Просто евангелие: суть

Многие знают, что в Библии есть четыре книги, которые называются «Евангели­ем». Некоторым известно, что слово «евангелие» произошло от греческого слова, означающего «благая весть». При этом немногие могут объяснить, в чем именно заключается «благость» этой вести или каким образом евангелие меняет жизнь людей в лучшую сторону. Что такое евангелие? Как бы вы ответили на этот важный вопрос?

«Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия 
     благовествовать язычникам неисследимое
                богатство Христово».

                                   Еф.3:8

Прошло уже более двадцати лет, как я впервые услышал ясное изложение еванге­лия и по данной мне благодати уверовал в Иисуса Христа. С тех пор, слушая про­поведи, читая книги и статьи, учась в семинарии, трудясь в церкви, проповедуя и общаясь с разными людьми, я стремился глубже познать евангелие. Сейчас мне ясно, что чем больше человек познает евангелие, тем больше он убеждается в спра­ведливости двух утверждений:

  1. Евангелие, так же как и Бог, о Котором оно повествует, в конечном итоге неисследимо (Еф.3:8; Ис.40:28). Человек не может до конца уразуметь глубину Божьей любви и мудрости, открываемую в евангелии (Еф.3:19).
  2. Суть евангелия проста и доступна даже для понимания детей. Евангелие можно выразить в простых словах (1Кор.15:1-5).

Когда упоминается проповедь евангелия в Новом Завете неизбежно повторяются или же подразумеваются одни и те же истины, которые в совокупности составляют суть благой вести. Суть или сущность чего-либо – это то основное, неотъемлемое и неизменное качество, без которого предмет не может существовать и без которого предмет невозможно понять. Это эссенция или «выжимка», которая содержит все главное и ничего второстепенного. Суть евангелия остается неизменной во все вре­мена, хоть каждое поколение вынуждено расставлять свои акценты в зависимости от особенности мышления людей, которым возвещается благая весть. Данная ста­тья – моя попытка помочь своим современникам лучше познать евангелие, с мо­литвой о том, чтобы это знание стало для них спасительным.

1. Главная проблема: Наша греховность в свете Божьей святости

«Он спасет людей Своих от грехов их».
                                  Мтф.1:21

Евангелие провозглашает и предлагает человеку Божье решение проблемы челове­ческого бытия. Поэтому перед тем, как излагать суть евангелия, необходимо хоро­шо понимать, о какой проблеме идет речь. На основании Священного Писания мож­но твердо утверждать, что главная проблема человека имеет отношение к двум несовместимым реалиям: Божья святость и человеческая греховность. Иными сло­вами данная проблема имеет две основные стороны: первая имеет отношение к со­вершенной природе Бога, вторая – к искаженной природе человека.

1.1. Совершенная природа Бога

«Свят, свят, свят Господь Саваоф!
      Вся земля полна славы Его!
»
                                  Ис.6:3

Бог по своей природе свят, праведен и справедлив. Закон Божий является не выра­жением каких-то произвольных решений Бога, которые Он мог бы изменить в лю­бое время, но отражением Его благой и совершенной сути – Его природы, которая не может быть изменена. Например, требование быть святым основано на том фак­те, что Бог свят (Лев.11:44-45; 19:2; 20:7; 20:26; 1Птр.1:15-16), как и заповедь лю­бить, дается в свете того, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:7-8). По Своей природе Бог ненавидит все моральное зло и стремится исправить или наказать каждую неспра­вед­ливость. Люди, сотворенные по образу и подобию Божию, даже в своем гре­хов­ном состоянии, инстинктивно знают, что Бог должен поступать справедливо. Это приводит нас ко второй составляющей.

1.2. Искаженная природа человека

«Вся праведность наша  как запачканная одежда;
     и все мы поблекли, как лист,
         и беззакония наши, как ветер, уносят нас».

                                   Ис.64:6

Бог создал человека по Своему образу и подобию (Быт.1:27). Изначально человек был безгрешным. Грехопадение повлекло за собой бесчисленные страдания для миллионов людей и соделало всех потомков Адама грешными перед Богом (Рим. 5:12) и достойными Его праведного воздаяния (Рим.6:23). Необходимо понимать, что в грехопадении исказилась сама природа человека (Еф.2:3), так что человек в своем падшем состоянии стремится ко греху (Иак.1:13-15). Если до грехопадения Адам согрешил через свободное решение своей воли, то после грехопадения он делал грех по зову искаженной грехом природы. Мы, как потомки грешного Ада­ма, грешим, потому что этого требует наша падшая природа (Рим.7:14-20).

Проблема с нами не в том, что мы недостаточно сильно хотим делать добро, а в том, что даже «праведность наша» пред Богом выглядит как нечто отвратительное. Подобно тому, как вредоносно все, что вырастает в зараженной радиацией зоне, так и все, что исходит из грешного сердца человека (Быт.6:5; Иер.17:9; Мтф.15:18-19), заражено ядом греха. Даже самые лучшие наши дела негодны перед Богом.

Ужас грехопадения в том, что мы уже не можем изменить свою греховную природу. Через воспитание, образование и закон мы, с разной степенью успеха, можем держать свои греховные желания под контролем, но изменить свою природу мы неспособ­ны (Иер.13:23). Благость евангелия в том, что, хоть люди не в состоянии спасти себя от греха, Бог усмотрел для людей Спасителя (Мтф.1:21).

Осложняющий фактор

Сложность в том, что сегодня библейские понятия перестали оказывать сущест­венное влияние на мышление людей. Большинство людей не мыслят категориями греха и святости. Греховная природа омрачила их разум (Еф.4:18), постмодернист­ская философия дала каждому возможность безосновательно отвергать любые утверждения, соответственно, мало кто чувствует острую потребность в спасении, а еван­гелие воспринимается не как благая весть, но как некая сказка, не имеющая практического применения для современного человека. Однако, как больной ра­ком человек не исцелится от того, что вообразит, что такой болезни не существу­ет, так и грешнику не станет лучше, если он будет отвергать губительную реальность греха в своей жизни. Проблема человеческого бытия не исчезла.

«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные;
     Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».
                                   Мрк.2:17

Если говорить упрощенно, евангелие существует не для хороших людей, а для плохих. Евангелие воспринимается как хорошая весть только теми, кто осознает свою нужду во спасении от греха. Большинство людей сегодня, не отрицая своей греховности, не считают грех главной проблемой человека. Все чаще и чаще раз­говор о грехе и о вечном наказании, в лучшем случае, вызывает улыбку подозрения в отсталости во взглядах или религиозном фанатизме.

Люди начинают видеть грех как свою главную проблему только когда «сталкиваются» с Божьей святостью (напр. Ис.6:1-5). Пока люди сравнивают себя друг с другом, такие оправдания как «я никого не убивал» могут казаться вполне удовлетворительными. Когда же под воздействием Духа Святого свет Божьего Слова начинает освещать дела (Ин.3:19-20), слова (Мтф.12:36) и мысли людей (Евр.4:12-13), когда люди начинают сравнивать себя с требованиями святого Бога, тогда их сердце охватывает страх от сознания своей вины перед Богом и праведности грядущего наказания (Евр.10:26-27). Даже со­весть человека незнающего Священного Писания обвиняет его (Рим.1:15), но толь­ко совесть, очищенная в горниле Божьего откровения и просвещенная Духом Святым, обрушивает всю силу праведного осуждения за все, что не соответствует воле Творца.

Только те люди, которые оценивают себя в свете Божьих требований, начинают осознавать абсолютную безвыходность и безнадежность своего грехов­но­го состояния, а вместе с этим и свою нужду во Спасителе. Только те, кто понима­ют, что главная заповедь состоит из требования всегда любить Бога всем своим существом (Втор.6:5; Мтф.22:36-38; Мрк.12:28-30), понимают, что, даже никого не убив, они все равно нарушили и продолжают нарушать главную заповедь, соответственно являясь главными грешниками. Начните читать Священное Писание и взвешивать свою жизнь в свете Божьего Слова; самоуверенное чувство невиновности перед Богом исчезнет как утренний туман с восходом солнца, а серд­це наполнит чувство вины и страх перед Святым Богом.

2. Единственное решение: Спасение по вере в смерть и воскресение Иисуса Христа

«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного,
     дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
   
                                Иоан.3:16

Как Божья природа побуждает Его наказывать людей за их грехи, так та же приро­да побуждает Его спасать людей от грехов их. Зная всю глубину бед­ственного состояния человека, Бог смог найти действенное решение. Божье дело спасения человека очень многогранно, однако и здесь можно выде­лить две основные стороны:

2.1. Через искупление Бог решает проблему справедливости.

Везде, где Слово Божие говорит нам о спасении людей от греха, упоминаются или подразумеваются два основных события, происшедших с Иисусом Христом: 1) за­местительная смерть и 2) победоносное воскресение. Апостол Павел изложил ее в одном предложении из 23 слов: «... Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился ...» (1Кор.15:1-5; и см. Лук.24:46; Деян.17:3; Рим.4:25; 10:9).

Заместительная смерть Христа

«Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили,
     но чтобы послужить и отдать душу Свою
                       для искупления многих».

                                   Мтф.20:28

Тема искупления красной нитью пронизывает и объединяет Ветхий и Новый Завет (Иов.19:25; Быт.22:11-18; Ис.41:14; 43:1; 63:16; Неем.1:10; Мрк.10:45; Гал.3:13; 1Кор. 1:30; 1Тим.2:6; Евр.9:12,15; 1Птр.1:18-19; Откр.5:9). Искупление грешников Бог со­вершил посредством заместительной смерти Иисуса Христа. Ключевым аспектом смерти Иисуса Христа является ее заместительный характер. Христос умер не за Свои грехи (Он – безгрешен, см. 1Ин.3:5), а за наши грехи, т.е. понес наказание вместо нас (Ис.53:5-6,10-11; Гал.1:4; 3:13; Рим.4:25; 1Птр.2:24; 3:18; 1Ин.2:2; Откр. 1:5), удовлетворяя требование Божьей справедливости и предоставляя Ему возможность быть праведным и оправдывать грешников.

«Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса».
                                   Рим.3:24-26

Для одних учение о заместительной смерти Христа звучит либо как глупость, для других в «слове о кресте» лежит вся надежда их спасения (1Кор.1:18-24). Не будьте в числе тех, кто высмеивает или отвергает это учение. Без заместительной жертвы Христа нет евангелия, нет спасения.

Победоносное воскресение Христа

«Который ... воскрес для оправдания нашего».
                                   Рим.4:25

Христос воскрес телесно в третий день после Своей смерти и в доказательство на протяжении 40 дней являлся Своим ученикам (Деян.1:3; 1Кор.15:4-7). Человек не может оправдаться перед Богом исполнением дел закона (Рим.3:20; Гал.2:16; 3:11; 5:4), потому что закон был дан не как средство оправдания, а как средство обличе­ния и направления человека ко Христу (Рим.3:20; 7:7-8; Гал.3:24). Верующий в воскресшего Иисуса оправдывается Им (Деян.13:39; Рим.3:24). Оправдать значит провозгласить невиновным. На основании заместительной жертвы и воскресения Христа, Бог оправдывает всякого верующего в Иисуса (Рим.3:26; 5:1,9; 8:30,33). Воскресший Господь сейчас находится одесную Бога и продолжает оправдывать верующих в Него, ходатайствуя за них перед Отцом (Ис.53:11; Рим.8:34; 1Ин.2:2; Иер.23:6).

2.2. Через возрождение Бог решает проблему греховности.

«Истинно, истинно говорю тебе,
    если кто не родится свыше,
      не может увидеть Царствия Божия».
   
                                Иоан.3:3

Проблему человеческой греховности Бог решает посредством нового духовного рождения человека, называемое «рождением свыше», «рождением от Духа» или «возрождением». В процессе возрождения Бог изменяет греховную природу чело­века, так что человек становится вновь живым для Бога (Еф.2:5) (см. О возрожде­нии). 

«Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его,
    дал власть быть чадами Божиими,
      которые ни от крови, ни от хотения плоти,
        ни от хотения мужа, но от Бога родились».
   
                                Иоан.1:12-13

Возрождение берет свое действенное начало в искупительном подвиге Христа (1Птр.1:3; Рим.6:4). Оно тесно связано с действием Духа Святого через Слово Бо­жие (1Птр.1:23; Иоан.1:12-13; 3:5-6). Именно рождение свыше радикальным обра­зом меняет духовную природу человека и делает ее абсолютно новой во Христе (2Кор. 5:17; Кол.3:10). В результате человек утрачивает способность жить во грехе и своей новой природой побуждается к вере и покаянию, святости и любви (1Ин.1:7; 3:1-3,9; 4:7; 5:1,18; Рим.6:2-7). Как состояние греха является естественным для чело­века невозрожденного, так состояние святости естественно для возрожденных людей. Покаяние во грехе и стремление к святости для возрожденного человека явля­ются духовной необходимостью, вызванной новой духовной жизнью во Христе.

3. Ваш выбор: Что с этим делать?

Объяснив главную проблему человека и предусмотренное Богом решение, остается показать как евангелие из теории становится практикой нашей жизни.

«Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и
     сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых,
         то спасешься».

                                   Рим.10:9

Согласно Писанию евангелие производит свое спасительное действие только когда человек кается в своих грехах и верует во Христа (Мр.1:15; Рим.1:16). Покаяние во грехах состоит из личного понимания, признания и отвержения греха в своей жиз­ни. Вера в смерть и воскресение Христа указывает на личное понимание и приня­тие Божьего спасения и примирения с Богом. Как покаяние, так и вера являются дарами Божьей благодати и сопровождают возрождение от Духа Святого (2Тим.2:25; Еф.2:6-8).

Верить, чтобы жить или не верить, чтобы не жить 
     Вот, в чем вопрос!
                                   Адаптация Шекспира

Евангелие приходит к нам не просто как выбор (2Кор.5:20), но как повеление (Деян.17:30). Не верить в евангелие значит противиться Богу и отвергать Его благую волю, верить в евангелие значит покориться Богу и принять Его любовь во Христе.

* * *

Евангелие, как Вы видите, это весть, которая состоит из конкретных утверждений и обещаний основанных на исторических событиях. Осознаете ли Вы себя грешным человеком перед Богом? Вкусили ли Вы, что грех дает людям не только временное удовольствие, но и страшные страдания, боль, сожаление, страх? Христос призывает Вас к Себе (Мтф.11:28), и я «от имени Христова» прошу Вас: «примиритесь с Богом» (2Кор.5:20).

Что дальше?

Изложенные здесь истины относятся к начаткам учения Христова (Евр.6:1-2). Человеку, вступившему на путь веры в Иисуса Христа, предстоит всю жизнь воз­растать в познании Бога. Если Вы понимаете и сердцем принимаете благую весть, то Вам необходимо найти церковь, в которой проповедуется Слово Божие, чтобы пребывая в общении с другими людьми, разделяющими веру в Господа, Вы могли возрастать в познании и исполнении Его благой воли. В церкви вы сможете, согласно учению Христа, запечатлеть вашу веру в Него через водное крещение, свидетельствовать о ней через Причастие, и служить Тому, кто умер, чтобы дать нам жизнь и жизнь с избытком (Иоан.10:10).

С молитвой,


В.В. Стариков 

Пастор, доктор богословия

 

Просто евангелие: факты

Что необходимо знать о евангелии? Для того, чтобы лучше усвоить суть благой вес­ти, изложенную в статье «Просто евангелие: суть», позвольте предложить вашему вниманию пять простых, но чрезвычайно важных фактов о евангелии.

1. Евангелие: только одно

«Я не стыжусь благовествования Христова,
     потому что оно есть сила Божия
          ко спасению всякому верующему».
   
                                Рим.1:16

Существует только одно истинное, спасающее и вечное евангелие, которое возве­щал Иисус Христос во время Своего земного служения, которое по воскресении Господь повелел Своим ученикам проповедовать по всему миру, которое последо­ва­тели Христа провозглашали при содействии Духа Святого, которое Дух Божий через избранных авторов запечатлил на страницах Священного Писания для всех последующих поколений, которое верные Писанию служители провозглашают и сегодня.

Только неповрежденное евангелие обладает силой ко спасению, потому что только оно верно излагает истину о спасении во Христе. С самого начала распространения благой вести были люди, которые желали исказить евангелие. Поэтому апостол Павел, призванный Богом проповедовать евангелие Христово язычникам, преду­преж­дал: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8). Перед тем как принять ка­кое-либо объяснение евангелия, необходимо абсолютно удостовериться, что оно соответствует евангельской вести, изложенной на страницах Священного Писа­ния.

Сегодня многие христианские конфессии говорят, что проповедуют истинное евангелие, однако только Библия является единственным богодухновенным и непогрешимым источником познания евангелия, и только знание основанное на Слове Божием дает человеку твердую уверенность в том, что он обладает истинным евангелием. Я привожу избранные библейские цитаты в надежде, что вы будете проверять каждое утверждение на соответствие тексту Священного Писания, чтобы укрепляться в вере и, что в вас пробудится желание читать и изучать Библию, чтобы глубже познавать Божью истину, которая сильна преобразить вашу жизнь.

Бог совершен и евангелие, которое Он даровал людям, в равной степени совер­шенно. Любые попытки изменить евангелие путем убавления или прибавления лишают его спасительной силы и являются богохульными, потому что основыва­ют­ся на неверии в Божью силу спасти людей согласно евангельскому учению изло­женному в богодухновенном писании. Истинно верующий человек признает, что евангелие является Божьей спасающей силой, принимает его всем сердем и не смеет его искажать.

2. Евангелие: только во Христе

«Един Бог, един и посредник между Богом и человеками,
     человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех».
   
                                1Тим.2:5-6

Сам Господь свидетельствовал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не при­хо­дит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6). Апостол Петр проповедовал: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12). Апостол Павел утверждал, что Христос – наш единственный Посредник (1Тим.2:5-6). Апостол Иоанн писал: «Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1Ин.5:12).

Фраза «только во Христе» подразумевает с одной стороны, что без Христа спасение невозможно, с другой – что Христос является абсолютно достаточным средством нашего спасения. Обладающий Христом обладает спасением, и помимо Христа че­ловеку больше ничего не требуется для спасения. Иисус Христос является «альфой и омегой» благой вести. Евангелие, которое не приводит человека к Иисусу Христу, которое не делает Христа единственной надеждой нашего спасения, является не силой Божией ко спасению, а орудием диавола к погибели нашей души.

Почему только во Христе есть спасение?

Это очень емкий вопрос, на который существует множество библейских доводов, но, если говорить просто, необходимо отметить, что 1) только Иисус мог нас спасти и 2) только Иисус совершил наше спасение.

  • Только Иисус, будучи Богом (Иоан.1:1-3; Флп.2:6; Евр.1:5-9) и человеком (Лук. 24:39; Иоан.1:14; Флп.2:7; Евр.2:14; 1Ин.4:2), является единственным Посред­ником между Богом и людьми (1Тим.2:5-6; Евр.2:16-18; 3:1; 1Ин.2:1).
  • Только Иисус, будучи безгрешным (Ин.8:29; 14:30; Деян.3:14; 2Кор.5:21; Евр. 4:15; 7:26-28; 1Птр.1:19; 2:22; 1Ин.3:5) смог принести совершенную жертву за грешных людей. Он умер не за Свои грехи, а за грехи наши (Ис.53:4-6; Рим. 4:25; 1Кор.15:3; Гал.1:4; 1Птр.3:18).
  • Только Иисус воскрес из мертвых для оправдания верующих в Него (Мтф.28:7; Лук.24:6; Деян.2:24; Рим.4:25; 6:4; 8:34; 14:9; 1Кор.15:4,20; 1Фес.4:14; 1Птр.1:3; Откр.1:5).
  • Только Иисус вознесся во славе и, восседая одесную Отца, ходатайствует за из­бранных (Рим.8:34; Евр.7:25; 9:15; 1Ин.2:1-2).
  • Только Иисус вернется на землю для окончательного избавления верующих в Него (Мтф.24:27,37,39; 1Кор.15:23; Флп.3:20; 1Фес.4:15; Тит.2:13; 2Птр.3:4-10; 1Ин.2:28; Откр.22:17).

Этот перечень можно продолжить, но надеюсь и перечисленного достаточно, чтобы обоснованно утверждать, что спасение людей и Христос неразрывны. Слово Божие называет Иисуса Христа Спасителем не потому, что Он дает людям шанс спасти самих себя, а потому что Он действительно спасает людей Своих от грехов их (Мтф. 1:21). Иисус Христос – единственный Спаситель людей (Лук.2:11; Иоан.4:42; Деян. 5:31; 13:23; Еф.5:23; 1Тим.4:10; 2Тим.1:10; Тит.1:4; 1Ин.4:14).

3. Евангелие: только для грешников

«Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус
     пришел в мир спасти грешников, из которых я первый».
   
                                1Тим.1:15

Человек, который не осознает или не признает своей греховности, который не рас­каивается в своих грехах, не может быть спасен евангелием Иисуса Христа, но не потому что Бог бессилен спасать, а потому что такой человек не может взыскать Бога как Спасителя, отвергая свою нужду в спасении (1Ин.1:8-10). Иисус учил: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не правед­ников, а грешников к покаянию» (Лук.5:31-32).

Эта фраза также уточняет от чего Бог спасает человека, а именно от греха (Мтф. 1:21). Главная проблема человека – не его окружение, не нехватка образования, а греховная природа унаследованная от падшего Адама (Рим.5:12; Еф.2:3), которая выражается в нашей непреклонной страсти ко греху (Иоан.1:19; Иак.1:13-15), не­способности жить свято перед Богом (Рим.8:5-8; Еф.2:1-3) и противлению Божьей воле (Иоан.3:19-20; Рим.1:18). Слово Божие говорит, что «нет праведного ни одно­го» (Рим.3:10), и «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7:20, см. Рим.3:10-12). «Вся праведность наша – как запач­кан­ная одежда» (Ис.64:6). «Все согрешили» (Рим.3:23), и «все мы много согре­ша­ем» (Иак.3:2).

Уникальная сила евангелия в том, что Бог силен спасать кающихся грешников, которые не в состоянии спасти себя. Проблема в том, что хоть люди все находятся в состоянии духовной «мертвости» (Еф.2:1), далеко не все осознают свою беспо­мощность перед Богом, полагая, что своими добрыми делами смогут сами иску­пить свою вину. Однако Библия уверяет нас, что «самоискупление» невозможно.

4. Евангелие: только по благодати

«Если по благодати, то не по делам:
     иначе благодать не была бы уже благодатью».
   
                                Рим.11:6

Смысл этой фразы в том, что спасение невозможно заработать своими делами (2Тим.1:9). До сих пор многие думают, что когда они предстанут перед Богом после смерти, Он возложит их добрые дела на одну чашу весов, на другую чашу – злые, и, в зависимости от того какая чаша перевесит, Бог либо позволит человеку войти в рай, либо бросит его гореть в аду. Было время, когда апостолы тоже думали, что должны заслужить свое спасение делами закона, но «узнав, что человек оправ­дывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Хрис­та, а не делами закона; ибо де­ла­ми закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2:16; ср. Пс.142:2). Закон был дан людям не как средство для оправдания перед Богом, а как инструмент позна­ния своей греховности (Рим.3:20) и направления нас ко Христу (Гал.3:21-24). Цель Библии в том, чтобы привести нас ко Христу и сделать нас подобными Ему (Иоан. 5:39; Рим.8:28-29; 2Тим.3:15-17; 1Ин.3:2). Знаете ли вы, что суждение о том, пой­дет человек в рай или ад, происходит уже на земле? «Верующий в Него (Иисуса) не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Едино­род­ного Сына Божия» (Иоан.3:18, 36).

Каждый человек, кающийся в своих грехах и верующий в Иисуса Христа, получает «оправдание даром, по благодати» (Рим.3:24; Еф.1:7). Апостолы признавали, «что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим.3:28), «ибо благо­датью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8-9). Бог так поступает не только в Новом Завете, но и в Ветхом Завете, примером чего служит Авраам, который «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6; Рим.4:3-8; Гал.3:6). Нет другого способа обрести спасение, кроме как по Божьей благодати во Христе (Рим.4:24-25).

5. Евангелие: только по вере

«Человек оправдывается не делами закона,
     а только верою в Иисуса Христа».
   
                                Гал.2:16

Евангелие действует спасительно только если человек верует в Иисуса Христа, потому что «без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11:6). Только простая вера в Божье Слово может восстановить несправедливость, которая была совершена людьми во время грехопадения в Едемском саду. Ведь Сатане люди поверили на слово, без доказательств, не имея более никаких оснований для неверия Богу (Быт. 3:1-6). Поэтому как через неверие человек впал в грех, так только верой человек может быть избавлен от греха (Гал.2:16; Рим.3:21-24; Рим.4:5; Еф.2:8-9). Как неверием Богу, человек не прославил Бога, так только верой в Иисуса Христа человек свидетельствует, что Бог истинен (1Ин.5:10).

Для одних спасение по вере кажется слишком простым, для других – слишком глу­пым (1Кор.1:18-23). Для тех же, кто смирил себя перед Словом Божиим, спасение по вере является единственным возможным и праведным путем примирения с Бо­гом. Готовы ли Вы отвергнуть все свои попытки оправдаться перед Богом своими делами и религиозными обрядами? Можете ли Вы поверить Божьему слову и дове­риться Ему, что Он спасет вас по вере в Иисуса Христа и, что веры во Христа доста­точ­но? Ведь в конечном итоге спасает нас не сама вера, а Христос спасает нас через веру (1Птр.1:5).

А как же добрые дела?

Для тех, кто переживает о том, что спасение по вере может привести к тому, что люди начнут произвольно грешить, пренебрегая деланием добрых дел, позвольте кратко объяснить, что, хоть спасение и оправдание человек получает независимо от дел закона (Рим.3:28), верующие люди обязательно будут делать добро, потому что:

  1. Бог призывает и поощряет верующих в Него делать добро всем людям (Мтф. 5:16; Лук.6:33-36; Рим.13:3; 1Кор.9:17; 2Кор.13:7; Гал.6:9-10; 2Фес.3:13; 1Тим. 6:18; 2Тим.3:17; Тит.2:7; 3:1,8,14; Евр.10:24; 13:21; Иак.4:17; 1Птр.2:12-15; 3:11; 1Ин.3:8);
  2. верующие во Христа покаялись в своих грехах, т.е. отвергли греховный об­раз жизни, «распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24) и «умерли для греха» (Рим.6:1);
  3. Бог делает верующих во Христа неспособ­ными жить во грехе, т.е. неспособ­ными смириться с присутствием греха в своей жизни, они всегда будут стремиться к освящению (Рим.6:1-4,11-14; 1Ин.3:9; 5:14);
  4. Бог дает верующим во Христа внутреннее желание делать добрые дела, по­этому их не нужно принуждать их к этому страхом или угрозами (Иер.31:31; 2Кор.9:8; 13:7; Флп.1:18; Еф.2:10; Тит.2:14);
  5. только вера, которая творит добрые дела признается Богом как вера живая и спасающая (Иак.2:14-26). Добрые дела в Библии никогда не являются сред­ством обретения спасения, но всегда признаются необходимым признаком спасительной веры (Мтф.7:16-20; Иоан.5:29; Рим.2:7; 1Ин.2:9-11; 2:18-19; 3:6-10; 3:14; 3Ин.1:11);
  6. добрые дела являются истинно добрыми если делаются нами без принужде­ния (Флм.1:14). Бог не дразнит нас обещанием спасения, заставляя делать добрые дела под страхом вечного осуждения. Он Сам спасает нас от греха, что выражается в том, что Он избавляет нас от стремления делать грех и дает нам новое стремление всегда делать только добро.

Да даст вам Господь покой и мир в уповании на Христа, «ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскре­сил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а ус­тами исповедуют ко спасению. ... Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим.10:9-13).

С молитвой,

✝ В.В. Стариков 

Пастор, доктор богословия

 
Как стать христианином – Христиане.ру