Главная>Новости>Аналитика>"Евангельское движение России в XIX-XXI в.в. - участник процесса формирования светского государства"

"Евангельское движение России в XIX-XXI в.в. - участник процесса формирования светского государства"

"Евангельское движение России в XIX-XXI в.в. - участник процесса формирования светского государства"
Епископ "Евангельской Христианской Церкви" Павел Орехов
06.10.2017

Доклад епископа "Евангельской христианской церкви" Павла Орехова прочитанный на заседании круглого стола прошедшего в Общественно палате РФ.

Как участник дискуссии я вижу, что в обсуждении присутствует некое маятниковое движение, вызванное, очевидно, словом «Реформация» в обозначенной теме мероприятия. Можно отметить, что докладчики то обращаются к наследию европейской Реформации, то пытаются осмыслить в ее свете внутрироссийские процессы. Это очень точно, на мой взгляд, соответствует текущему началу очередного, глобального цивилизационного сдвига, когда полюс силы перетекает с Запада на Восток. В исторической череде данного маятникового движения, как это не странно, общественно-религиозная повестка, или другими словами: вопрос "светскости" государства, занимает не маловажную роль. Государство и общество то подчиняются религии, то пытаются над ней господствовать. Но путь к полноценно развивающемуся обществу, с точки зрения Евангельского сообщества России, состоит в четком определении целей партнерства: сохранение общечеловеческих, консервативных ценностей (семья, мир, жизнь, детство и т.д,), а также в сбалансированном распределении функций: государство обеспечивает перераспределение ресурсов и равные условия доступа к общественным благам и безопасности для всех граждан (в том числе сохраняет общество от разрушения принятых ценностей), а прогрессивные общественные и религиозные объединения формируют повестку общественного диалога, нацеленного на формирование и сохранение нравственно-этического фундамента общественного развития страны, и развивают гармоничные межличностные отношения.

Если данные условия не обеспечиваются, в стране возникает дефицит нравственности, семейные и демографические проблемы. Не умаляя заслуг европейской Реформации, тем не менее, не может не вызывать тревогу то, как близко подошла европейская цивилизация к последней черте - черте самоуничтожения. Европейское население столкнулось с деградацией культур собственных народов, демонстрируя отказ от многовековых христианских ценностей и, как следствие, межличностную разобщенность, доходящую до маразма: взрослые дети массово отправляют в дома престарелых своих родителей и совершенно забывают о них, не приходя даже на их похороны. Легализуется инцест и педофилия. Сексуальные извращения стали нормой, вынеся людей, придерживающихся естественных форм в разряд «маргиналов».

В этом году мы вошли в 500-летие европейской Реформации. Но, по большому счету - это праздник со слезами на глазах для народов Европы; похоронный марш индивидуалистских христианских ценностей, которые были замещены псевдо-человеческими «ценностями», обозначенными выше. Нам, прежде всего, стоит разобраться: а из каких принципов построения гражданского общества - светского секулярного или светского много-конфессионального, - предстоит исходить России сегодня, решая свои собственные значимые проблемы? Ведь не секрет, что у нашей страны не меньше общественных проблем, чем у остальных стран. Например, Россия заняла лидирующие позиции среди стран с высоким уровнем распада семей - в одной только Москве, ежегодно, разводятся 40 тысяч семейных пар.

Исходя из этого, нужно понимать, что не смотря на географическую близость Европы и России и схожие общественно-политические процессы за последние 2-3 столетия, можно сказать, что Россия хоть и приняла на себя общечеловеческие вызовы, но, все же, выбрала свой путь развития, свою духовную Реформацию, которая началась в 19 веке и не прекращается и в наши дни. В начале позапрошлого века Император Александр I инициировал деятельность Российского Библейского Общества и сам стал активным его участником, разрешив свободу религий, и повелев перевести книги Ветхого и Нового Заветов на современные языки российских народов. За менее, чем вековой отрезок с той поры Российская Империя совершила эпохальный прорыв - из отсталого, крепостного государства на окраинах цивилизации стала страной с третьей экономикой в мире и современным, буржуазно-демократическим государственным строем. В этот отрезок времени Евангельские Христиане-дворяне В.А.Пашков и М.М.Корф, масштабной просветительской деятельностью, делами милосердия и всей своей жизнью доносили до разных сословий, от рабочих и крестьян до членов императорской семьи, необходимость коренных преобразований государственно-конфессиональных отношений. А их ученик, И.С.Проханов - лидер Российского Евангельского Движения начала 20-го века, - озвучил позицию Евангельских Христиан на Госсовете под руководством Главы Временного Правительства А.Ф.Керенского, состоявшемся в августе 1917 г. в Москве: «Одними из непременных условий оздоровления нации являются отделение Церкви от гос-ва, раскрепощение гос. Церкви [имелось ввиду прекращение управления Русской Православной Церковью государственным чиновником — Обер-Прокурором Священного Синода] и уравнивание перед законом всех религий, церквей и вероисповеданий»*.

Не смотря на то, что за эти два столетия Евангельские Христиане переживали множественные преследования и репрессии (особенно во времена светско-секулярного, социалистического режима), они во все времена оставались приверженцами сильной России — страны со здоровым и безопасным обществом, строящим свое будущее на основе межнационального и межрелигиозного диалога и согласия. Это часто выражалось в самоотверженном труде на благо народов России в различных сферах общественной деятельности.

На взгляд Евангельского сообщества сейчас назрел тот момент, когда необходимо вырабатывать новые формы государственно-конфессиональных отношений, в основе которых должны лежать евро-азиатские ценности, с одной стороны имеющие многовековое цивилизационное наследие разных культур и традиций, а с другой стороны - отвечающие современным глобальным вызовам. Лидерами в этом диалоге должны стать представители власти, общества и религиозных объединений, зарекомендовавших себя в истории нашего Отечества, как созидательные, позитивные силы.

Если в ближайшее время в пространстве России и, как следствие, ее ближайших стран-партнеров удастся создать новый, созидательный формат государственно-конфессиональных отношений, обеспечивающих сохранение накопленного исторического опыта и гармоничное развитие всех слоев общества на основе консервативных, общечеловеческих ценностей, это не только позволит сформировать согласие в общественном диалоге страны, но и может стать, в свою очередь, глобальным полюсом притяжения (а может быть и последней надеждой) для позитивных сил мирового сообщества, испытывающих беспрецедентное давление со стороны новых трендов в мировой политике, нацеленных на истребление института семьи и брака, в частности, и, как следствие, разрушение человечества как вида, в целом.

Темы этой статьи
Обсудить в Фейсбук

 
 

 

 

 

 

Похожие статьи
«Почему протестанты — сторонники светского государства?»
Вчера,4 октября 2017 года в Общественной палате РФ прошел круглый стол на тему: «Церковь и государство в свете Реформации. Почему протестанты — сторонники светского государства?» На мероприятии обсудили богословские...
200-лет Евангельскому Движению в России
Автор:Епископ "Евангельской Христианской Церкви" Павел Орехов С 2006 г. представителями российской религиозной и научной общественности, в числе которых находится ваш покорный слуга, проводятся исторические и археологические...
ОП РФ выразила благодарность начальствующему епископу РОСХВЕ
Секретарь Общественной палаты РФ (ОП РФ) Вячеслав Бочаров выразил благодарность Начальствующему епископу Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) Сергею Ряховскому за личный вклад...
Впервые в ОП РФ избран представитель АСД
В минувший втроник, 6 июня 2017 года, стало известно об избрании пастора Церкви Христиан-Адвентистов Седьмого Дня (АСД), генерального секретаря Российской ассоциации защиты религиозной свободы (РАРС), члена Совета по взаимодействию...
«Демократия, национализм и религия в Центральной и Восточной Европе»
В минувший четверг, 11 мая 2017г. в Центре по изучению проблем религии и общества Института Европы Российской Академии Наук при поддержке Исследовательского Центра Pew Research Center, Вашингтон был проведен круглый стол...
Как стать христианином – Христиане.ру