Назначение Ольги Васильевой на должность Министра образования и науки РФ комментирует Алексей Горбачев, российский ученый и общественный деятель, ректор Евроазиатской богословской семинарии.
Беседовала: Елена Семенова
Алексей, Вы почти двадцать лет трудитесь в системе высшего профессионального образования. Что Вы можете сказать о наиболее острых проблемах в этой сфере? Какие задачи в первую очередь придется решать новому министру?
Ольга Юрьевна получила это назначение в очень непростое время. Система образования сейчас в кризисе, и не только в нашей стране. И связано это не с какими-то просчетами министерства, я как раз не считаю, что Министерство образования и науки делало что-то принципиально неверное. Понятно, что ошибки есть у всех, кто что-то пытается делать. Но кризис образования связан не с этими ошибками, а с теми переменами, которые происходят в мире, и особенно - с той скоростью, с которой эти перемены происходят. Представьте, что вам нужно подготовить специалистов того или иного профиля. Что это значит? В привычной модели это означает - разработать программы, утвердить их, выработать методики, подготовить материальную базу. Наконец, найти тех, кто может этому научить. На все это требуется немало времени. А скорость перемен такова, что, пока это все будет готово, мир изменится. И нужны будут уже совсем другие специалисты. Именно тут кризис.
Сегодня надо выстраивать образование так, чтобы и студенты, и, что еще сложнее, преподаватели, могли учиться и учить, постоянно перестраивая и программу, и методики. Чтобы просто идти в ногу со временем. Как это делать, не забывая при этом еще и картину мира ставить, - этого мало кто знает. Именно тут - основное содержание кризиса образования. И именно с этой, чрезвычайно сложной задачей, и придется иметь дело новому министру и ее команде. Но знакомство с Ольгой Юрьевной, ее опытом руководства кафедрой в РАНХиГС, ее готовностью учиться, ее творческим характером и открытостью к новому, вселяет надежду, что ей удастся сделать значимые шаги по преодолению этого кризиса.
Последние несколько лет Вы возглавляете ведущий евангельский ВУЗ нашей страны. Отражаются ли упомянутые Вами проблемы в сфере образования на подготовке служителей Церкви? Есть ли тут своя специфика?
Конечно, кризис образования не мог не коснуться и подготовки служителей. Церковь призвана служить в реальном мире, отвечать на те вопросы, которые встают перед людьми. И, значит, служитель церкви должен разбираться в тех проблемах, с которыми сталкивается современный человек. Какие-то из них, что называется, вечные. А другие не вставали перед людьми совсем недавно! Поэтому нам тоже приходится искать пути создания современной системы подготовки служителей, людей, с одной стороны, глубоко укорененных в Откровении и традиции Церкви, а с другой - способных иметь дело с современными проблемами. Один из шагов в этом направлении - это программа Миссия в профессии, которая вот уже четвертый год действует в нашей Семинарии. Эта программа направлена на помощь студентам-христианам, которые учатся в светских вузах, осознать свою будущую специальность как способ служения Богу. В подобном ключе мы выстраиваем и нашу магистерскую программу: глубокая богословская подготовка - плюс практическое «заземление» в конкретном проекте.
Надо сказать, в протестантской традиции накоплен богатый опыт масштабного влияния духовных оснований на развитие образования, предпринимательства, трудовой этики, а в результате - экономического и технологического развития крупнейших государств. Сегодня этот опыт требует переосмысления с учетом тех изменений в мире, о которых я говорил выше. И тут было б очень интересно простроить взаимодействие системы образования, служителей церкви и светского образования. Мне кажется, от этого могут выиграть обе стороны!
Есть ли вопросы, в решении которых Вам нужна помощь Министерства образования и науки?
Я думаю, таких вопросов может быть несколько. Один из них - помощь в создании протестантами собственного признаваемого государством диссертационного совета по теологии. В этом году произошел определенный прорыв в этом направлении, и Ольга Юрьевна принимала в этом непосредственное участие. Речь идет о создании первого в нашей стране диссертационного совета по этой дисциплине. Хотя теология как дисциплина была возвращена в реестр специальностей высшего образования еще 15 лет назад, только в марте этого года теологическое образование обрело полноценное место в российской системе образования. Произошло это после создания объединенного диссертационного совета по теологии с участием двух ведущих ВУЗов страны и двух институтов РПЦ. Помощь в создании такого совета с участием ученых-протестантов стало бы еще одним шагом в развитии теологии как полноценной научной дисциплины. Ольга Васильева лучше других знакома с теми, кто мог бы войти в такой совет, поскольку многие протестанты защищали ученые степени как раз на возглавляемой ею кафедре.
Еще один шаг, в котором министерство образования и науки могло бы оказать помощь - это выстраивание процесса признания дипломов и степеней, присваиваемых конфессиональными вузами. Это, конечно, очень непростой и небыстрый процесс. Но в выигрыше от него будут все. Христиане-протестанты получат признание своего образования у себя в стране. Сегодня существует довольно странная ситуация: наши дипломы признаются по всему миру, но только не у себя на родине! В свою очередь, мы могли бы внести существенный вклад в развитие теологии в России, в том числе - за счет как отечественных ученых, так и ученых-протестантов с мировым именем.
Ваши пожелания новому министру?
Прежде всего, я желаю Ольге Юрьевне, чтобы в своей деятельности она опиралась на буквальное значение слова «министр». Ведь в переводе на русский язык, это слово означает «служитель». На мой взгляд, именно такой, буквальный, перевод очень точно отражает суть этой должности. Служитель - это тот, кто посвящает свою жизнь служению высшей цели и людям. Личные амбиции служителя, карьерный рост, популярность в глазах окружающих - все это меркнет в свете того служения, которое несет этот человек. И такое понимание очень точно соответствует библейскому представлению о лидерстве.
Назначение министром - это знак признания первенства человека в своей деятельности. Евангелие напоминает нам подлинный смысл первенства - «кто хочет быть первым, должен стать среди всех последним и слугой для всех» (Мк. 9,35). Министр является, в первую очередь, служителем для зависящих от него людей. Министр имеет возможность лучше других знать большую систему, которой руководит, и, исходя из этого, искать лучшие решения, чтобы от их реализации выиграли люди и страна, в которой они живут.
Именно такой подход к служению в качестве министра образования и науки и обеспечит успех - как в глазах людей, так и Господа.
|
|
|
|
|