Автор: Сергей Быструшкин, христианский журналист, писатель.
Наши читатели хорошо знают Сергея Быструшкина как автора серии рассказов "Шеф" публикуемых на нашем портале.
Сегодня мы представляем вашему вниманию статью-размышление написанную Сергеем в помощь тем, кто занимается несением Слова Божьего еще не уверовавшим людям.
Нынешнее первое сентября я встретил на школьной линейке.
Нет, меня не оставили на второй год и не потянуло за парту чувство ностальгии - я просто пришёл поздравить любимого учителя с Днем знаний.
От него же (а позже, из СМИ) я узнал, что теперь ученики на классном часе обсуждают жизнеутверждающие вопросы, так называемые, "разговоры о важном". К сожалению, автор этих строк прекрасно помнит свои школьные годы, когда на подобных уроках затрагивались, в том числе, такие мировоззренческие понятия как религия. И в то время они вызывали у меня отторжение. Всем бунтующим подросткам свойственно презрение к "вечным ценностям". И поэтому, говорить с ними "о важном" нужно предельно деликатно. Впрочем, и со взрослыми должна быть та же стратегия.
Какие вызовы сегодня стоят перед миссионером, жаждущим привести к вере своих близких и друзей? Как не подорваться на этом минном поле? Ответов нет, но можно попробовать заняться их поиском.
. Для начала я предлагаю вспомнить слова Христа "Много званных, но мало избранных" (Мф. 20:16) и применить их ко дню сегодняшнему. Бессмысленно отрицать, что феномен "невоцерковленных" соотечественников во многом подтверждает этот тезис. Согласно статистике, за период, когда Патриарх установил на приходах обязательную катехизацию перед Крещением, процент практикующих православных остался на том же уровне (цифры не привожу, поскольку они разнятся, но что-то около 15 процентов от общего населения России). Кто-то разочаровывается, расцерковляется и "хлопает дверью", на его место приходят новые прихожане, но существенно картина не меняется.
. О чем это говорит? О том, что в принципе религиозно одаренных людей по своей природе не так уж и много. Недаром народы всегда нуждались в харизматичных лидерах, которые реформировали национальные культы (правда, до высокого богословия могли дотянуться единицы). Вот и сегодня мы видим, что определённому проценту россиян не то чтобы не нужен Бог (чистых атеистов я вообще практически не встречал), а просто у них "не болит" эта тема. Как говорят в народе, пока "гром не грянет, мужик не перекреститься". И мы можем вывалить на такого человека тонну аргументов, подкрепленных святоотеческим авторитетом, почему он должен по воскресеньям начинать свое утро в храме, соблазнять его красотой Евангельского учения, однако он нас просто не услышит. Сделаю отступление и признаюсь, что раньше меня это очень расстраивало, иногда опускались руки и казалось, что проповедь - дело бессмысленное, но сейчас я смотрю на это иначе.
. Итак, что же делать потенциальному миссионеру с тем, что воцерковить большинство соотечественников - потенциально задача нерешаемая, а самоустраниться - следовательно закопать свой талант в землю (Мф.25,14-30)? Для начала - отсеять тех, кто уже в церкви. Теперь задача катехизаторов сделать так, чтобы к их вере не примешивались разнообразные языческие предрассудки, вроде повального увлечения паломничествами и прочие крайности, которые породили такое понятие как "православие головного мозга". А для нас, ловцов человека, важно не отпугнуть будущего христианина от порога церкви канонами и правилами, а в первую очередь - замотивировать его.
. Я - режиссер по первому образованию. Нас учили, что, создавая персонажа, нужно в первую очередь придумать ему цель, мотивацию, которая будет задавать тон всем его поступкам. Станиславский бы сказал - определить сверхзадачу. Как человека, который вполне доволен жизнью, смотивировать начать вести духовную жизнь? Он никогда не назовет себя грешным, в частной беседе максимум признает, что "кое-где у нас порой честно жить не хочет" и сошлется на пресловутое большинство - мол, все так живут. Готовых рецептов у меня нет, но предлагаю каждому поразмышлять, от какой темы можно оттолкнуться, чтобы хотя бы сойтись с человеком на том, что иногда и о Боге следовало бы подумать.
. Очень важно (!) учитывать психологическую конституцию предстоящего тебе собеседника. В психологии со временем выделилось отдельное направление под названием профайлинг. Один из его последователей Виктор Пономаренко на основе наблюдения за сотрудниками различных компаний составил классификации людей по психотипам. Истероид, эпилептоид - это не названия болезней и не оскорбления, а типы психологических конституций. Такая классификация позволяет понимать глубинные потребности того или иного индивидуума на основе присущего ему от рождения психотипа. Например, эмотивному человеку важна гармония и спокойствие, свойственно сострадание, поэтому концепция Бога - ревнителя будет ему не близка, и о Москве-Третьем Риме с ним лучше не говорить. А эпилептоид ценит порядок и планирование будущего, поэтому он оценит, если вы ему объясните, сколько когда и почему нужно поститься.
. Уверяю читателя, что это отнюдь не отвлечённые рассуждения. К большому сожалению, мы часто проигрываем в деле миссии, когда подходим к людям с одними и тем же мерками. Порой не понимая, что своими речами можем пробудить в человеке дремавший психоз или взрастить будущего фанатика. Уверен, апостолы обладали этой тактичностью, и нам следовало бы брать с них пример.
. Я не случайно начал с проповеди среди молодого поколения. По опыту убежден, что привести молодежь в церковь проще, нежели представителей старшего поколения. С возрастом люди становятся консервативнее, и нужно быть очень убедительным, чтобы подвинуть человека в годах к активной духовной жизни. Молодежь в этом смысле более энертна, к тому же многочисленные опросы показывают, что духовности они отнюдь не чужды. Просто нужно искать новые формы для диалога. Например, Павел Островский занялся изданием православной манги. У ревнителей это вызвало закономерное отторжение - ну как же Христос в комиксах, нехорошо! А мне кажется это отличным поводом для разговора о Боге с людьми, которые далеки от религии. Моя падчерица увлекается японской культурой, и ей, я уверен, такие комиксы будут интересны.
. Вообще, на мой взгляд - максимум, что мы должны ставить перед собой - это добиться от человека согласия, что Бог - не выдумка корыстных жрецов и не предлог древних израильских правителей для объединения двух государств в одно под знаменем веры в единого Творца. Далее объяснить ему, как с этим Богом взаимодействовать, а дальше оставить его с Ним один на один. Верхом бестактности будет хватать потенциального новообращённого за рукав и тащить в храм. До этого он должен созреть сам. А, может быть, и не созреет, тут следует полагаться на промысел Божий.
. Отдельный вид дискуссии - беседа с людьми ученого склада и научного мышления. Опять же обращусь к своему опыту - провиденциально ознакомившись с библейской критикой в одном научно-популярном издании, я принялся активно искать контраргументы, узнавать, а известны ли вообще Церкви такие пробелы в ее вероучении? Благодаря этим изысканиям я познакомился с библеистами Андреем Десницким и Алексеем Сомовым, достаточно глубоко изучил библейскую археологию и историю становления Ветхозаветной религии. Теперь меня не выбить из седла аргументами, вроде "а ты знаешь, что в древности евреи представляли своего бога женатым? А тебе известно, что археология не подтверждает Исход евреев из Египта, а Моисей - вообще мифическая фигура?". Но далеко не всем известна эта информация, и поэтому честному с собой человеку легко повторить путь Барта Эрмана - библеиста и священника, который, ознакомившись с атеистической критикой, снял с себя сан. Поэтому, на мой взгляд, миссионер обязан быть подкован в таких вопросах как разночтения в рукописях Священного Писания, знать, что такое Документарная гипотеза и свободно ориентироваться в новозаветных апокрифах.
. Вот, пожалуй, и все, что я хотел сказать по данной теме. В таком деликатном деле, как знакомство человека с Богом, нужно быть очень тактичным и исходить из запросов конкретного индивидуума. Кому-то достаточно благочестивых брошюр о Серафие Саровском, а кто-то нуждается в ссылках на авторитетных библеистов.
В любом случае, лучшая проповедь - это личное искреннее следование за Христом. Порой, видя, как человек изменился, начав ходить в церковь, окружающие сами начинают интересоваться духовностью. Такой православный, словно радиацию, излучает вокруг себя присутствие Бога лучше всяких слов и наставлений. Да, конечно, гораздо проще говорить высокие слова и обличать людей с кафедр, что они неправильно живут. Но это, на мой взгляд, мало способствует развороту в сторону живых взаимоотношений с Богом. А этого, в конце концов, и должен добиваться каждый миссионер.
|
|
|
|
|