В последнее время среди румынских последователей сатанизма наметилась тенденция к превращению в признанное религиозное сообщество. Они больше не совершают надругательств над могильными крестами, не собираются для совершения таинств в заброшенных зданиях и не приносят в жертву бродячих собак. Они предприняли шаги для регистрации Государственным секретариатом по культам Румынии. Для этого они должны доказать, что существуют как религиозная группа последние 12 лет и имеют не менее 300 членов. Это позволит им стать официально зарегистрированной религиозной организацией, а если им удастся собрать под свои знамена 22000 членов, что достаточно реально для румынских сатанистов, они приобретут статус одного из национальных культов, имеющих право на государственные дотации. При этом нельзя забывать, что Румыния по-прежнему остатся страной с преимущественно православным населением (85%) и значительным протестантским (7%) и католическим (6%) меньшинствами.
Сатанистская церковь Румынии имеет свой сайт и ведет активную on-line жизнь, распространяя свои идеи. Сайт информирует, что современный сатанизм имеет несколько течений: традиционалистов, модернистов и "восставших". По мнению модернистов, человек может достичь личного могущества самостоятельно, поскольку ему все позволено, а поэтому он не зависит от помощи высшего существа. Однако модернисты не отрицают исторического наследия традиционалистов, полагающих, что основы их вероучения и магические ритуалы возникли еще в древнем Египте. "Восставшие" сатанисты верят, что "Сатана нуждается в мертвой кошке, осквернении могилы, надрезе на руке 17-летней девушки или специальном ритуале, совершенном в нелепой, гротескной ситуации (подробности которого не приводятся. - М.Р.)". Главная страница сайта завершается призывом не доверять "неофициальным группам сатанистов".
Сайт занимается статистикой своих посетителей: почти все его разделы заполнены различными анкетами. Результаты анкетирования демонстрируют явную корреляцию с современными музыкальными течениями: тяжелый рок предпочитают 75,96% зарегистрированных посетителей, 8,87% любят хип-хоп, а поклонников поп-музыки среди них всего 0,89%. Сайт румынских сатанистов открыт для добровольных пожертвований, но пока они носят скорее символический характер и составляют за месяц примерно 2 доллара.
Вопрос о том, что такое ``сатанизм", является одним из самых сложных для исследователей-религиоведов. Можно ли его рассматривать в качестве одной из традиционных, исторически сложившихся религий, или это своего рода "анти-религия", возникшая на основе отрицания конвенциональных религиозных и моральных ценностей? По мнению видного французского писателя и исследователя сатанизма Жориса Карла Гюисманса (1848-1907), культ Дьявола - это тоже культ, только сочащийся гноем: "Конечно, сторонники сатанизма проповедуют дурно пахнущий мистицизм, но все-таки мистицизм остается мистицизмом. Возможно, к запредельному злу их подталкивает бунтующая чувственность, ведь сладострастие - лучшая кормилица сатанизма. Медицина склонна расценивать тягу к разным гнусностям как один из видов невроза, и тут нечего возразить" (Ж.К. Гюисманс "Геенна Огненная", М., "Крон-Пресс", 1995, с. 195). Похожую точку зрения разделял и известный австрийский автор Франц Верфель (1890-1945). Ее он художественными средствами ярко изложил в "Черной мессе", в которой герой этого произведения доктор Грау развивает последовательную концепцию отвержения классического монотеизма с позиций "падшего ангела" (Франц Верфель. "Черная месса". М., "Эксмо", 2005, с. 308-316).
Сегодня сатанистские группы существуют и действуют во многих посткоммунистических странах, но, как правило, они не рвутся слишком откровенно афишировать свою деятельность. Стремление румынских поклонников сатаны к официальному признанию демонстрирует новую тенденцию эпохи постмодерна.