В ПОИСКАХ ОБЩЕГО ХРИСТИАНСКОГО ЯЗЫКА
Теологическая комиссия Экуменического Совета Церквей провела в октябре 2009 г. на Крите (Греция) очередную пленарную сессию. Предыдущая встреча проходила 5 лет назад в Куала Лумпуре (Малайзия). В заседаниях приняли участие теологи, представлявшие различные христианские конфессии- реформатов, англикан, евангелистов, пятидесятников, католиков и православных, всего более 120 человек.
По словам представителя Лютеранской церкви Финляндии М. Хиетамяки «Дело не столько в том, чтобы знать, в какой мере единство Церкви может допускать разнообразие, сколько в том, чтобы понять в какой степени единство Церкви нуждается в разнообразии». Со своей стороны М.Массанго из Реформатской церкви ЮАР заметил, что «если наше отношение братское и гостеприимное, то и наша теология становится более истинной».
Самый представительный теологический форум в мире
Бенедиктинец из Бельгии М.Ван Парис подчеркнул, что цель этого совещания в том, что «вопреки всем разделениям, вместе мы можем сказать кое-что важное о тайне Церкви». В ходе встречи, естественно высказывались различные точки зрения, выявлялись и более серьезные разногласия.
Это касалось вопроса служений, узловой проблемы истории экуменизма, из-за которой до сих пор не подписана совместная декларация о церкви. Протестантские теологи считают, что соглашение о глубоком смысле Евангелия и о таинствах было бы на начальном этапе дискуссии достаточным, тогда как католики и православные полагают необходимым достичь такого же понимания и в отношении священства служителя. Чувствительными вопросами остаются такие, как место епископа, отрицаемая протестантами священническая природа служения.
Отцы церкви
Важное место в дискуссиях занимали проблемы экклезиологии, центральным был вопрос «Что мы имеем в виду под Церковью». Базовым для обсуждения был взят рабочий документ, составленный в 2005 г. «Природа и миссия Церкви». Англиканским каноником Д.Гибо было высказано мнение, что этот «очень богатый текст», со временем мог бы «изменить экуменический пейзаж также существенно, как это сделал ранее документ «Крещение, евхаристия, служение».
Второй стержневой темой встречи стала патристическая теология, которой православные отдают особую честь. Этот акцент на Отцах Церкви вызывает вопросы протестантских церквей, доктрина которых зиждется исключительно на библейских текстах.
Проблемы моральности поведения разделяют больше, чем доктрина
Румынский православный В.Ионита заявил, что «Мы были бы счастливы, если бы протестанты сделали своим наследство, которое принадлежит не православию, но вселенской Церкви». «Влияние Отцов церкви бесспорно»,- заметил М.-К. Мишо, представлявший протестантскую лютеранско-реформатскую церковь. По его мнению углубленное изучение патристики полезно для протестантских церквей. Для члена ордена Белых отцов Ф.Боуэна главное в том, чтобы «вновь открыть труды и святость тех фигур, в которых каждая конфессия может узнать себя».
Более деликатным был вопрос моральности поведения. За последние месяцы в некоторых церквях эти проблемы угрожали новыми расколами. Были затронуты и обсуждены вопросы гомосексуализа в англиканской церкви , резкой критики мондиализации Всемирным реформатским альянсом, обвинений в прозелитизме, выдвинутых против американских евангелистов на территории бывшего СССР и другие дискуссионные темы.
Более мягкие обсуждения
Участники встречи старались концентрироваться больше на методологии, чем на конкретном содержании тех или иных теологических вопросов, пытаясь вырабатывать общий язык и общую культуру совместного христианского наследия. Как церкви приходят к столь различным заключениям, если они стоят на одной фундаментальной базе. Что делать, чтобы воспрепятствовать разделению христианских церквей?
Конечно, для того, чтобы достичь консенсусного единства в экклезиологии, предстоит пройти еще долгий путь. Однако «Да будут все едино;…» (Иоанн, 17, 21).
Павел Верин,
по материалам французской католической газеты «ля Круа»