Исследование «Бог в образовании» проведено профессором Тревором Кулингом, директором Национального института по исследованиям в области христианского образования при университете Кетербери Крайст Черч. (Canterbury Christ Church University).
В своем докладе он высказывает мысль, что запрет на религиозную веру чреват смятением в умах и очевидным вредом. Особо он критикует бытующее сегодня предположение, что образование должно основываться сугубо на человеческом знании и способности мыслить рациональности, потому что именно они составляют цель образования и не зависят от «сумрака» религиозных верований.
Профессор Кулинг предупреждает, что такой подход выгоден мирскому мировоззрению и пропагандирует он в школьной аудитории лишь так называемые ценности «здравого смысла».
«Проблема такого подхода состоит в полной зависимости от гуманистического по своей природе убеждения в том, что религия представляет собой «сумрак» познания. Несправедливо было бы базировать образование на одном этом подходе, потому что он неоправданно высоко превозносит мирской взгляд на познание в целом», - пишет Кулинг.
Вместо этого профессор Кулинг предполагает, что гуманисты и христиане должны признать, что постулаты веры как христиан, так и атеистов составляют неотъемлемую часть развития как корпуса всего человеческого знания, так и семьи как частного института общества.
Автор доклада отвергает идею о том, что образование может быть совершенно независимым от тех или иных ценностей. Не подобает, считает он, свободомыслящим людям предполагать, что воспитание в детях атеистических взглядов рационально, этично и безупречно, в то время как воспитание детей в религиозной вере необратимо приведет к индоктринации и к «ментальному насилию над ребенком».
«Детей надо обучать так, чтобы они понимали и гуманистическую и христианскую позиции, чтобы у них был выбор, какую из позиций предпочесть, какой взгляд на окружающую реальность выбрать… Они должны быть научены делать выводы об истине, несмотря на ее разные интерпретации, и тем самым учиться верно оценивать процесс осознания себя как познающих субъектов».
«Мы все прекрасно понимаем, что образование возможно только тогда, когда оно базируется на каком-нибудь мировоззрении… Мы считаем невозможными так называемые «нейтральные» подходы к образованию, так как они по умолчанию ставят в привилегированное положение светское мировоззрение и чреваты антирелигиозной индоктринацией. Иными словами, никакой подход в образовании не может быть нейтральным».
Профессор Кулинг считает, что атеистам необходимо изменить собственное отношения к своим убеждениям и признать, что религиозные убеждения не просто «сумрак» разума.
Он призывает в свою очередь христиан не использовать свое мировоззрения для того, чтобы навязывать его другим, оно нужно для установления «равноправных» отношений с другими мировоззрениями».
Вместо того, чтобы относиться к религиозному мировоззрению как к « угрозе самобытности», как к проблеме, с которой надо бороться путем выведения ее из поля зрения общественности, необходимо воспользоваться сложившимся положением и расширить наши представления об образовании.
Доклад «Бог в образовании» заключает в себе стратегию «инклюзивного образования», опирающегося на веру людей, способную помочь в достижении общего блага. Противостоит этому подходу анти-инклюзивная стратегия, исключающая Бога из образования, учащая тому, что религия ничем, кроме проблемы для учащегося быть не может.