Вековую мудрость – насильно мил не будешь – вполне осознанно игнорируют те, кто продвигает в школы новый курс религиозных культур и светской этики. Первые результаты не заставили себя ждать.
В апреле четвероклассники в 19 регионах России приступят к изучению «Основ религиозных культур и светской этики» – дисциплине, состоящей из шести модулей: по основам православной, исламской, иудейской и буддистской культур, основам мировых религиозных культур и светской этике. Работа над учебниками для этих модулей проходит достаточно проблемно. В подтверждение тому несколько фактов.
Так, для первых четырёх модулей авторов учебников подбирали конфессии. В конце года произошла замена Шевченко и Муравьева на Кураева. Патриарх Кирилл признал единственно верным учебное пособие вездесущего протодиакона. И теперь, по мнению заведующей кафедры философии СПбГУ Марианны Шахнович, «православный модуль имеет ярко выраженное стремление обучить религии. Там и приёмы изложения проповеднические».
"Мы стремились, чтобы учебники соответствовали задаче преподавания знаний о религии, а не преподавания религии, – говорит Шахнович в интервью Infox.ru – Европейцы, в тех странах, где нет отделения церкви от государства, где религиозное образование существует в муниципальных школах, даже они совершенно чётко разделяют: обучение религии (или религиозное образование) и информирующее обучение о религии. Пока мы заклинаем и говорим, что это – культурологический учебник, от наших заклинаний он культурологическим не станет. Сейчас это — обучение религии".
С третьей частью учебника «Основы православной культуры», написанного Борисом Якеменко, вообще произошёл анекдот. Депутат Государственной Думы Роберт Шлегель так расхваливал пособие, что среди достоинств упомянул «цветные пятна», понятные «клиповому сознанию» школьников. При этом учебник Якеменко рассчитан на десятиклассников, которые, по всей вероятности, к старшим классам уже не умеют читать, а только картинки разглядывают.
Отказался продолжить работу над учебником светской этики Вадим Перов. Издатели «зарубили» книгу уже на стадии черновика.
"Когда я представил черновик, со стороны издательства посыпались претензии, — приводит слова Перова еженедельник The New Times. — Мне сказали, что учебник получился слишком космополитичный, что нельзя писать о множественности культур, а то дети поймут, что и мораль может быть разная. Попросили исключить и пассаж о том, что для религиозной этики главная ценность — это Бог, а для светской — человек, на том основании, что такие слова не понравятся священнослужителям".
По всей видимости, околорелигиозная суета вокруг учебных пособий вызывает такое отторжение родителей, что они отдают предпочтение светской этике. Во многих регионах более половины россиян выбрали для своих детей именно светскую этику. Её захотели изучать в 14646 семей красноярских четвероклассников, что составило 58,2% от общего количества подпадающих под условия эксперимента учащихся. Основы религиозных культур выбрали 5417 родителей (21,5%), немногим меньше ОПК: 4804 или 19,1%. В Свердловской области светская этика получила поддержку 54,6% опрошенных, Основы мировых религиозных культур – 23%, ОПК – 20,6%. Очень похожий результат, отметил эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований, социолог и религиовед, кандидат философских наук Михаил Жеребятьев, продемонстрировало и Ставрополье в первой версии, которая была пересмотрена после того, как своё недоумение по поводу результатов выбора предметов высказал архиерей РПЦ МП. Своеобразный рекорд установлен в Каменске-Уральском Свердловской области: там светскую этику выбрали 93% школьников.
Единственным разумным выходом было бы не продвигать нахрапом в школы новую дисциплину, а отложить её введение до начала следующего учебного года. Отсрочка способствовала бы более ответственному и профессиональному подходу к выпуску пособий, раз уж мы решили помогать родителям в воспитании их детей.
Источник Церковь Новый Завет
|
|
|
|
|