестокосердию нашему» (Мк.10:2-5), т.е. по причине греховной слабости людей, супруги не всегда оказываются способными сохранить супружеские отношения. Каждый такой случай воспринимается Церковью как трагедия.
4.2. С точки зрения Священного Писания, единственной причиной инициации развода со стороны христианина является прелюбодеяние, т.е. измена второго супруга (Мф.19:9). К супружеской неверности могут быть приравнены случаи насилия (физического, сексуального или психологического) со стороны одного из супругов по отношению к другому или детям, когда возникает реальная угроза их жизни и/или здоровью. Но и в этих случаях Церковь призывает супругов сделать все возможное для сохранения семьи и рассматривает развод как последний шаг, когда все усилия, предпринятые для исправления ситуации, не принесли желаемого результата.
4.3. Церковь оказывает духовную и психологическую помощь людям, пережившим развод, с целью их реабилитации и возвращения к полноценной церковной и социальной жизни.
4.4. Церковь благословляет повторный брак в следующих случаях: (1) прежний супруг умер (Рим.7:1-3); (2) развод произошел до обращения человека к Христу (1Кор.6:9-11; Евр.8:12); (3) развод произошел по инициативе другого супруга, особенно, если в качестве причины таких действий указана вера в Христа (1Кор.7:12-15). При этом и мужчина, и женщина, вступающие в повторный брак, должны быть христианами (1Кор.7:39).
5. Однополые союзе в свете Слова Божьего
5.1. Слово Божье характеризует гомосексуальные отношения как противоестественные, унижающие человека как творение Божье (Лев.18:22; Рим.1:26-27; 1Кор.6:9-10). Потому Церковь не признает за брак гомосексуальные и лесбийские союзы, не совершает таинство бракосочетания гомосексуалистов и последовательно выступает против государственного признания таких союзов. Мы также считаем абсолютно недопустимым «усыновление» подобными парами детей.
5.2. Церковь выступает против пропаганды и легитимации однополой «любви». «Парады гордости», уроки в школе, на которых утверждается нормальность гомосексуальных отношений, открытая и скрытая пропаганда гомосексуализма в СМИ оскорбляет нравственное чувство подавляющего большинства населения и ведет к деградации общественной морали.
5.3. Церковь выступает против стигматизации гомосексуалистов. Каждый из них несет в себе образ Божий. За каждого из них умер Иисус Христос. Гомосексуализм, как и любой грех, искуплен жертвой Иисуса Христа. Бог любит этих людей и желает, чтобы «они спаслись и достигли познания Истины» (1Тим.2:4). Любой человек, прежде вовлеченный в гомосексуальные отношения, при искреннем покаянии и решении прекратить эти отношения, может получить прощение этого, как и любого другого, греха (1Кор.6:9-11). Божье прощение полное и совершенное (Евр.8:12).
5.4. Как христиане, мы стремимся служить этим людям в духе Божьей любви и принятия, и стремимся помочь им осознать греховность их выбора и показать им путь освобождения и избавления от этого греха. Церковь совершает служение душепопечения по отношению к тем людям, которые ищут освобождения от греха гомосексуализма и стремятся жить в соответствии с Божьими стандартами. Мы верим, что, благодаря силе Святого Духа, эти люди могут преодолеть этот грех и стать полноправными членами Церкви – Тела Христова и создать счастливую семью.
Как служители Церкви Божьей, мы стремимся, прежде всего, к тому, чтобы высокий стандарт супружества и семейных отношений утвердился в жизни каждой общины нашего Союза; чтобы наши семьи были свидетельством благости и святости нашего Господа. И чтобы, благодаря любви, верности и взаимному служению супругов, каждая семья в наших общинах была местом явления Царства Божьего. Тогда свет Христов будет освещать этот мир, показывая другим на Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь. О чем, принимая этот документ, мы и молим Господа.
Источник: cef