С 4 по 7 июня избиратели в 27 странах Европы выбирали 736 депутатов в Европейский парламент. При рекордно низкой явке (из 388 миллионов избирателей проголосовало только 43 процента) промежуточные результаты показали рост популярности правоцентристских партий Европы. Как и предсказывалось, правые партии уверенно победили на выборах, а социалисты, напротив, серьезно уступили в Германии, во Франции и особенно в Великобритании. В результате левоцентристский фланг Европарламента оказался серьезно ослаблен.
На фоне этих значительных политических сдвигов некоторые христианские обозреватели в Европе, в том числе и в России, заговорили о новых возможностях возрождения европейского христианства или, по крайней мере, о перспективах возврата на законодательном уровне к некоторым христианским ценностям. Так ли это на самом деле?
Сначала о реальных результатах. Говорить о триумфе правоцентристов на последних выборах в Европарламент не приходится. Правоцентристы не победили, они просто сохранили свое место в ЕП (36%), зато потерпели поражение социал-демократы. Кто же такие правоцентристы? Правоцентристы – это не однородная политическая сила, а многопартийная фракция в Европарламенте, объединенная между собой результатами многочисленных консолидированных голосований по важнейшим вопросам. Среди правоцентристов можно выделить три основные политические силы современной Европы: националистические партии, входящие в Европарламент, политические консерваторы, типа английских тори и итальянских консерваторов (по своим странам), остальные это традиционные консерваторы-правые ( неверующие), а также христианские демократы, среди которых подавляющее большинство представители либерального крыла христианства. Самыми успешными в этих выборах оказались не христианские демократы, а консерваторы и, особенно, националисты.
Вместе с тем, христианские демократы остаются значительной силой европейского политического ландшафта, особенно в Германии, Италии. Бельгии, Голландии, Франции. Но их электоральная сила базируются не на умении исполнять пожелания своих избирателей-христиан или реализовывать политические наказы своих церквей, здесь христианские демократы ничем не отличаются от своих политических конкурентов. Их стабильное положение основано на поддержке церковных объединений католических и протестантских церквей этих стран. Когда-то Церковь не побоялась положить свой авторитет на алтарь борьбы за политическое влияние в обществе и от этого христианские партии в начале выиграли как в доле своего представительства, так и стабильности этого представительства в национальных парламентах своих стран, а затем и в общеевропейском законодательном органе. Но со временем, оказалось, что сам авторитет этих церквей среди верующих стал неуклонно падать. И среди многочисленных причин не последнее место занимает политическая активность христианских партий Европы. Поэтому политическая, электоральная база современных христианских партий Европы уже давно вышла за пределы круга верующих людей, их интересов и ценностей.
Тема христианских ценностей (как мы это понимаем в России) в современном Европейском Парламенте совершенно не знакома для европейских политиков. Христианские демократы здесь говорят о толерантности, плюрализме, политкорректности, гуманизме. Христианские ценности для них уже давно (свыше 100 лет) это исключительно вопросы общественной морали, иногда семейной этики (хотя это тоже уже ушло в прошлое). Интересно, что к настоящему времени различные христианские партии Европы оказались не проводниками христианских ценностей или хотя бы политических устремлений крупнейших церквей, а наоборот, сами эти партии уже давно насаждают в европейских церквях дух безудержного либерализма, а подчас и прямо антихристианских принципов и ценностей. Речь идет о признании многими крупнейшими церковными союзами Европы сначала допустимости разводов, прелюбодеяния, а затем безгрешности гомосексуализма, однополых браков, женского рукоположения и пр.
Многие обозреватели считают, что в современной Европе вопросы веры, христианских ценностей и принципов, уже давно вытеснены на периферию общественной жизни, они стали частью европейского партикуляризма, они интересны для исследователей лишь как рудимент исторической эпохи, уходящей в прошлое. Их общественная значимость находится ниже, чем состояние природных заповедников и национальных парков и поэтому в политическую повестку дня любого политического института, а тем более Европарламента, они не войдут.
Сегодня, как ни парадоксально, главным стимулятором возрождения интереса европейцев к христианству и его ценностям явились ни церкви, ни проповедники, ни христианская пресса или университеты, а безудержная исламская агрессия на культурном и религиозном пространстве Европы. Это было заметно на последних выборах, когда антиисламские настроения широких масс в таких странах Европы как Нидерланды, Австрия, отчасти Великобритания, Италия привели к резкому усилению популярности националистических партий. Но не запоздала ли такая реакция?
Вывод: никакого, реального присутствия или влияния христианских ценностей в Европейском Парламенте нет и не предвидится.
www.gazetaprotestant.ru специально для www.protestant.ru
|
|
|
|