Всем доброго здравия. Сегодня не простая статья, а очень спорная, для многих, тема. Совершить аналитическое трезвое прочтение всей статьи и не скатиться до фанатичного беглого просмотра с негативной критикой в адрес автора, сегодня смогут не все. Это нормально, ведь анализировать вне собственных парадигм могут только по настоящему мудрые люди.
Остальные вынуждены довольствоваться тем, что видят через преломляющую призму своего сознания.
Постарайтесь понять главную мысль – поклонение Богу и есть цель собрания христиан, а все остальное, это либо его грани, либо вытекающее следствие. Итак, «банзАй».
Проблема подмены поклонения Богу на «библиолатрию»
Примечание: Библиолатрия (от греч. βιβλία и λατρεία — служение, почитание, поклонение Библии – «поклонение книге»), отношение к Писанию как к единств. высшему авторитету с полным игнорированием любых форм церк. предания и науки (истории, экзегетики, лингвистики …). Библиолатрия характерна для многих направлений протестантизма и обычно сопровождается вербалистским и фундаменталистским ее пониманием.
Сложное определение родилось не так давно – в прошлом веке. Александр Мень был одним из тех, кто активно его использовал в своих трудах. Сегодня в мире сложилось разное понимание этого определения и, соответственно отношения к нему. Нео либералы взяли это понятие на вооружение и добавили своих смыслов, искажая первоначальное значение определения. Фундаменталисты, в противовес, поспешили окрестить это определение отступничеством от Писания, философской ересью и наделили его своими мифами.
Я неоднократно слышал различное отношение к этому определению, и всегда было понятно, что как человеку его преподнесли, так он его и употребляет.
Интересно наблюдать, как высокопоставленные христианские лидеры пугают этим определением всех с кафедры, думая что они защищают Слово Божье.
Лично я вкладываю в это определение ровно то значение, которое есть в нем и не более того. Мы христиане и поклоняемся не Библии и не текстам Библии, а Автору Библии.
Поймите меня правильно!
Поклоняться Богу и поклоняться Библии – это не одно и тоже. Мы поклоняемся не тексту и не книге, а Тому кто вдохновил её написание. Пока эта Книга книг не ожила в духе человеческом, она бесполезна и может просто пылиться, где ни будь. Но когда она меняет сердца и исправляет жизни, тогда это Слово от Господа живое и действенное.
На Библию бесполезно молиться, её целовать, предсказывать на ней (открывая на угад тексты), прикладывать для исцеления на больные места. Так же бесполезно буквальное толкование текстов без изучения контекста, и слепая вера в выдернутые стихи из того что «выше и ниже написано».
Во всех этих неправильных формах применения Библии нет смысла, ведь мы поклоняемся не книге и не её текстам. Вместе с тем Библия – это богодухновенный путеводитель нас к Богу и учебник жизни данный нам Творцом. Писание – это ценность. Оно дорого любому искреннему христианину, который растёт и, по средством, изучения его. Это самая главная книга в жизни верующего, но мы не поклоняемся ей.
Поклонение принадлежит только Творцу и Ему одному. В этом нет противоречия и надо быть предельно откровенным в этом. Библия – это не фетиш (
см. статью №13), это просто книга с буквами и знаками препинания, как и любая другая. Но когда она растворена верою и применяется как грамотное руководство от Бога, тогда оживает в нашей жизни тот богодухновенный смысл, который вложил в неё Творец. И даже тогда, мы поклоняемся Господу, который стоит за нашим преобразованием, а не благодарим Библию.
У литургически традиционных церквей и даже целых протестантских конфессий России (не будем показывать пальцем …) вообще нет такого раздела практического богословия, как литургика (я отдаю себе отчет в своих словах) и, что называется, кто во что горазд. И общее поклонение не изучено а, соответственно, ущемление его в богослужении парой считается нормой. Поэтому в виду обще протестантской традиции стержнем богослужения является проповедь. Проповедь – это не плохо, и наоборот – очень даже здорово.
Трудно представить богослужение без проповеди. Н.А. Александренко написал в своем учебнике по гомилетике: «Проповедь – это и есть собственно богослужение».
А в этом случае все остальное – это или продолжение проповеди, или зачин перед ней, или просто разминка между ними. Сторонникам данного мнения следует уяснить, что проповедь – это один из элементов совместного служения, и нельзя относиться ко всем остальным его составляющим, как к подготовке к слушанью Слова.
Основная опасность для данной философии – это библиолатрия (книгопоклонство), когда мы больше заняты Библией, чем отношениями с ее живым Автором.
Любая часть богослужения должна способствовать встрече с Богом и развитию отношений с Ним.
В противном случае происходит антропоцентричное поклонение, направленное не на Бога с Его желаниями, а на человека – его проблемы и потребности.
Вот почему от словесных витийств проповедника о Всевышнем, рожденных поверхностным религиозным опытом и создающих иллюзию богообщения, богослужение должно приобщать нас к этой чаемой Реальности, которая отнюдь не есть производная изощренной теологической риторики.
Больно смотреть сегодня на людей, заявляющих о полной рациональности и без эмоциональности совместного поклонения Богу, заявляющих о невозможности проявления чувств, переживания особого духовного опыта от встреч со Всемогущим.
Брат Лоренс писал: «Я не могу вообразить себе, как религиозные люди могут довольствоваться жизнью без ощущения присутствия Божия».
Реформация подарила главное – понимание благодати и само Писание. Но вместе с тем, провозгласив «только Писание», «бородатый» протестантизм в некоторых своих проявлениях начал сметать весь здоровый эмоционализм и мистицизм, который так же является частью христианства.
Особый преобразующий духовный опыт потихоньку ушёл на второй план и богослужение Господу часто уже и не различается с «литургией Слова».
Законный вопрос: «ну и что же тут плохого – это же Библия?», сложен, но будет отвечен.
Опасность очень проста – законничество.
Когда поклонение живому Богу уходит на второй план, а на первый вырывается толкование текстов, то оно не остановится, как не остановилось в древнем Израиле.
Следствие простое: «закон на закон, заповедь на заповедь» … «все нельзя, никуда не ходи, ничего не делай и т.п.».
Подведем итог. Проповедь очень важна и без неё трудно себе представить богослужение, но это не означает, что проповедь и есть богослужение – это заблуждение.
Это заблуждение рождает халатное отношение к поклонению и само становится формой поклонения – библиолатрией.
Под воздействием философии библиолатрии христиане начинают отстаивать свои постановления и традиции, не смотря на то, что они устарели в современной культуре, а значит не понятны окружающим. Верующие пытаются даже оправдывать свою традицию Словом Божьим и это возможно под давлением библиолатрии, ведь в тексте Писания, если очень захотеть, можно найти оправдание чего угодно. Когда для людей важно только то, что проповедник комментирует что-то из Библии, а все остальное воспринимается как форма разминки и смена декораций, то эта разминка и сами декорации будут обязательно сокрализованны. Т.к. в них нет жизни, они не служат проводниками для живого общения с Богом, а соответственно необходимы только как элемент мнимой стабильности. В противном случае люди были бы чувствительны к тому, что живо передает их отношения со Христом и помогает погрузиться в эти богоотношения. «Так делали раньше, и сейчас нет смысла менять что либо», ведь для разминки вполне достаточно этого «святого обряда».
Поклонение Богу и есть цель собрания христиан, а все остальное, это либо его грани, либо вытекающее следствие!!!
Нельзя уничижать всеобщее поклонение Господу и заменять его на литургию Слова!
Мудрость или глупость? Смотря на пирамиду под разным углом, можно увидеть разные фигуры: квадрат, треугольник, неравномерные и равномерные различные четырехугольники … Под каким углом вы смотрите на эту статью, да и на всю рубрику? Если под углом своей традиции, то эта рубрика - форменная глупость. Ваша парадигма не позволит вам взглянуть на Писание с другой стороны и честно рассмотреть все факты и аргументы.
Если вы смотрите под углом аналитики и критического анализа (своих взглядов, в первую очередь), то «думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь».
Увидимся в рубрике, и обязательно будьте благословенны.
Дмитрий Узенцев, специально для Портала www.protestant.ru