Интервью проведено в рамках социально-значимого проекта «Духовное наследие подвижников земли русской», реализуемого на средства государственной поддержки, выделенной в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 03.04.2017 года № 93-рп «Об обеспечении в 2017 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина».
Беседовала: Елена Кондрашина
Кондрашина: В мире существует множество различных книг по истории, в том числе написанных профессиональными исследователями. Процесс подготовки изданий долгий и трудоемкий, но в целом более-менее понятный большинству читателей. Однако куда менее известно то, откуда историки берут свои идеи, данные и факты, о которых повествуют в публикациях. Так откуда же?
Егоров: Если смотреть широко – вариантов ответа может быть весьма много. Если более узко, то в нормальной ситуации тексты серьезных исторических изданий появляются благодаря реализации различных исследовательских проектов и программ. Исследования бывают самыми разными, а потому и публикуемые книги – тоже. При этом, конечно, стоит различать процесс проведения исследования и подготовку его описания, потому как это довольно разные практики. Хорошей книги без предварительного исследования может не получиться, а вот исследовательский проект без книги – вполне возможен.
- Как можно реализовать исследовательский проект? С чего стоит начать?
В данном деле стоит начать «с конца», а именно – с персоны читателя. Проект начинается с размышления о читателе и завершается написанием той или иной формы отчета для него же. Понимание того, кто является целевым читателем, позволяет правильно сформулировать цель проекта и выстроить всю инфраструктуру вокруг нее. Если, например, кто-то хочет восстановить биографию собственной семьи – это одна ситуация, а если целевой читатель – тот, кто будет определять судьбу конкретных исторических зданий – другая. Вообще, исторические исследования проводятся с разными целями и для самых разных читателей. Хотя, конечно, наиболее распространены и известны те проекты, которые нацелены на широкую читательскую аудиторию.
Вне зависимости от того, на что нацелен исследовательский проект, его организация имеет почти универсальные компоненты. Для начала нужно определить проблемную область и потребность того, кому важны результаты проекта. Исходя из этого, следует сформулировать цель проекта и примерный план работ по его реализации. Не менее важно выбрать подходящие методологию и методы исследования, без которых серьезное исследование практически невозможно. Далее требуется определить состав участников исследования, календарный план и другие организационные вопросы.
- Участников? А если кто-то хочет провести исследование один – как ему быть?
В принципе, индивидуальные исследовательские проекты вполне себе существуют, однако стоит понимать, что даже в них ученый не действует в одиночку. Если проект небольшой, то большинство работ действительно могут быть выполнены одним человеком, однако даже в таком случае он не будет единственным, кто поучаствует в реализации проекта. Стоит также помнить о заказчике исследования, о консультантах на этапе постановки цели и разработки плана исследования, о консультантах в процессе сбора данных, о рецензентах, редакторах и корректорах отчетов, статей и книг по результатам проекта. Список может быть продолжен, потому как в разные проекты вовлекаются самые разные люди. И это вполне нормально, потому как исследователи живут не в изоляции, а внутри профессиональных сообществ, с которыми они так или иначе связаны и должны взаимодействовать.
- А зачем исследователю нужен заказчик? Как он влияет на проведение исследования?
Это весьма интересный вопрос, ответ на который в разных случаях может быть разным – от «не нужен» до «без него никак». В бытовом восприятии существует представление о том, что заказчик диктует свою волю исследователю и ограничивает свободу его творчества. Такое действительно встречается, и это печально. Таким заказчикам стоит помнить, что толковых людей стоит нанимать чтобы они рассказывали что и как делать, но никак не наоборот. В противном случае отношения в проекте будут нездоровыми и качество работы может быть весьма сомнительным. Хотя, конечно, существуют и примеры того как в условиях жестких ограничений ученым удавалось проводить серьезные исследовательские планы.
В нормальной ситуации заказчик либо нанимает исследователей, либо вступает с ними в кооперацию в иной форме. Предполагается, что заказчик понимает свою потребность в чем-либо и готов поддержать ресурсами работу по ее обеспечению. Как известно, научные исследования требуют достаточного финансирования, потому как исследователи являются такими же людьми как и все остальные и, следовательно, им нужно что-то есть и пить, где-то жить, каким-то образом перемещаться в пространстве и т.д., и т.п. Все это должны покрывать гонорары, помимо которых есть еще и различные накладные расходы на исследовательские процедуры, а также на подготовку и публикацию текстов. Бывают энтузиасты, которые делают все это за свой счет, но это должно быть скорее исключением из правил, хотя, к сожалению, эта практика не такая уж и редкая. В небольших проектах самофинансирование возможно, но вот в средних и крупных без финансовой поддержки внешнего заказчика почти не обойтись.
- Как известно, кто платит – тот и «заказывает музыку». Как быть с этим?
Тут важно понимать, что в случае с исследованиями это не всегда плохо. Вот если, например, человек хочет узнать биографию своей семьи – вполне логично что он будет настаивать на том чтобы те или иные ее аспекты были изучены глубже и подробнее. Заказчик оплачивает проведение работ по сбору данных и их обработке – какие данные его интересуют, такие он и получит. При этом стоит помнить, что ученого в первую очередь должна регулировать научная этика, которая должна защищать от совершения тех или иных неэтичных поступков. Если внутренних регуляторов мало – есть научное сообщество. Если же и оно не справляется – всякий читатель сам может делать выводы.
Вне зависимости от масштаба проекта исследователь должен помнить, что научный поиск движим стремлением к познанию истины. Нельзя оправдывать свои действия различными мнимыми причинами типа «общих интересов» и ложных представлений о патриотизме, долге и чем бы то ни было ином. Профессиональный историк должен работать так, чтобы его работа демонстрировала высокий профессиональный уровень, а не ангажированность. Слова «на том стою, и не могу иначе» - вполне достойный девиз для исследователя, стремящегося выяснить истину и представить ее соответствующим образом.
|
|
|
|
|