Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!
15 июля 2009 года Государственной Думой принят Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации".
При общей его направленности на усиление уголовной ответственности за преступления против несовершеннолетних он, вопреки заявленным целям, содержит ряд положений, существенно снижающих уровень государственной защиты пострадавших от сексуальных преступлений детей, особенно малолетних (от 0 до 14 лет), и смягчающих наказание насильникам и растлителям.
Из 15 вносимых в Уголовный кодекс РФ изменений 13 направлены на усиление защиты детей – жертв преступлений, а 2 – новые редакции статей 134 и 135 – значительно ухудшают их положение.
Указанным законом дети в возрасте до 14 и даже до 12 лет признаны в статьях 134 и 135 УК "потерпевшими от ненасильственного полового сношения, мужеложства, лесбиянства, развратных действий", что лишает их существующей правовой защиты. В сложившейся практике они, как лица, находящиеся в беспомощном состоянии, признаются потерпевшими от изнасилования или насильственных действий сексуального характера, влекущих более строгое наказание.
Согласно данным Минздравсоцразвития и современной судебной экспертной практике малолетние в значительном большинстве не способны в силу возрастного развития в полной мере осознавать характер и значение совершаемых в отношении них сексуальных действий. В связи с этим любые, даже ненасильственные сексуальные посягательства на таких детей со стороны взрослых лиц в настоящее время квалифицируются как насильственные половые преступления по статьям 131, 132 УК РФ (постановление Пленума Верховного Суда РФ № 11 от 15.06.2004 г.).
Новыми редакциями статей 134, 135 УК РФ нивелируется степень общественной опасности актов растления детей, признается возможность добровольного согласия ребенка любого возраста (включая младенцев) на половые сношения с взрослыми лицами, безосновательно смягчается наказание для насильников, окончательно дезориентируется следственно-судебная практика.
С принятием названного закона сексуальные посягательства на малолетних, даже самых маленьких детей, при недоказанности применения к ним физического или психического насилия должны будут квалифицироваться по статьям 134 и 135 УК, что повлечет для насильников более мягкое наказание по сравнению с действующей правоприменительной практикой.
К тому же статья 134 УК РФ дополнена примечанием, в соответствии с которым лица, виновные в совершении полового сношения, мужеложства или лесбиянства, освобождаются от уголовной ответственности в случае вступления в брак с несовершеннолетним или малолетним потерпевшим, даже после совершения преступления. Тем выдается индульгенция любому преступнику, который совратил ребенка и будучи изобличенным в совершении преступления во избежание кары заключил с ним впоследствии брак. Предлагаемое решение проблемы спровоцирует заключение фиктивных браков, усилит коррупционные проявления в правосудии.
В подавляющем большинстве случаев сексуальные контакты взрослых с ребенком не обусловлены любовью, не преследуют цели вступления в брак и создания семьи. В 3/4 случаев в них вступают лица зрелого (достигшие 30 лет) и пожилого возраста, из них каждый пятый растлитель - в возрасте 50 лет и старше. Причем, треть потерпевших от них – это мальчики, число которых за последние годы возросло почти в 17 раз, достигнув в 2008 г. 1066 человек.
Обращаем Ваше внимание также на то, что сохранение в новых редакциях статей 134, 135 УК РФ признака «заведомости» осознания виновным лицом возраста ребенка, на половую неприкосновенность которого он посягает, не отвечает интересам защиты детей, создает лазейку для ухода от заслуженной ответственности и нарушает логику закона, которым этот признак обоснованно исключен законом из статей 105, 111, 112, 131, 132, 228, 230, 242.1 УК РФ.
В связи с изложенным имеются серьезные основания считать, что принятие новых редакций статей 134 и 135 УК РФ не соответствует интересам национальной безопасности, целям демографической политики государства, конституционному принципу признания высшей ценности человека, его прав и свобод, будет способствовать фактической безнаказанности и рецидиву преступлений педофильного характера, повышению их латентности, расширению сферы организованной коммерческой сексуальной эксплуатации детей.
Вступление в силу данного Федерального закона в связи с его противоречием международно-правовому принципу нон-толерантности к преступлениям против детей, рекомендациям Комитета ООН по правам ребенка об обеспечении Россией правовой защиты от сексуальной эксплуатации и совращения от вовлечения в проституцию и порнографию всех несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, может нанести ущерб репутации и имиджу России на международной арене.
При рассмотрении законопроекта в Государственной Думе не учтено мнение Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Минздравсоцразвития России.
В связи с вышеизложенным, просим Вас не подписывать данный Федеральный закон и возвратить его в Государственную Думу для доработки.
Приложение:
1. Копия замечаний Заместителя Генерального прокурора РФ С.Г. Кехлерова от 26.06.2009;
2. Копия обращения в Государственную Думу Главного детского специалиста-эксперта психиатра Минздравсоцразвития России, заместителя директора «ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского», д.м.н., проф. Е.В. Макушкина от 30.06.2009;
3. Сравнительная таблица действующих и введенных санкций в статьях 131-135 Уголовного кодекса РФ.
Источник: РЦ ХВЕ