Главная>Новости>Аналитика>Завершил свою работу IV Евангельский Собор
эксклюзив

Завершил свою работу IV Евангельский Собор

Завершил свою работу IV Евангельский Собор
В работе Собора приняли участие более 170 служителей из 52 городов России и СНГ, представлявших различные протестантские конфессии. Такой состав участников по праву дает Евангельскому Собору считаться межконфессиональным событием.
23.06.2013

 

Что же есть Собор?

Собор - это способность вмещать.

Это самое "вмещать" необходимо понимать трояко.


Во-первых. Вмещать "другого" и "иного". "Другой" обогащает очевидным образом, каждый из нас предъявленные богатства "другого" может незамедлительно взять в своих интересах. "Иной" - раздражает, пугает, в мягком варианте - сильно удивляет. Но он присутствует, и он не растворится, и чтобы с этим справиться нужна рефлексия своих границ и пределов. Нужна работа над собой. - Твой взгляд отскакивает от "иного" и упирается в собственный зрачок, чтобы нырнуть в него и добраться до самого распахнувшегося сердца. - Михаил Дубровский настаивает, что без освоения позиции слуги "другого" не встретить. Слуга должен сохранять достоинство, иначе он ничего и никого не встретит. Высшая форма мастерства служения - это кенозис, и в нем нам есть Кому подражать.
Во-вторых. Вмещать, значит, вмещать особое знание и смыслы Собора. Сколько раз мы слышали: "Голова от этого Собора раскалывается. Слов новых слишком много, их бы переварить, уже не до смыслов..." Собор требует от каждого образования и образованности. Встречи с Сыном как с Логосом, Знанием, Смыслом, а не только как с Агнцем и Спасителем. Сложно? Очень сложно! Что делать? Есть третий вариант прочтения способности "вмещать" - и он должен помочь.
Итак, в-третьих, вмещать, значит, впускать в себя Дух Собора, вслушиваться и вбирать все переливчатые игры Духа Святого, пребывающего с нами на Соборе, и потому выхолить с Собора редким богачем. Поведение на Соборе должно быть таким, чтобы обогатиться максимально.

Что же еще есть Собор?
Собор - это готовность рисковать. Рисковать положением, рисковать опытом, рисковать знанием. Здесь все может быть обнулено. Все на чем строил ранее - может оказаться песком. Все что строил - может оказаться башней из слоновой кости. Все что казалось своевременным - может стать вчерашним днем.
Многие на Соборе могут почувствовать себя обнаженными, немало тех, кто ощутит опустошенность, окажется с расфокусированным вниманием и скачущим давлением. На Соборе придется раздеться: скинуть вросшие в плечи пиджаки и погоны. Ибо Собор - это встреча личностей. Это и есть в чистом виде Эклессия, в которой нет разного чина в связи с тем, что кто-то от "мира", а кто-то от "клира", кто-то пастор, а кто-то епископ, у кого-то многотысячная церковь, а у кого-то в сорок человек. Снять пиджаки, мундиры и эполеты, и вслед за Учителем, хотя бы на время Собора, сказать: "лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову".

Что же структурно есть Собор?
Пространство пересечения людей, идей, молитв, проектов, программ и сценариев. Пространство многодневное, в котором каждый день "обвязан" коллективной и пронизан личностной молитвой, дни чередуются, обеспечивая групповую соборную динамику. Собор - это сложно структурированное пространство в котором уживаются и оргдеятельностная игра и игра историческая ролевая, и пророческий поиск и сокрушающая молитва, и проектная работа и рефлексия, и политика и исповедь. Евангельское движение не боялось и я верю не убоится в будущем масштабно в своих интересах заниматься воцерковлением и интериоризацией современных методов коммуникации и мышления. И все это многообразие во Славу Господню.

Каков был замысел о Соборе? Как возникало и прорабатывалось содержание в череде Соборов?
Напомню историю возникновения содержания до IV Собора.
Мы двигались шаг за шагом:
А. Восстановили принцип "Перманентной Реформации" и направили его на себя. От себя потребовали реформации. Отличили реформацию от революции. Обозначили 2017 год как юбилейный (100-летие русской революции и 500-летие европейской Реформации), к которому нужно подойти не с пустыми руками и не с банальными мыслями.
Б. Положили в основание нашей работы принцип "Единство в многообразии", что позволило запустить Собор как пространство честного вопрошания, открытости повестки, складывания ее прямо в процессе соборной коммуникации, а не доведения до сознания собравшихся раннее выработанных решений. Принятие фигур "другого" и "иного" позволило нам адекватно обсуждать собственную и чужую онтологию на дружественных нам площадках (в частности, на серии онтологических игр Щедровицкого или на площадке Гераклейского футурологического конгресса).
В. Ввели представление о будущем не только эсхатологического свойства и задались вопросом: В чем христианская ответственность за историческое будущее?
Кратко это было так: Творец мира, Он же Творец времени и пространства. Значит, Он Господин и прошлого - "Бог в истории", и будущего - "Бог в пророчестве" ("Бог в форсайте"). Он - Творец истории. Он - ответственный Господин. Следовательно, наше с Ним со-творчество выражается в том, что мы уподобляясь Ему принимаем ответственность за будущее и на себя. Мы не одни. Но мы и не в стороне, чтобы сесть в ковчег, его нужно сначала построить собственными руками под хохот и издевательства толпы... Так мы заговорили об оправдании будущего, что по сути есть пророческое и деятельное формирование оснований будущего мира и Церкви.
Г. Заявили тему новых церковных форм. Реформация указывает на необходимость постоянного поиска и отбраковки таких форм. Адекватность современности и уж тем более лидерство в будущем, требует новых и разнообразных, более конгруэнтных миру, и, одновременно, более евангельских церковных форм. И на Соборах начались дискуссии: кто к чему готов? и кто к чему не готов?
Мы также поняли, что несмотря на всю кажущуюся простоту конструкции, данный проход очень даже взросл: кто из нас способен сохранить баланс, так, чтобы приняв ответственность за будущее, не впасть в заботу о завтрашнем дне?!
Д. Произвели реабилитацию понятия "Царства". Царства по определению эсхатологичного и экзистенциального и потому оттесненного материальностью и заботами той самой корпоральной Церкви.
Е. Проработали принцип "Всеобщего священства", к нашему огорчению затененного институтами пасторства и епископства, - бесспорно важнейшими институциями, безусловно куда более понятными и удобными для людей, чем личный подвиг повседневного священства.
Мы стали лучше понимать и четче формулировать, что каждый христианин призван, будучи священником, работать на ниве Царства.


Но к большому сожалению у нас пока так: земная церковь - царство пастора; царство же не больше царя. Из-за этого энергия многих верующих сворачивается или бьется в тесных стенах конфессионального храма, в узких коридорах отведенного служения. Дарам же нужен простор. Щедрым дарам - бескрайний простор. Такой дается от лица только повзрослевшего лидера. Абсолютный простор предоставляется только нашим единственным Первосвященником. Открытие миру, выброс энергии веры в Духе и со Духом Святым в мир, выводит каждого на огромную ниву труда, на которой раскрывается его священство по чину Мелхиседека. И это не отворот от Церкви. Напротив, решительный разворот к ней, являющейся горчичным зерном Царства, разворот с реформаторских позиций!

И вот к IV Собору мы подошли с вопросами: что мы должны выбрать, на чем сосредоточиться? что важно сегодня богословски проработать? на какие проекты выйти и о чем договориться между собой? что важного начнем делать по завершении Собора, вовлекая церкви и миссии в евангельское движение?!
Первый вопрос в моих предсоборных размышлениях был такой: над какими организованностями нам предстоит работать дальше, на каждом Соборе, чтобы мы не оторвались от правды жизни - ни Небесной, ни земной? И до Собора в письме к друзьям я предложил три темы: город, предпринимательство, университет. Темы очевидные, понятные нам и миру.


После IV Собора, я утвердился в мысли, что второй этап развития соборного движения должен мыслить дистанцией сразу до 2017 года; это значит, что каждый последующий Собор мы должны прорабатывать значимые сущности, обладающие и евангельским смыслом, и силой институционализации в современном мире. Назову свой перечень:
А. Город уже воспринят большинством, не смотря на привычные возражения: "это не дело Церкви", "Христа распяли за городом" и в том же духе. Городу, церквям города, церкви как закваски города и был посвящен IV Собор.
Б. Предпринимательство, понятое не поверхностно, но с заглядыванием внутрь слова, не через призму бизнеса, но чтобы усмотреть тип священства, и которое необходимо понять гораздо шире и выше, чем в обыденном языке, дабы увидеть силу Творца творящего новое, ибо предпринимающий творит новое (ведь и сама этимология этого слова говоряща: пред-принимать = делать нечто согласно замысла, дабы приять и принять, нечто иметь в будущем, что значит вступить в риск, предполагая и веря, что сделанное приведет к конкретному результату).
В. И только пройдя место и способ действия (город и предпринимательство), другими словами "заземлившись", мы могли бы заняться мышлением и такими практиками мышления как образованием и исследованиями, выйти на позитивную догматическую работу, сделать аудит семинарий и образовательных программ, спроектировать массовитеты по Церквам и персоналитет для новых церковных лидеров.
Г. После чего разобраться с властью. Сложнейшей субстанцией. Наверное самой опасной, помятуя последнее искушение Христа в пустыне. Субстанции, продолжающей искушать всякого лидера. Здесь же придется говорить про веру понятую как воля, про молитву как установление, про поражающую силу Слова, про Его власть на земле как на Небе.
Д. И в юбилейном 2017 году вернуться к теме, с которой начали наш путь - к Реформации, но уже не просто как к перманентной реформации, но как к радикальной реформации, воскрешая лютеровское требование - Solo Christus.

В связи со сказанным, возникла последовательность тем:
ГОРОД - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - МЫШЛЕНИЕ - ВЛАСТЬ - РЕФОРМАЦИЯ.


На базе чего мною и были предложены следующие формулировки тем Соборов:
2013. "Церковь, влияющая на город" - тема прошедшего Собора, предложенная М. Дубровским. Но ведь посеянное со временем непременно взойдет, и тогда мы скажем: "Церковь, меняющая город".
2014. "Предпринимающие мир: всеобщее священство". Возникла дискуссия, так Евгений Николин настаивал на "всеобщем царственном священстве" (у этого есть свой резон и прямая ссылка на текст Писания); а Михаил Дубровский на: "Евангельские команды: всеобщее священство", и предложил эпиграф к V Собору: «Жатвы много, а делателей мало. Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:37-38).
2015. "Ум Христов: христианское мышление 3.0". На этом Соборе может оказаться уместным следующий эпиграф: "Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин. 1:3).
2016. "Власть имеющий: да приидет Царствие Твое" (вариант: "Власть имеющий: на земле как на Небе").
2017. "Оправдание будущего: радикальная реформация" ("перманентная реформация" остается, но в "радикальной реформации" есть еще указание на особый исторический момент).


Сразу замечу, если обсуждать реформацию в контексте, как ее обсуждают, к примеру, католики, рано или поздно нам придется всерьез обсуждать сюжет, раскрываемый католическим кардиналом Кохом: "Истинная цель экуменизма – это преобразование множества конфессиональных Церквей во множество поместных, которые, отличаясь разнообразием форм, оставались бы единой Церковью. <.......> Миссионерская конкуренция различных Церквей является скандалом, дискредитирующим евангельское благовестие. Поэтому экуменизм и евангелизация – это «близнецы, которые ссылаются и полагаются друг на друга». Только преодолев разделения, мы будем в состоянии свидетельствовать христианские ценности в условиях секулярности..."
Но, друзья мои, можно сказать и резче, как мы привыкли: чья это задача? - преобразовать множество конфессиональных и деноминационных церквей в бесконечное множество поместных и посферных, стремящихся при этом к подлинной кафоличности и бескорыстному евхаристическому единству. И при этом избегающих юрисдикционного, обрядового, имущественного и даже доктринального единства. Ибо слаб человек и нам не нужна башня вавилонская.

Таким образом, я вношу предложение следующей содержательной линии Соборов:
- о городе и церкви в городе, заквашивающей свой город, оправдывающей любовью город; церкви, превосходящей своей сложностью город, несущей пророчество о городе, берущей отвественность за город в молитве и проектном действии;
- о предпринимательстве, которое предпринимает не прибыль, не монополию, не рынок, но целый мир, предпринимается личностно каждым и совокупно всеми членами Церкви; здесь предпринимать - это замысливать и осуществлять, удерживать движение к поставленной цели за счет воли; этого не добиться нам без восстановления принципа всеобщего священства и обновленного представления о Царстве - так, чтобы каждый член Церкви предпринимая священствовал;
- о знании, новых формах его взятия, трансляции и превращения в мир вещей, событий и отношений, что и есть в сути своей творящий Ум Христов, Логос; откуда вытекает задача возвращения Церкви когнитивного лидерства; наконец, о догматике; и о всей образовательной триаде: персоналитет-университет-массовитет; ведь "мы имеем ум Христов" - так имеем или не имеем?!
- о власти, переосмысленной в евангельском духе, а значит, о Царстве Его "на земле как на Небе"; "власть имеющий" - именно так характеризовали Иисуса полные изумления книжники и фарисеи; так и наши слова, мысли и дела, если они в Духе, то должны вызывать именно такую реакцию: кто они? они же говорят и действуют как власть имеющие!
- о будущем, оправдании будущего, пророческой "прошивке" будущего, что есть в полной мере исполнение заповеди данной нам Отцом - "и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте"; это потребует от нас радикальной реформации, схожей по духу с ныне выдвинутой европейскими коллегами "радикальной ортодоксии", но идущей решительней и дальше.
Завершу статью комментарием моего друга епископа Николина: оправдание будущего и пророческий выход в грядущее - это больше, чем в полной мере исполнение адамовой заповеди; это и Первое поручение (освоение, владение, управление миром), основанное на Первой заповеди (любовь, оправдание, искупление), и исполнение Великого поручения (приведение к должному через покаяние, исправление, научение). Наша задача удержать все три, плюс, осуществить выход в Иное - "и больше сих СО-творит...", "будем подобны Ему..." Аминь.

Автор: Сергей Градировский

 

МАТЕРИАЛЫ IV ЕВАНГЕЛЬСКОГО СОБОРА

1.ФОТОГАЛЛЕРЕЯ (фото О.Биндасова)

2.ПРЕДСОБОРНЫЕ ТЕЗИСЫ

3.ТВ-программы

 

   №1 (Программа с К.Бендасом)

№2 (Программа с С.Градировским)

№3 (Программа с М.Дубровским, А.Горбачевым и С.Лавреновым)

№4 (Программа с Е. и С. Переслегиными)

№5 (новостной видеосюжет) IV Евангельский Собор в Санкт-Петербурге

 №6(новостной видеосюжет) ОТВ

4.РАДИО-эфир (программа с Т.Горбачевой, тема: "Мигранты")

5.СТАТЬИ

№1«Основание экклезиологии городской церкви» А. Горбачев

№2«О следах в сердцах и умах» Е. Переслегина

№3«Итоги Евангельского Собора» М. Дубровский

№4«Влиять-значит любить, любить-значит служить, служить-быть слугой» Л. Аршакуни

№5«Кишлак в большом городе или как христиане относятся к пришельцам» Т. Горбачева

№6«Как возможна община в современном городе» М. Дубровский 

№7«О чем свидетельствует и куда направляется соборное движение» И. Скоробогатова 

№8«Рывок к умножению или топтание на месте» С. Лавренов 

№9«Соборность-культура совместного мышления и коллективного поступка» Р. Загудилин 

№10«Взаимодействие евангельских церквей и других конфессий» Е. Гречко 

№11«Что же есть Собор?» С. Градировский 

№12«Размышления после Евангельского Собора» А. Величко 

№13«О городе, церкви и общности» 

       6.НОВОСТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

           №1«Какой должна быть церковь в городе» С. Бычков

           №2«Завершил работу IV Евангельский Собор» И. Митрофанова

 

МАТЕРИАЛЫ I-го,  II-го, III-го ЕВАНГЕЛЬСКИХ СОБОРОВ

( в помощь участнику IV Евангельского Собора)

  1. ДОКУМЕНТЫ

            Пред - и пост-соборные тезисы

            Реконструкция богословской работы трех Евангельских Соборов
 

  1. ПРОГРАММЫ НА РАДИО «ТЕОС»

            Запись передач

Ø  Слушать Он-Лайн  

  1. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ
Завершил свою работу IV Евангельский Собор Завершил свою работу IV Евангельский Собор

Завершил свою работу IV Евангельский Собор 4.ИНФОРМАЦИЯ НА ДРУГИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСАХ

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
Религиозно-философская тетрадь №009
Евангельский Собор происходит ежегодно на неделе, предшествующей Празднику Пятидесятницы &mdash; дню рождению Церкви Иисуса Христа. В основании замысла организаторов этого события лежит желание возродить новозаветную традицию...
О городе, церкви и общности
Одна из групп была организована для проработки вопроса о форматах общности современного города. Это могло бы помочь увидеть, какой должна быть современная городская церковь. Как должна быть организована церковная...
Что же есть Собор?
Автор: Сергей Градировский Собор - это способность вмещать. Это самое &quot;вмещать&quot; необходимо понимать трояко. Во-первых. Вмещать &quot;другого&quot; и &quot;иного&quot;. &quot;Другой&quot; обогащает очевидным...
Взаимодействие евангельских церквей и других конфессий: факторы разделения и сближения
Темой одной из дискуссий на прошедшем недавно IV Евангельском Соборе в Санкт-Петербурге было взаимодействие евангельских церквей с другими конфессиями. В круг обсуждающих попали христиане разных традиций, что потребовало...
Соборность – это культура совместного мышления и коллективного поступка
Автор:Руслан Загидулин, Магистр Богословия. Для христианина, оказавшегося в городе, где индивидуализм и потребительство пронизывают все нити городской жизни, соборность может стать не только устаревшим церковным словом,...
Как стать христианином – Христиане.ру