В Киеве прошла международная научно-практическая конференция для учителей, директоров школ, методистов по вопросам духовно-морального воспитания учащейся молодёжи. Организаторами мероприятия выступил культурно-просветительский центр «Нове життя» при поддержке Министерства образования и науки, молодёжи и спорта Украины. Около 100 специалистов в сфере образования обменивались опытом и планировали учебную программу на будущее.
Не только родители сегодня бьют тревогу – работники образования также обеспокоены растущей среди украинских детей жестокостью и преступностью, бунтарским настроем, с каждым годом возрастающей наркоманией и детским алкоголизмом. Педагоги-христиане за последние 10 лет особо активизировали свои силы и знания, предложив трансформацию украинских школ путём внедрения в общеобразовательную программу предмета духовно-морального направления «Основы христианской этики».
В процессе изучения этого курса предполагается «формирование у детей и молодёжи высокоморальных качеств, патриотического и гражданского сознания, ценностных ориентиров, ведущих человека путём познания Истины, Добра, Красоты» сквозь призму христианской веры.
Ситуация с изучением христианских дисциплин в Украине выглядит особенно парадоксально. В 988 году Киевская Русь официально приняла христианство – это выдающееся событие в ее истории, во многом предопределившее дальнейшее развитие политической, общественной, культурной и религиозной жизни.
Но что украинские дети сегодня знают о христианстве?
Семидесятилетнее уничтожение всего святого советской властью и уже двадцатилетнее блуждание Украины по духовной пустыне сегодня продолжает разрушать христианскую мораль нашего общества.
Годы упорной работы и молитв христианских педагогов, оббивание порогов министерств и просветительская работа среди работников сферы образования и в церквах всё же принесли хорошие результаты: в 2006 году, впервые после 1918 года, Министерством образования и науки Украины был введён цикл духовно-нравственных предметов: «Этика», «Основы религиозной этики» и «Основы христианской этики».
С 2006 года шла интенсивная работа по созданию учебников, программ, методических пособий. Было немало казалось бы неразрешимых вопросов: например, как объединить подходы к христианской этике, ведь в Украине 10 (!) христианских конфессий? И ещё: кто будет преподавать предмет? Это же должны быть верующие люди + педагоги, специалисты.
Учитель-методист Татьяна Рудакова в своём докладе разъяснила участникам конференции, что вызов был брошен не только церкви, но и всей системе украинского образования: «Мы плохо знали христианство, хотя и жили в христианской стране. Кроме того, мы плохо знали этику вообще, потому что она не преподавалась будущим педагогам в университетах».
«В учебных школьных программах Иисус Христос до сих пор относится к мифическим героям, - раскрывает корень проблемы Татьяна Рудакова, - а значит вся европейская цивилизация основывается на мифе! Это подрывает наши основы как христиан и всего нашего христианского государства в целом.
В детское сознание до сих пор закладывается искажённая точка зрения!»
Выход из сложившейся критической ситуации один: морально-нравственное образование на основе абсолютных духовно-нравственных христианских ценностей.
Сегодня более чем в 100 школах Киева успешно преподаётся христианская этика. Директор столичной христианской школы «Река жизни» Татьяна Якшина поделилась с участниками конференции опытом организации преподавания курсов духовно-моральной направленности на примере своего учебного заведения:
«В нашей школе практически все учителя христиане, и большинство детей из христианских семей. Но сегодня ситуация меняется – к нам приходят неверующие родители и просят принять их деток в христианскую школу. Мы этому очень радуемся, - делится Татьяна Якшина».
Кроме украинских педагогов на конференцию были приглашены преподаватели Пресвитерианской Академии Крайст (ПАК) из США, которые провели значительную часть семинаров и мастер-классы.
Бэн Эллис – преподаватель латыни, истории и Библии в Академии. Он поделился своим значительным педагогическим опытом в сфере понятия сущности «я», взаимоотношений с другими и психологического здоровья учеников. По его мнению, именно учителя должны обеспечить ребёнку моральное воспитание, которое, к стати, начинается с первых дней его жизни.
Кери Диконз, преподаватель английского и французского языка ПАК, на подробных примерах объяснила отличие христианской этики от другой морали:
«Христианская этика, или нравственное учение христианства, преподаваемая детям в школе, во многом будет определять моральные ориентиры их поведения. Оно будет основываться на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Христианскую этику можно назвать теорией христианского действия».
О влиянии христианской этики на формирование нравственной личности рассказала Кендра Поси, преподаватель литературы и Библии ПАК: «Христианская этика дает ребёнку сознание своего достоинства. Она формирует основания, по которым дети могут ценить себя и друг друга. По этой шкале христианских ценностей мужественный человек выше, чем трус, щедрый выше, чем скупой, самоотверженный человек выше, чем себялюбец».
Культурно-просветительский центр «Новая жизнь» подготовил для всех участников конференции подарок – учебную программу для общеобразовательных учебных заведений по «Основам христианской этики», утверждённую Министерством образования и науки Украины.
Кроме того, каждый участник международной конференции стал обладателем сертификата, подтверждающего прохождение учебного курса для учителей по христианской этике.