На Рождество 42-летняя британка Симона Бек обновила статус в Facebook: «Я приняла смертельную дозу таблеток, и прощайте все».
Из 1048 виртуальных друзей Симоны ни один не поинтересовался, как у нее дела.
Она умерла на следующий день.
После этого случая администрация Facebook попросила пользователей сообщать ей о людях с суицидальными настроениями.
Всю информацию администрация социальной сети передавала в полицию и в благотворительные организации, представители которых оказывают психологическую помощь потенциальным самоубийцам.
В Британии и Ирландии партнером Facebook стала благотворительная организация Samaritans («Самаритяне»). Социальная сеть также сотрудничает с аналогичными организациями в США и Норвегии. Это случай проиллюстрировал необходимость использования социальных медиа религиозными организациями в служении обществу и в проведении своей миссионерской деятельности.
На Западе использование социальных медиа давно перестало быть дискуссионным вопросом. В США уже не первый год проводятся исследования, пишутся диссертации и ведутся поиски наиболее удачных методов миссионерской деятельности посредством социальные медиа.
Интернет-церкви
Всемирная паутина стала местом, где свободно создаются церковные общины. Как писал USA Today, на сайте церкви Flamingo Road посетители могли поговорить о вере с другими «прихожанами», принять участие в работе группы по изучению Библии, помолиться вдвоем с пастором, используя сервис мгновенных сообщений, а также причаститься (участники используют свои собственные хлеб и вино). Посетителям также задают вопрос «Принимаете ли вы Христа, как своего спасителя?», на который они могут ответить, нажав кнопку «да» или «нет».
Отдельные протестантские пасторы считают церковные сайты «форпостами» своей проповеди, которые помогают создавать настоящие, а не виртуальные церкви. Они также считают своим долгом использовать возможности, которые предоставляет всемирная сеть, для проповеди.
Уже на многих сайтах протестантских церквей можно покаяться в своих грехах, прикрепив виртуальную записку к кресту, на некоторых других ресурсах прихожане могут просматривать ссылки на страницы других верующих в социальных сетях, таких как Facebook или Twitter.
Церковь из Лас-Вегаса
Central Christian Church занимается разработкой вирусных видеороликов, готовит проповеди в соответствующем формате для интернет-аудитории. Главная ее задача — актуализировать христианские ценности через ненавязчивое и качественное вирусное видео, которое затем распространяется в интернете.
Одной из старейших онлайн-церквей считается
LifeChurch.tv из Оклахомы, запущенная в 2006 году (к тому моменту эта «мегацерковь» уже имела несколько реальных храмов в различных городах США). Эта община уже в 2009 году проводила более 25 интернет-служб в неделю, которые посещало до 60 000 пользователей из 140 стран.
LifeChurch.tv привлекала посетителей вовсе не духовными запросами, а контекстной рекламой Google и баннерами на экранах людей, набравших в поисковике слова «секс» или «голые женщины».
Пастор Бобби Грюневальд утверждал, что задача LifeChurch.tv — не подменять реальную церковь, а привлечь людей к богослужению в реальной жизни, что зачастую и происходит.
Интернет все чаще используется для проповеди не только американскими евангеликами, но и более традиционными деноминациями. В частности, 4 ноября 2009 года католическая епископская конференция Австралии провела онлайн-конференцию по изучению Евангелия от Луки.
А пастору из маленького шотландского пресвитарианського прихода в деревне Ласс интернет-технологии помогли увеличить количество прихожан в 50 раз всего за несколько месяцев.
Сначала преподобный Дейн Шеррард хотел транслировать в сети венчания, чтобы его увидели родственники жениха и невесты, которые не смогли приехать в деревню.
Но потом к Шеррарду обратился бывший капеллан военно-морской базы, который попросил пастора разрешить транслировать воскресную службу на военные корабли, где нет священника.
Впоследствии трансляции стали популярны не только среди военных, но и среди многих шотландцев, живущих в отдаленных селах, где нет своих церквей. За трансляциями служб следят уже не только в Шотландии, — они собирают более 10 000 «прихожан» со всех концов планеты.
Интернет-активность пастора не просто сделала популярным его приход, но и позволила увеличить численность общины. К трансляции она насчитывала около 200 человек, а за несколько лет выросла до 400.
Блоги священнослужителей
С появлением Twitter почти все ведущие западные протестантские служители успели создать себе аккаунт и регулярно поддерживают связь со своими «фолловерами». Известный баптистский пастор церкви Saddleback Рик Уоррен не понимал сначала, зачем нужен Twitter, но весной 2009 года завел себе аккаунт и уже имеет более 360 тыс. последователей.
В декабре прошлого года американский пастор даже попал в рейтинг журнала Forbes, как один из двадцати наиболее влиятельных пользователей Твиттера. Сам список из 20 пользователей включал в основном звезд шоу-бизнеса, спорта, политики: Леди Гагу, Паоло Коэльо, Барака Обаму и других.
На постсоветском пространстве лучше всех освоили виртуальные просторы представители РПЦ. Согласно подсчетам руководителя пресс-службы Московской Патриархии о. Владимира Вигилянского (данные на июль 2009 года), на постсоветском пространстве функционирует более 500 блогов священнослужителей. Самым известным является настоящий сетевой миссионер протодиакон Андрей Кураев, блог которого занимает место между первой и второй сотней в рейтинге Яндекса и имеет 7,3 тыс. подписчиков.
Но не стоит ограничивать православную блогосферу лишь священнослужителями. Здесь проявляют активность миряне, которые смогли достичь определенного внимания аудитории. Среди них: Егор Холмагоров, Кирилл Фролов, Вадим Булатов и др. Православная блогесфера имеет довольно высокий уровень организации и институционализации. В частности, она имеет собственный рейтинг православных блогов. Это позволяет не раствориться в среде, сохранить свою идентификацию и координировать совместные усилия в продвижение нужных тем (контента).
Религиозные сети
Наблюдается тенденция, когда религиозной общины пытаются создать собственные сети.
В январе 2010 года католики создали свою международную сеть Zoogle. Администраторы не требуют указывать конфессиональную принадлежность при регистрации, а в личных данных можно выбрать широкий спектр религиозных течений.
Ресурс по своему инструментарию почти ничем не отличается от светских сетей, кроме требования указывать больше личной информации (что минимизирует количество ненастоящих и анонимных эккаунтов) и ресурс Pray (молитва).
Хотя авторы и ставили перед собой амбициозные задачи: «…такие старые социальные сети как Facebook и MySpace теряют свое влияние на пользователей… Целью авторов Zoogle является помощь католикам в социализации и евангелизации интернет-пространства».
Православные имеют свою сеть «Соборное дело», но она только для «своих» (при регистрации надо поставить галочку, что вы православного вероисповедания).
Христианские сети является фактической калькой светских.
Они в лучшем случае копируют все сервисы существующих сетей, в худшем — предлагают ограниченный инструментарий. Отсутствие концептуальных различий делает их непривлекательными.
Как показывает зарубежный опыт, результативность и эффективность социальных медиа зависит не столько от технического совершенства, сколько от открытости. В том числе, открытости к критике и дискуссии.