Освобождаемый участок в центре города предназначен для жилищной застройки. Нового помещения для негосударственной бесплатной больницы не нашлось ни в Махачкале, ни на всем Северном Кавказе. Имущество больницы, включая медоборудование, теперь нужно вывозить на склад временного хранения, за аренду которого больнице тоже необходимо платить. Директор и главврач этой больницы Айшат Магомедова слегла.
Многие старались помочь этой больнице. Но не сумели. Не помогли телеграммы в Москву, не помогла Элла Памфилова, нашедшая адвокатов для разбирательства по поводу платы за аренду. И Рамзан Кадыров не помог, хотя, когда летом 2008 года узнал, что больница в Дагестане проиграла суд, заявил, что готов пригласить Айшат в Чечню и дать ей там помещение.
Эта больница не стоила государству ни копейки. Но священное слово «аренда», оказывается, сильнее самого благородного дела в мире; ведь ничего благороднее, чем лечить бедных, люди пока не изобрели.
Теперь больницу снесут, а на ее месте построят, наверное, дом, в котором квадратный метр будет стоить столько, сколько получает учительница в ауле за 10 лет учительства.
В Москве есть известная всем бомжам доктор Лиза Глинка. Она вдвоем с товарищем врачует гнойные язвы, рассовывает доходяг по больницам, раковых - по хосписам, кормит супом и кашей. Ей помогают. Она может, например, собрать благотворительный сбор на концерте Земфиры. И все же каждый день под угрозой опечатывания ее угол на Пятницкой, где Глинка ведет прием тяжелых никому больше не нужных больных.
Много лет я пыталась понять, почему единственный негосударственный приют для вокзальных сирот «Остров надежды» выгнали из дома в центре Москвы, потом - из дома на окраине, а теперь регулярно жгут и грабят на Истре. Все просто. Директор этого приюта Александр Огородников, сиделец и истовый христианин, не хочет «жить по понятиям», отстегивать за бумажки, которые чиновник обязан выдавать бесплатно. Но невозможно понять, почему на Кавказе не нашлось ни одного благородного горца, джигита, да хоть кого-нибудь, кто бы спас эту нужную всем больницу.
Тут, на равнине, сотни тысяч долларов собирают доброхоты на операции и процедуры для детишек. Под детскими мордашками на сайтах и в газетах - астрономические суммы на заморское лечение. Поди проверь.
А ведь ни доктору Лизе Глинке, ни женской больнице в Махачкале много денег на самом деле не нужно.
Надежда Кеворкова