Главная>Новости>Аналитика>Роль конфессионального "Правопреемства" при получении собственности религиозного назначения

Роль конфессионального "Правопреемства" при получении собственности религиозного назначения

Роль конфессионального "Правопреемства" при получении  собственности религиозного назначения
Автор статьи: К. М. Андреев, адвокат, епископ Евангелическо-лютеранской церкви Аугсбургского исповедания (ЕЛЦ АИ)
30.01.2015

В последнее время  стали вновь появляться  публикации и частные высказывания в социальных сетях, посвященные уже набившей оскомину теме «какая  церковь в России является  традиционной, а  какая  нет».

Корни этой  темы  лежат в, до сих пор не оформленных юридически государственно-конфессиональных отношениях между РФ  и религиозными объединениями. В Преамбуле Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»[1], содержится указание  на то, что российское светское  государство признает особую роль православия в истории России. Далее идет ссылка на то, что составляющей неотъемлемой частью исторического наследия народов России являются  не промаркированные христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии. Такого понятия  как историческая преемственность конфессий в  указанном рамочном  законе, равно как  и в других нормативно-правовых актах РФ не существует.

Тем не менее, понятие «преемственности» в общественном обороте  существует. Какова  же  его природа?

Еще «Большая советская  энциклопедия», чьи статьи отличались достаточным академизмом, определяла преемственность как «…связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Применительно к обществу различают две стороны преемственности: передачу социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации и усвоение этих ценностей каждым новым поколением, каждой новой социальной системой. Преемственность — особый механизм «памяти общества», который осуществляет накопление и хранение культурной информации прошлого, на основе которой создаются новые ценности. Преемственность может быть непрерывной, когда культурные ценности прошлого постоянно функционируют в жизни общества, и прерывной, когда какие-либо ценности на время исчезают из культурного обихода. Преемственность обозначает также всю совокупность действия традиций , воспроизводящих нормы социального поведения, характерные для исторически прошедшей общественной реальности»[2].

Таким образом, преемственность – это понятие социокультурное и государство, выстраивая  свои отношения с религиозными объединениями, учитывает фактически сложившиеся отношения в сфере реализации гражданами конституционной  свободы совести.

В юридическом поле существует также понятие  «правопреемства» , которое представляет собой переход прав и обязанностей от одного субъекта правоотношений к другому, когда  правопреемник становится на место своего предшественника во всех правоотношениях, к которым применяется правопреемство. При этом происходит замена субъектного состава правоотношения, при сохранении первоначально существа правоотношения. Как отмечал  В.С.Толстой, правопреемство — это  «прекращение прав и обязанностей у одних лиц и причинно связанное возникновение их у других в том же или ином объёме»[3].

Примером  универсального правопреемства применительно к организациям различных форм  является правопреемство при реорганизации юридических лиц. В этом  смысле РПЦ  не является правопреемницей Православной церкви Российской  Империи, так  как Революция  устранила  все  прежние правоотношения  и православная  религиозная организация была  зарегистрирована  заново в советской республике, как  новый  субъект. Историческая, духовная и культурная  преемственность при этом, несомненно, сохранилась. А вот нынешняя  Русская православная  церковь является  правопреемницей  ПЦ, функционировавшей  в период СССР, пройдя  соответствующую перерегистрацию в  соответствии  с  новым законодательством после принятия Конституции 1993 г.

Сегодня объективно сложились отношения, которые позволяют маркировать как  преемственные отношения, сложившиеся в православной  церкви, традиционной буддистской  сангхи, исламской  умме и других традиционных конфессиях в  РФ. Часть из религиозных организаций являются  юридическими правопреемниками бывших в СССР.

У новых и молодых протестантских образований преемственность, как социокультурное  явление также  присутствует. Это вопрос их духовного выбора той или иной традиции, конфессионального наследия определенной религиозной школы, которым  было сделано предпочтение и т.д. У лютеран – это прежде  всего преемственность в учении, выраженном в  конфессиональных вероучебных книгах, прежде  всего в «Аугсбургском исповедании» и «Книге Согласия».

Так, по аналогии, ученый развивающийся в  русле  определенной школы, представляет ее продолжающуюся  преемственность. Собиратель марок – продолжает славную преемственность филателистики. Фольклорный ансамбль, исполняющий песни хантов, преемник  этой  древней  прекрасной  традиции. Юридически «преемственные отношения» могут быть  оформлены в качестве  добровольного объединения  граждан, которые гарантированы  Конституцией  и соответствующими законами. Граждане  могут создавать клубы филателистов, индианистов, религиозные объединения и т.д. Государство в этот процесс не вмешивается. Его интересует только вопрос общественной  безопасности, который осуществляется  на стадии регистрации общественного (религиозного) объединения путем проведения соответствующей  экспертизы и впоследствии путем контроля  за деятельностью организации. В случае, если организация  представляет с точки зрения государства  опасность общественным отношениям, ей  делаются  предупреждения, она может быть снята с регистрации и ликвидирована  по решению суда, объявлена экстремистской  и т.д.

Вопрос преемственности решается через взаимное признание гражданами, входящими в общественные (религиозные) объединения  деятельности друг друга. Например, один клуб филателистов  может не признавать другой в  качестве «истинного», в  силу  того, что в последнем граждане  коллекционируют «погашенные марки», а они считают, что предметом  коллекционирования у  «истинных филателистов» могут быть только «не гашенные». Или две религиозные организации, чувствующие общность исповедуемой  традиции, могут объединиться, путем подписания соответствующего соглашения  о сотрудничестве и взаимном признании.

Следует отметить, что правопреемство в отличие  от преемственности касается в первую очередь вопросов  собственности. В то время как преемственность – традиции. Как в случае с браком – он, фиксируя особый  статус вступающих в него, и решает прежде всего вопрос  имущественных отношений супругов, а  вот любовь – это вопрос  другого порядка и она никак  зарегистрирована  быть не может. Она  может только наблюдаться между  супругами. Но в браке  ее, увы,  может и не быть, что не делает брак  при этом не действительным.

Федеральный Закон от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»[4], который ошибочно еще называют «законом  о реституции», определил порядок и условия передачи религиозным организациям собственности  религиозного назначения. Однако, указанный  закон не содержит ни одного определения, или даже  намека  на  такие термины, как «преемственность» или  «правопреемство».  То есть, при решении вопроса  о передаче религиозной организации собственности должны  учитываться  не декларируемая членами организации приверженность определенной  традиции (преемственность), и даже  не право на бывшую церковную собственность. Строго говоря, закон рассматривает лишь порядок  передачи имущества, а  вот решение о его передаче  решается  органом  исполнительной  власти исходя  из равных прав зарегистрированных в  законном  порядке  религиозных объединений. Имеется  лишь одна  оговорка. Так, согласно пункту 4 статьи 3 указанного закона, передача имущества религиозного назначения религиозным организациям осуществляется уполномоченным органом с учетом конфессиональной принадлежности указанного имущества. То есть, синагогу  нельзя передать под мечеть, а  кирху  под костел и т.д. Хотя  на практике этот принцип иногда  нарушается, как  это было в  связи с передаче лютеранских храмов Русской православной церкви  в Калининградской области.

В силу объективно сложившихся исторических обстоятельств у  большинства протестантов в силу  их молодости никакого имущества  религиозного назначения  не было. То есть возвращать и передавать таким образом  нечего. Можно только строиться, что активно протестантские  конфессии и делают.

Была  собственность у реформатской  и лютеранской  церквей. Первые представляют собой  весьма  малочисленную группу в России, да и бывшей  собственности данной конфессии тоже  не много. А вот у лютеран собственности сохранилось много. До Революции практически в каждом  уездном городе  Российской Империи была кирха  и иные объекты  религиозного назначения. И именно вопрос  о собственности внес  наибольший  разлад в существующие лютеранские  религиозные объединения России.

Желание получить всю бывшую собственность в  свое  единоличное  пользование заставляет такие  структуры, как Евангелическо-Лютеранскую Церковь Ингрии на территории России- ЕЛЦИ[5] и Евангелическо-Лютеранскую церковь в России и других государствах- ЕЛКРАС (дочернюю структуру Evangelische Kirche in Deutschland: EKD [6], той  самой  церкви, в которой  «благословляют» гомосексуальные браки) выдвигать в качестве  главного аргумента своих притязаний  на лютеранскую собственность – аспект их «преемственности» и «правопреемства».

Как уже  было доказано выше, «преемством»  эти церкви (впрочем,  как  и другие), в силу самого факта  принятия  на себя культурной  традиции лютеранства, несомненно обладают. Тут действует принцип – «назвался  груздем – полезай в  кузов». Червивый  ты  груздь, однополый, или ядовитый, это вопрос  уже  второго плана. Складывающиеся в обществе отношения сами определят статус такого груздя.  А вот «правопреемством» по отношению к Евангелическо-Лютеранской Церкви Российской империи эти структуры  не обладают,  так  как  юридически были созданы  уже после принятия Конституции 1993 г.  Но это и не важно, так  как, исходя  из действующего законодательства  ни «преемство», ни «правопреемство» не являются категориями, которыми оперирует  «закон о реституции». В судебной практике  при решении наследственных дел мне также  часто приходится  объяснять гражданам, что на право наследования наличие  у  них ордена Красного знамени и выслуги лет никак  не влияет. Суд просто не принимает во внимание обстоятельства, которые не относятся к  делу.

У Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского исповедания (России) – ЕЛЦ АИ[7] также имеется  «преемственность» в духовном  и социокультурном аспекте, что подчеркнуто уже в  самом  названии этой  церкви. В составе  ЕЛЦ АИ находятся  старейшие приходы на Алтае, Воронеже, в Москве, которые ведут свою традицию с 16-го века. 

Почему  же ЕЛЦИ и ЕЛКРАС выдвигает в  качестве «оснований» при получении конфессиональной  собственности на не действенные аргументы. Возможно это вопрос  относится  к отсутствию серьезных юридических служб в  данных религиозных объединениях  или отсутствию иных аргументов. Или банально хочется  получить все в единоличное пользование. Очень обидно, что на пляже, кроме тебя оказывается  еще  кто-то, а  ведь была  иллюзия, что он принадлежит только нам, когда  мы пришли. Подходят другие  отдыхающие, расстилают коврики, ставят зонтики  и…собственно отдыхают. И аргумент, что мы «пришлю сюда раньше  вас», мы  лучше  знаем как правильно загорать и т.д. не действуют. Но факт того что ты не один на пляже, нужно просто признать. Иначе  есть шансы  испортить отдых другим  и себе, а вместе с ним и нервы.

Какие  же  аргументы действительно являются  определяющими в процессе получения бывшей конфессиональной собственности? Фактически сложившиеся отношения, которые включают в  себя  существование религиозной общины, прошедшей  государственную регистрацию (а значит признание  со стороны государства  ее конфессиональной принадлежности), потребность этой  общины в конкретной  собственности для осуществления своей деятельности, общественную безопасность и возможно общественную пользу, которая  эта  община  приносит или может приносить. Последнее слово в вопросе о передаче собственности решается органом исполнительной власти, который  исходя  из Конституции и профильных законов не должен отдавать предпочтения той  или  иной  конфессиональной  религиозной организации.

То есть, принцип «кто первый  встал – того и тапки» действует в  данном  случае  не только как  реализуемая  справедливость согласно Конституции, но и как  важный  принцип отделения любой церкви от светского российского государства.

В завершении следует заметить, что  государство конечно же заинтересовано в том, чтобы участники общественных отношений могли договариваться  между  собой, искали пути консолидации и интеграции, что и декларирует Евангелическо-Лютеранская Церковь Аугсбургского исповедания (России)- ЕЛЦ АИ, предлагая  взаимное признание (хотя с церквями, толерантно относящимся к «однополым бракам» это сделать крайне сложно ) и совместное  пользование бывшей  конфессиональной собственностью, которой  передано ЕЛЦ АИ уже  не мало. Ответной  реакции пока  не следует… Действительно, бывает очень рудно признать и принять тот  факт, что ты  не один проживаешь в коммунальной квартире. С соседями нужно начинать договариваться  и учитывать их интересы. Иной альтернативы  нет. Иначе «коммунальная война», а в ней , как  известно, выигравших не бывает…

 

Источник: KonstantinAndreev

 

 

[1] Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"// http://base.garant.ru/171640/1/#block_999 

[2] В. А. Кругликов./Преемственность//Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. с.453.

 

[3] Толстой В. С. Исполнение обязательств.: М., 1973. с. 173.

[4] Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"// http://base.garant.ru/12180712/

[5] Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии на территории России- ЕЛЦИ//  http://elci.ru/

[6] Evangelische Kirche in Deutschland: EKD//http://www.ekd.de/

[7] Евангелическо-Лютеранская Церковь Аугсбургского исповедания (России)// www.luther.ru

Похожие статьи
Госдума РФ приняла закон о новых правах религиозных организаций
Госдума РФ 16 июня приняла закон, согласно которому религиозные организации будут вправе продолжить безвозмездное пользование государственным и муниципальным имуществом религиозного назначения на условиях ранее заключённого...
Лютеранская церковь просит помощи для христианских детей Пакистана
Обращение Епископа ЕЛЦ АИКонстантина Андреева Дорогие друзья, Как вы знаете церковь российских лютеран ЕЛЦ АИ уже давно стала международной церковью, объединяя не только наших соотечественников за рубежом, но и...
Иерусалимский Саммит
30 октября на Святой Земле начинается работа Иерусалимского Саммита консервативных апостольских церквей «Христианские ценности, традиционная семья и служение Церкви в современном обществе». От российских протестантских...
Церковь хотят лишить уставного капитала
В Госдуму внесен законопроект, согласно которому религиозные организации будут освобождены от обязательного наличия у них «обособленного имущества рыночной стоимостью, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью». Законодатели...
Образовательная программа "ЮРИДИЧЕСКОЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ"
КАФЕДРА ПРАВА И ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МБС ОБЪЯВЛЯЕТ НАБОР НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ "ЮРИДИЧЕСКОЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ" Первая сессия с 22 по 26 сентября 2014 г. Уникальная возможность сделать...
Как стать христианином – Христиане.ру