И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17).
Как-то разговорились с родителями школьников, как они стимулируют выполнение домашних заданий. Очень удивилась, что большинство платили своим детям за хорошие отметки! При чем необязательно деньгами, кому-то дарили дорогую вещь, кого-то везли на аттракционы (а иначе не повезли бы!).
Никто из этих родителей не задумывался, что вообще-то это подкуп. Этот путь опасен, т.к. обычно запросы ребенка растут, он хочет больше подарков, «круче» и чаще, обещает что-то взамен, а... не делает.
В нашем обществе в последнее время власть денег просто пропагандируется, это только в христианстве еще 2000 лет известно было, что «корень всех зол — сребролюбие» (1 Тим. 6:10). Но и в христианских семьях сегодня многие не видят проблем стимулировать таким образом детей хорошо учиться.
Только вот даже психологи говорят о том, что делание за плату и делание по внутреннему побуждению отличаются: человек успешно и увлеченно занимается тем, что он выбирает сам; если он знает, что получит за это вознаграждение, то энтузиазм снижается, вся деятельность меняет характер — теперь это не «личное творчество», а «зарабатывание денег».
В одной группе студентов, которые увлеченно собирали какую-то сложную головоломку, провели эксперимент: стали платить за эту игру. Скоро оплачиваемые студенты стали играть заметно реже, чем их однокурсники, которые никакой платы за это не получали!
Многим творческим людям известно, насколько чужда творческому процессу «работа по заказу». Лишь такие гении, как Моцарт, Достоевский, смогли творить в подобных условиях.
Это не значит, что иногда нельзя как-то отметить достижения ребенка. Просто систематичный подход с вознаграждением разрушает естественную любознательность детей, стремление к познанию нового.
Поэтому будьте осторожнее с внешними подкреплениями, стимулированиями детей!