Главная>Новости>Аналитика>«Мастерская историка: инструменты и практики»

«Мастерская историка: инструменты и практики»

«Мастерская историка: инструменты и практики»
Интервью с заведующим Кафедрой теологии и истории Христианства Евроазиатской богословской семинарии
26.02.2018

Беседовала: Елена Кондрашина

 

- Из века в век люди проявляют интерес к собственной истории. Предпочтения время от времени меняются, однако общая тенденция сохраняется. При этом далеко не всем интересна вся история – чаще внимание привлекает какая-то конкретная область. А кому интересна история Христианства?

- В первую очередь, история Христианства может быть интересна непосредственно самим христианам. Уже в библейских текстах и литературе первых веков нашей эры можно встретить множество отсылок к событиям прежних времен, как собственно-христианских, так и близких к ним. Традиция сохранения, передачи и осмысления истории – одна из древних традиций, присущих христианам уже со времен Ранней Церкви. Формы и способы менялись, а вот само устремление так или иначе сохранять связь с историей – сохранялась. С одной стороны, христиане оставляют прошлое, чтобы достигать новых целей, но с другой, вспоминают и считают все что произошло с ними по милости Господа. Баланс между этими устремлениями и определяет отношение христиан к их истории.

- А кто кроме христиан может интересоваться церковной историей?

- Христиане – внутренний читатель, а внешних может быть довольно много. В основном это те, кто так или иначе взаимодействует с Церковью – активно или пассивно. Это могут быть и простые люди, живущие по соседству с христианами, и ученые различных направлений, и представители других специальностей, и государственные служащие. Интерес может быть самый разный – от желания понять как развивалась Вселенская Церковь, до прикладных вопросов построения отношений с конкретной церковной общиной. Мотивы у этого интереса тоже различаются, но это отдельная тема.

- Как может быть проявлен интерес к истории христиан и Христианства? В каких формах он выражается?

- Интерес к христианской истории проявляется по-разному. Кто-то хочет услышать публичную лекцию или освоить длинный курс по истории, кому-то достаточно короткой заметки в газете или целой серии книг по истории, для каких-то целей подойдут небольшие репортажи или же большие документальные фильмы. Одни готовы быть только потребителями истории, другие готовы ее исследовать, третьи – участвовать в финансировании и иной поддержке исследований, четвертые – распространять результаты исследований. Список вполне можно продолжить, потому как взаимодействие с историей и ее описаниями – значительная часть социальной жизни.

Для профессиональных историков интересны две группы людей – коллеги и читатели. Первые помогают им поддерживать стандарты качества научной работы, вторые – придают смысл их профессиональным усилиям. Процесс изучения нередко бывает весьма трудоемким, и весьма важно чтобы он не только был правильно организован и проведен, но и чтобы его результаты не попали «в стол», а стали достоянием широкой аудитории читателей. История помогает понять откуда мы пришли и куда движемся, поэтому важно чтобы все участники движения были осведомлены в этой сфере.

- Профессиональные историки и рядовые читатели – весьма разные люди. Для одних вполне приемлема сложная научная терминология, а у других она может вызывать трудности. Как быть с этим?

На это есть как минимум два решения. Первое – писать так, чтобы текст мог прочесть любой более-менее образованный человек. Возможность нормально прочитать текст – это ответственность писателя, а не читателя! Читатель должен иметь нормальное общее образование, но совершенно не обязан разбираться во всех тонкостях терминологии. Так, например, приличные научные журналы выставляют требование для авторов писать понятно и использовать общедоступную лексику. Специальных терминов избежать невозможно, но каждый из них должен быть прояснен в тексте. Второе решение –создавать два комплекта текстов – для коллег по цеху и для широкой аудитории.

 

 

 

Интервью проведено в рамках социально-значимого проекта «Духовное наследие подвижников земли русской», реализуемого на средства государственной поддержки, выделенной в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 03.04.2017 года № 93-рп «Об обеспечении в 2017 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина».

Похожие статьи
Неожиданная польза советских фильмов о религии
Интервью с исследователем проекта «Духовное наследие подвижников земли русской». Сергеем Егоровым. Беседовала Елена Кондрашина. - Елена Кондрашина: Какие новые существуют сегодня для проведения исследований в сфере истории? -...
"Духовное наследие подвижников земли русской"
Проект «Духовное наследие подвижников земли Русской» добрался до культурной столицы России, где прошла очередная «историческая неделя». Исследователи проекта, в главе с руководителем историко-архивного отдела Российского объединенного...
Молодежь евангельских церквей СССР
Руководитель историко-архивного отдела Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) Елена Кондрашина побеседовала с Алексеем Егоровым, одинм из исследователей проекта «Духовное наследие подвижников земли...
"Подвижники земли русской" в Коми
Команда исследователей проекта «Духовное наследие подвижников земли русской», во главе с руководителем историко-архивного отдела РОСХВЕЕленой Кондрашинойво время поездки в Коми занималась как исследовательской, так и просветительской...
Как изучают историю российских протестантов
Беседовала:Елена Кондрашина координатор проекта, руководитель историко-архивного отдела Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) . Интервью проведено в рамках социально-значимого проекта «Духовное...
Как стать христианином – Христиане.ру