По данным переписи 1937 года, в СССР верующих среди лиц в возрасте 16 лет и старше оказалось больше, чем неверующих.
Что покажет перепись 2010?
Перепись состоялась в ночь!!! с 5 на 6 января и была... доброжелательно встречена населением, люди охотно отвечали на все вопросы.
Наверное потому, что ночной визит в 1937 году который НЕ закончился арестом, был РАДОСТЬЮ.
Исключением был вопрос о религии.
Во многих районах, особенно в сельской местности, он вызвал переполох.
Нетрудно понять причины этого, если вспомнить обстановку тех лет в стране (насильственные переселения раскулаченных, нараставшую волну репрессий и т.д.), а также официальное отношение к религиозным убеждениям как "пережитку прошлого в сознании отсталых людей".
Респонденты были поставлены в сложное положение. С одной стороны, они боялись за себя и за своих родных и близких, а с другой — "кары Божией" за отречение от Веры.
Самым массовым было опасение, что верующих "будут ссылать, а их детей выгонят из школы", что на верующих "будут смотреть как на кулаков", верующих "будут лишать продовольствия и вышлют".
Боялись, что с верующих будут брать "особые налоги" , "выбросят из колхоза", "снимут со снабжения в кооперации".
Но были и другого рода слухи. В связи с принятием Конституции СССР в 1936 г., по которой священники получили право голоса, верующие надеялись, что если они не будут скрывать своих убеждений, то правительство вынуждено будет открыть закрытые церкви и вернуть сосланных священников. "Пишитесь верующими, тогда откроют церкви", — передавали из уст в уста крестьяне в Сталинградской области.
Как сказано в документах, многие священники с церковного амвона призывали верующих ответить откровенно на вопрос о религии, так как тоже надеялись на открытие церквей. Их призывы были расценены местными органами власти как "провокационные", "направленные на срыв переписи".
Не обошлось и без конъюнктурных соображений со стороны населения: лучше записаться неверующим, тогда в кооперативах больше товаров дадут; или надо записываться верующими, так как в случае войны и победы гитлеровской Германии неверующих расстреляют.
Оказавшись в столь сложной ситуации, верующие повели себя по-разному.
Счетчики приводят типичные ответы в Пермском районе: "Сколько нас не спрашивай о религии, нас не убедишь, пиши верующий", или: "Хоть и говорят, что всех верующих будут увольнять со стройки, но пиши нас верующими".
В отдельных районах в верующие записывались целыми колхозами.
Под влиянием слухов и страхов в некоторых случаях люди "переписывали" себя верующими или неверующими по нескольку раз. Однако таких случаев было замечено мало. Больше было людей, которые столкнулись с необходимостью определиться впервые. Типичен, например, следующий ответ: "Кто его знает, верую я или нет — не знаю, но в душе что-то есть, что свыше нас, чего-то есть, какая-то сила; хотя я Богу не молюсь давно, а все же пиши верующий".
При анализе данных переписи необходимо учитывать, что принцип самоопределения не всегда срабатывал.
В донесениях отмечалось, что "члены семьи, безусловно, оказывали влияние на колеблющиеся, нестойкие элементы в вопросе о религии". Этот вопрос часто вызывал серьезные семейные конфликты. В одном случае жена заявила, что уйдет от мужа, если он запишется неверующим, в другом — дочь ругала отца за то, что он записался верующим, в третьем — мать заявила, что проклянет сына, если тот запишется неверующим. Не обошлось без семейных драк и побоев.
В этой ситуации не все настаивали на своих убеждениях, некоторые предпочли ответа не давать.
Как бы то ни было, но 80 % опрошенного населения ответили на вопрос о религии. Лишь 1 млн человек предпочли отмолчаться, ссылаясь на то, что "ответственны только перед Богом" или что "Богу известно, верующий я или нет".
Итак как итог не смотря на 1937 год по данным переписи, в СССР верующих среди лиц в возрасте 16 лет и старше оказалось больше, чем неверующих.
ИНТЕРЕСНО ЧТО ПОКАЗАЛА БЫ ПЕРЕПИСЬ 2010г. ЕСЛИ БЫ ТАКОЙ ВОПРОС НЕ УБРАЛИ ИЗ ОПРОСНОГО ЛИСТА?
|
|
|
|