Лютеранство в России, с начала 90-х годов до середины «нулевых» прошлого века прошло бурный путь развития, роста и становления нескольких централизованных организаций.
Последние годы для российского лютеранства, по моему мнению, стали временем осознания своей миссии и путей дальнейшего развития, о которых сейчас самое время поговорить.
Очевидно, что лютеранство внесло огромный вклад в создание и развитие России, ее воинскую историю, науку, искусство, экономику. Безусловно, лютеранство – это органичная и неотъемлемая часть российской истории, заслуживающая признания и уважения. Для того чтобы уверенно занимать заслуженное место в сложной структуре российского общества, всем нам придется еще очень и очень много потрудиться, и думаю, в первую очередь лидерам лютеранских церквей.
Мы входим, условно говоря, в «новое время». Период, когда многие протестантские, и в т.ч. лютеранские церковные структуры видели свою роль в России как «представителей Запада», «островков европейскости» уходит в прошлое. Очевидно, что последние политические события, да и вся логика последних лет, говорит нам о наступлении нового политического времени, когда межцерковное соперничество между собой должно уступить место объединению усилий на общее благо.
Это совершенно нормально. Развитие ситуации будет подталкивать всех нас к тому, чтобы искать общее и объединяющее нас начало, к пониманию, того, что интересы наших верующих выше, чем бюрократическая казуистика зарубежной бюрократии.
Лютеранские церкви России сегодня разобщены. Практически нет взаимодействия в сферах образования, социального служения, других направлениях. Наша Евангелическо Лютеранская Церковь Аугсбургского Исповедания многократно предлагала нашим братьям объединение. Причем, мы соглашались (и готовы сейчас) на самый широкий компромисс в части персональных амбиций. Никогда не выдвигали требований по предоставлению нам руководящих постов в объединении, не требовали для себя каких-то личных выгод и преференций. К сожалению, усилия ЕЛЦ АИ по установлению единства лютеранских церковных организаций не увенчались успехом, и, наверное, это закономерно. Вопросы юридического подчинения, вхождения общин одной церковной структуры в состав другой, административные отношения, слишком сложны для быстрых и простых решений. Это вопросы, для решения которых потребуются годы. И конечно, это не те проблемы, решения которых от нас ждут верующие в первую очередь. Сегодня лютеранская Церковь почти не представлена в общественных Советах при органах власти, не присутствует в СМИ, не ведет крупных миссионерских и просветительских проектов, и, как следствие, не может показать впечатляющих результатов роста числа общин и числа верующих в приходах. Конечно же, сейчас необходимо сконцентрировать свои усилия, и консолидировать работу по направлениям миссионерской деятельности, церковного развития, насаждения новых общин, развития издательской деятельности, религиозного просвещения. Думаю, для объединенных усилий нам удалось бы найти и существенный объем материальных ресурсов, административной и духовной поддержки. Искренне считаю, нужно освободиться от груза прошлых ошибок и обид, перипетий запутанных личных внутрицерковных взаимоотношений, нужно начать эту работу, привлекая к ней всех желающих. Всех, кто готов вносить свой реальный вклад в общее дело, не ставя во главу угла юридическую принадлежность сотрудников по общему служению к той или иной церковной организации.
Наша Церковь реализовала за последние годы ряд просветительских
Я, с самого начала своего служения в лютеранской Церкви, выступаю за консолидацию усилий в церковной работе. Считаю, что нам необходим какой-то общий консультационный форум, а в перспективе и конфедеративный союз лютеранских церквей (в рамках которого все сохранят свою юридическую самостоятельност
Более того, в перспективе нам нужно задуматься о максимально широком сотрудничестве лютеранских, евангельских, протестантских церквей. Нам есть что предложить друг другу, мы можем стать помощниками и соработниками в общем служении. И нет никаких серьезных препятствий для этого. Например, в Германии ЕКД (Евангелическая Церковь Германии) объединяет в своем составе церкви с очень большими отличиями в традициях, церковном устройстве, формах богослужения. Никто не видит в этом проблемы, потому, что главное – это служение евангельским идеалам, а не бесконечные дебаты и демонстрация амбиций и претензий на свою «исключительност
|
|
|
|
|