Главная>Новости>Культура>Конференция «Секуляризм и религиозная свобода — противостояние или партнерство»
эксклюзив

Конференция «Секуляризм и религиозная свобода — противостояние или партнерство»

Конференция «Секуляризм и религиозная свобода — противостояние или партнерство»
На конференции в выступлениях участников было подчеркнуто, что светское государство является гарантом свободы совести.
17.12.2012

13 декабря в Москве, в Институте Европы РАН, прошла всероссийская научно-практическая конференция «Секуляризм и религиозная свобода — противостояние или партнерство».

Организатором конференции выступила Международная ассоциация религиозной свободы (МАРС).

Конференция «Секуляризм и религиозная свобода — противостояние или партнерство»На конференцию было заявлено 88 участников. Среди них много представителей христианских организаций: К.М. Андреев, Евангелическо-Лютеранская Церковь Аугсбургского вероисповедания, Бахмутский Е.Ю., первый заместитель председателя Российского Союза Евангельских Христиан Баптистов, Бендас К.В., управляющий делами Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ), Боричевский И.И., руководитель Администрации Российской Церкви Христиан Веры Евангельской, Власенко В. К., руководитель отдела Внешних церковных связей Российского Союза Евангельских Христиан Баптистов, Гончаров О.Ю., Генеральный секретарь Общероссийской общественной организации содействия защите свободы совести, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Декиджи Б.П., помощник начальствующего епископа Российской Церкви Христиан Веры Евангельской, Колесников П.Н., председатель Всероссийского содружества евангельских христиан (ВСЕХ), Ряховский С.В., начальствующий епископ Российского Объединенного Союза Христан Веры Евангельской, член Общественной Палаты Российской Федерации, Семченко А.Т., Всероссийское содружество евангельских христиан (ВСЕХ), член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ и др.

В своем докладе, один из организаторов конференции Сергей Игоревич Иваненко, автор книги «Обыкновенный антикультизм», отметил, что в России сегодня можно наблюдать всплеск антикультизма, процесс разжигания ненависти к новым религиозным движениям, что, на первый взгляд, совершенно непонятно, так как новые движения уже прошли фазу активного роста, наступила фаза стабилизации. Но ненависть в обществе присутствует. 

 Конференция «Секуляризм и религиозная свобода — противостояние или партнерство»О прозвучавших докладах, дискуссии и актуальности выбранной темы говорит один из участников конференции, Виталий Кириллович Власенко: «Тема конференции весьма актуальна. Сегодня часто звучит вопрос о месте и роли церкви в современном обществе. В конференции участвовали как представители религиозных объединений, занимающиеся церковной политикой, так и теоретики-религиоведы. Не все доклады мне показались связанными непосредственно с наиболее обсуждаемыми проблемами в сфере защиты религиозных свобод сегодня. Наша страна уникальна тем, что много столетий ее народы исповедуют самые разные религии: православие, ислам, буддизм, иудаизм, в  то время как в Европе долгое время доминировал католицизм, и только, начиная с 16 века, с лютеровской Реформации, единовластие католицизма было подорвано. Правда, преимущества, которыми пользуются традиционные религии в России, не распространяются, например, на протестантов, что делает их в родной стране верующими второго сорта. Даже в обращении к Федеральному собранию президент России упомянул особые «скрепы», которыми традиционные религии скрепляют наше общество. Было бы важно понять, что понимается под этими «скрепами».

Запомнилось своей жесткостью в отношении неправославных конфессий выступление представителя Синодального отдела (Титушкин А.Н., специалист по взаимоотношениями Церкви и общества). Оно вызвало многочисленные реплики и даже негодование со стороны многих участников конференции. С одной стороны, я услышал в его выступлении некоторое неуважение к экспертам в области религиоведения, ученым. Но с другой стороны, после нескольких ответных выступлений у меня возникло желание выступить с защитой господина Титушкина, так как он выразил свою точку зрения.

Как в религиозном сообществе, так и при обсуждении религиозной свободы, мы должны научиться уважать разные точки зрения. Иначе диалог останется неполноценным, отягощенным взаимными упреками и обидами. Для светских религиоведов верующие люди представляются объектом исследования, «подопытными экспонатами». У правозащитников свои собственные задача и повестка. В такой пестрой аудитории трудно найти консенсус. Я считаю, что для повышения качества обсуждения лучше более тщательно выбирать участников, объединять их общими темами. Я помню встречу между представителями православной церкви и Баптистского союза, на которой присутствовали и светские гости. После ухода светских участников, в зале остались только представители религиозных кругов. И мы очень быстро договорились, хотя среди оставшихся были верующие разных христианских конфессий. Христианские ценности нас объединили. Что касается прошедшей конференции, то я считаю, что подобные мероприятия полезны, но требуют более четкой формулировки целей».

Конференция «Секуляризм и религиозная свобода — противостояние или партнерство»Один из организаторов конференции Олег Юрьевич Гончаров, генеральный секретарь Общероссийской общественной организации содействия защите свободы совести, так прокомментировал прошедшую конференцию: «Сегодня религиозные организации стали перед многочисленными вызовами современного секулярного (светского) общества. Существует два полюса проблемы отношений светского общества и религиозных организаций. Во-первых, это влияние светского общества на религиозные организации. Порой это влияние выражается в навязывании секулярным обществом своей идеологии религиозным организациям. Например, на Западе это выражается в требовании законодательства о приеме на работу в религиозные организации так называемых «лиц с нетрадиционной ориентацией». Как христианин я могу сказать, что это те, люди которые совершают содомский грех, что является мерзостью пред Господом. Но я могу сказать это свободно в России. В других же странах за эти слова я буду отвечать перед судом. Вот вам и пример из первой глобальной проблемы соотношения секулярного общества и свободы совести. Вторая проблема заключена в сближении религиозных организаций. В странах так называемой «Арабской весны» сегодня фактически к власти приходят радикальные религиозные группировки. Когда религия и власть объединяются, это всегда приводит к нарушениям свободы совести.

Сегодня мы видим, как в Египте разрушаются коптские церкви, оскверняются и сносятся христианские храмы, а сами христиане подвергаются насилию. Это же происходит и в других странах Северной Африки, Азии, Ближнего Востока, Индонезии и т.п. В России также существует угроза клерикализма, когда чересчур ретивые чиновники начинают использовать свое служебное положение для продвижения одной религиозной организации, ущемляя при этом права других религиозных организаций. Причем такие действия ведут к дискредитации в глазах общества именно той религиозной организации, которой отдаются преференции со стороны некоторых представителей государственной власти. Действия чиновников приводят к тому, что в обществе определенную религиозную организацию воспринимают как государственную религию. В этом случае недовольство теми или иными действиями власти ведут к протесту против воспринимаемой людьми «государственной» религией, что собственно и показали события уходящего года. Чрезмерное желание поддержки определенной религиозной организации со стороны власти и при этом ущемление интересов других вызывает противоположный эффект – в глазах общества такая религиозная организация начинает терять свой авторитет. Выступая на конференции представитель Синодального отдела МП РПЦ по работе с обществом, Андрей Титушкин, подчеркнул, что руководство РПЦ выступает за сохранение конституционных принципов свободы совести и против клерикализации государства.

Исходя из этого можно сделать вывод, что по всей видимости руководство РПЦ понимает вышеобозначенную опасность слишком близких отношений Церкви с государством. Из истории России мы уже знаем о примерах  трагических последствий такого сближения, прежде всего, для самой Церкви. Именно поэтому, на мой взгляд, в подобных конференциях должны быть заинтересованы не только представители малых религиозных организаций, но и представители крупнейших организаций,  входящих в Межрелигиозный Совет России. С другой стороны, представители так называемых малочисленных религиозных организаций должны воспринимать крупные религиозные организации не как своих врагов в вопросах защиты свободы совести, а как своих союзников и партнеров, решать не только свои узкоконфессиональные проблемы, но понимать проблемы и крупнейших религиозных организаций России. В этой связи хотелось бы надеяться, что площадка Ассоциации содействия защиты свободы совести сможет объединить в своих рядах представителей и крупных и малочисленных религиозных организаций. Только в этом случае мы сможем достичь наибольшего результата в решении проблем свободы совести.

На конференции в выступлениях участников было подчеркнуто, что  светское государство является гарантом свободы совести. Без светского государства невозможно равноправие религиозных объединений. Целостность России держится на многорелигиозности и многоконфессиональности. Те, кто призывают к искоренению «чуждых» для России религий и выступают за моноконфессиональность, идут по пути разрушения государства и общества, возвращают Россию к границам Московского княжества времен Ивана III. Только соблюдая Международные принципы прав человека, отраженные в  Конституции, Россия может оставаться мощным государством, оказывающим существенное влияние на мировую политику».  

 

Игорь Аленин специально для protestant.ru

Похожие статьи
VIII Всемирный конгресс религиозной свободы
На прошлой неделе,в Майями (США) состоялся VIII Всемирный конгресс религиозной свободы. Этот форум является основным событием в работе старейшей в мире организации по вопросам религиозной свободы – Международной ассоциации...
Отдел общественных связей и религиозной свободы АСД
Многое в нашей жизни мы начинаем ценить только тогда, когда это теряем. Религиозную свободу легко отнести к этой категории. О религиозной свободе не говорят и не пишут в те нетипичные времена, когда перед Церковью...
IV Научно-практическая конференция  Заокские чтения
Общероссийская общественная организация содействия защите свободы совести, Заокский христианский гуманитарно-экономический институт и Заокская духовная академия организуют IV Научно-практическую конференцию 19 ноября 2013 года. Заокские...
Итоговый документ конференции «Секуляризм и религиозная свобода – противостояние или партнерство»
Мы уже писали о самой конференции, теперь публикуем её итоговый документ. Мы, участники Всероссийской научно-практической конференции «Секуляризм и религиозная свобода – противостояние или партнерство»,...
Секуляризм и религиозная свобода – противостояние или партнерство
13 декабря (четверг) 2012 г. в Большом зале Ученого совета Института Европы РАН г. Москва состоится Всероссийская научно-практическая конференция: «Секуляризм и религиозная свобода – противостояние или партнерство» Конференция...
Как стать христианином – Христиане.ру