Как это ни странно, но сейчас при разговоре о кризисе, приходится уточнять: «Ты о прошедшем, или о грядущем?»
На самом деле, давайте вспомним как мы провели эти четыре года? Весь 2008-й все говорили про кризис, весь 2009-й и часть 2010-го все ждали «вторую волну», 2011-й сначала говорили, что вроде как второй волны не будет, потом начали говорить: «В 2008-м это ещё не кризис был, вот в 2017-м будет, вот то будет кризис!»
Забавно. Мне почти сорок, из них тридцать точно помню, что страну постоянно «колбасит».
А до этого был «Период застоя», при этом, даже по сравнению с временем разгара кризиса 2008-го тот застой был стоянкой в кризисном состоянии. Сегодня многие (сидя за рулём какого-нибудь Рено-Пежо-Приоры) с вздохами говорят «При Союзе было лучше!» Да, жить было лучше – верхом мечтаний многих было купить цветной телевизор, за колбасой ездили в Москву, про машины многие не мечтали. Жить тогда было лучше – когда не знаешь, что можно лучше, доволен тем, что есть.
Сегодня же мы уже и мир видали, да и жизнь олигархов у всех на ладони, есть с чем сравнивать, и мы начали говорить: «Кризис!»
Весь мир находится в постоянном состоянии кризиса.
Экономические кризисы начались с появлением экономики как таковой. И уж если копать совсем глубоко, то первый достоверно описанный кризис мы наблюдаем в седьмой главе Бытия. Тот кризис был вызван природным катаклизмом, был самым катастрофическим за всю историю человечества – погибло почти всё население земли. Несколько моментов, которые наблюдались тогда остаются актуальными и сейчас:
Нередко мы можем наблюдать, что кризис – это лишь вмешательство Бога в тот ход вещей, который мы себе нарисовали как перспективный. Де факто, человек создан зависимым от Бога, но по своей гордыне мы начинаем считать, что зависим от своих достижений. То, что дано нам как механизм, мы начинаем считать за источник. Свою способность зарабатывать мы начинаем считать данностью, непреложным фактом, и рисуем себе перспективы радужного будущего. Вмешательство Бога в эти перспективы мы называем кризисом, потому что иначе мы будем вынуждены признать факт существования Бога.
Современное, насквозь секуляризованное общество не хочет этот факт признавать, и придумывает слова типа «кризис». Но ведь уже давным-давно всё прописано и объяснено…
Например, в книге Судей мы можем чётко пронаблюдать закономерность: Как только Израиль привыкал к обеспечению, и принимал его за само собой разумеющееся, а не как заботу Божью о них – он отворачивался от Бога. И далее русским по белому написано, что Господь отдавал Израиль в руки их врагов. Сегодня это назвали бы кризисом.
Но важно понимать, что экономические трудности, это лишь первый инструмент, который Бог использует, чтобы привлечь наше внимание. Ради экономии места, не буду пестрить Библейскими примерами, которые указывают на это, их невероятно много.
Если посмотреть на Книгу Иоиля, мы видим, что чтобы обратить внимание Израиля на их отступничество, Бог практически инициирует уничтожение всей их экономики. В стихах 2:12-13 Он объясняет истинную причину происходящего и рисует им путь выхода из кризиса: Начинается этот путь с искреннего, не внешнего, обращения к Нему.
Именно в этом кроется первый секрет завершения кризиса – даже посреди кризиса на национальном или даже глобальном уровне, только состояние нашего сердца определяет, коснётся ли он нас, и насколько сильно и как долго это будет продолжаться. Повторюсь, кризисы касаются всех, но опасны они не для всех.
Проиллюстрирую это простым примером тонущей в озере лодки: Касается это всех, кто в ней находится. Опасно это лишь для тех, кто не умеет плавать. Тот же, кто плавать умеет очень хорошо, может спасти не только себя, но и других. Человек, который имеет настоящие отношения с Богом, может в тяжёлые времена помочь не только себе, но и кому-то из окружающих.
Но не только состояние сердца определяет наше место в кризисе. Огромное влияние на это оказывает состояние ума. Библия очень чётко нам говорит, «Нищета и посрамление отвергающему наставление», и, подмечу, не говорит «…кроме тех, кто покаялся и не пропускает собраний!»
Если я не имею понятия, как управлять машиной и не знаю правил дорожного движения, глупо давать мне машину – от неё ничего не останется уже на третьем перекрёстке, даже если я воцерковлен. И мы все это понимаем.
Почему же мы думаем, что при нашей финансовой безграмотности нам можно давать деньги? Иисус, говоря о том, как в Царстве оказывают доверие в материальных вопросах, пояснил «…каждому по силе его» (Матф.25:15).
И хочу подметить, что способность мыслить активно, и эрудированность очень эффективны в вопросе денег: Более половины списка самых богатых людей мира, сделали капитал во время кризиса! Многие из вас подумали: «Наживались на чужом горе». Посмотрите внимательно на список Forbes, изучите истории этих людей, и вы увидите, что многие из тех, кто поднялся именно во время кризиса – сделали это очень этично, реально помогая людям в трудных ситуациях (вынужден заметить, речь про американский список Forbes). Именно поэтому я поставил на первое место аспект наших отношений с Богом.
Деньги – это отличный помощник, но отвратительный хозяин, и поэтому если не позаботиться о своём духовном состоянии, материальное нас уничтожит. Это справедливо и в случае процветания, и в случае нищеты.
И это приводит нас к третьему принципу выживания воцерковленного человека в мире постоянных экономических потрясений:
Жизненно важно принимать ВСЁ Писание, а не только то, что приятнее всего нашим внутренним комплексам.
Вроде все мы покупаем одинаково ровную обувь, но любой обувщик скажет вам, что в мире очень мало людей, кто снашивает подошву ровно – у кого-то снашивается больше внутренняя часть подошвы, у кого-то – внешняя.
Так и с богословием, кто-то косолапит, веря в «евангелие эгоизма», а у кого-то плоскостопие – «евангелие самоубийства или аскетизма». Я верю, что Бог призвал нас к балансу в жизни: С одной стороны, Библия говорит нам помогать бедным, и в той же самой Книге Притч говорит «А на голове ПРОДАЮЩЕГО – благословение».
Поэтому всегда, и особенно во времена кризисов важно помнить, что Библия, это, в огромной мере Книга баланса – ещё вопрос, что опаснее для человека и человечества: полное безбожие, или теологические крайности.
Подытожу:
Экономический кризис – это постоянное явление, мигрирующее из отрасли в отрасль по мере миграции фокуса человеческой жадности.
Перестаньте удивляться и делать вид, что что-то случилось – обычная штатная ситуация, если смотреть на картину в целом. Этот мир отдан Богом в управление человеку, а управленец из нас «не очень», надо признать.
Определённая доля кризиса не помешает никому, потому что трудности, это «первый звоночек» о том, что Бог пытается привлечь наше внимание к Себе – периодически каждый скатывается с созерцания Его на созерцание сотворённого Им или вообще любование собой.
В трудностях же все начинают вопиять к Нему, и чем дольше мы упорствуем, тем труднее будет ситуация. Постоянный ИСКРЕННИЙ поиск Его лица позволяет не оскотиниться от поиска обеспечения.
Обеспечение нужно всем, но человек опускается до уровня скота, когда живёт чисто в плоскости «пожрать-поспать», мы были созданы для большего. Живите сбалансированной, прежде всего, богословски-сбалансированной жизнью, и будете наблюдать кризис вокруг, но не будете страдать от него.
Практический совет: Чтобы вы не покупали, вы найдёте три цены на рынке: «Ох, Ё!», «Ничего-себе-так» и «Ух, ты!» Конечно, далеко не всегда высокие цены оправданы, но по личному опыту скажу, что купленное из разряда «Дешевле некуда» всегда подводит именно в трудные моменты – усугубляя ваше ощущение кризиса. Это ли экономия?
P.S. Уже после написания статьи слушал интервью Зига Зиглара, где он сказал потрясающие слова про кризис: «…да, СМИ играют огромную роль, ведь они предсказали все те 27 кризисов из последних двух реально случившихся! Факт вот в чём, за свою жизнь я видел множество людей, обанкротившихся во время бурно развивающейся экономики, и множество людей, богатевших во время экономических кризисов!»
Автор: Виктор Боженко специально для protestant.ru
|
|
|
|
|