Главная>Новости>Церковь>Ивану Проханову 150 лет/ Первое заседание оргкомитета

Ивану Проханову 150 лет/ Первое заседание оргкомитета

Иван Проханов – выдающийся российский религиозный деятель
19.09.2018

Иван Проханов – выдающийся российский религиозный деятель, основатель Всероссийского союза евангельских христиан, проповедник и богослов. В 2019 году состоятся масштабные празднования 150-летия со дня его рождения.

13 сентября прошло первое заседание организационного комитета по подготовке и проведению празднования, в который вошли представители глав протестантских церквей России и евангельских союзов. Организационный комитет одобрил декларацию о проведении празднования, а так же призвал всех принять участие в этом значимом проекте, как для евангельского сообщества России, так и для всей общественности страны.

На 2018-19 годы запланированы торжественные, научно-исследовательские и мемориальные мероприятия в Москве, Санкт-Петербурге, Бурятии и других субъектах Российской Федерации.

Репортаж: Информбюро "Спектр"

ДЕКЛАРАЦИЯ

Оргкомитета Празднования 150-летия И.С.Проханова

В 2019 году миллионы россиян и наших соотечественников за рубежом будут отмечать знаменательный юбилей – 150 лет со дня рождения выдающегося российского общественного деятеля Ивана Степановича Проханова (17.04.1869 — 06.10.1935 г.г.).

Иван Степанович являлся продолжателем просветительской, культурной и социальной деятельности участников российского евангельского движения, зародившегося в начале XIX века вследствие перевода Книг Ветхого и Нового Заветов Священного Писания (Библии) на языки народов России.

Личность этого человека, его посвящение Богу и своему Отечеству, остается для всех добрым примером и сегодня. В начале XX века И.С.Проханов основал новую духовно-музыкальную традицию, получившую отклик в сердцах миллионов жителей страны и дошедшую до наших дней. Будучи автором многочисленных изданий и публикаций, описывающих состояние российского общества первой четверти XX века, И.С.Проханов вдохновлял своих читателей в России и заграницей на выбор позитивного и созидательного пути жизни, в эпоху классового расслоения общества, революционных потрясений, I мировой и гражданской войн. Он был одним из инициаторов развития диалога в области государственноконфессиональных отношений и активно участвовал в работе комиссии Государственной думы Российской империи по подготовке государственных актов, предоставляющих религиозным объединениям свободу вероисповедания и закрепляющим отделение церкви от государства.

Социально-экономическую жизнь общества И.С.Проханов никогда не отделял от духовной сферы, что способствовало вовлечению миллионов жителей молодой Советской России в производственную и сельскохозяйственную кооперацию среди царящих в стране голода и разрухи. В рамках юбилейных торжеств нами планируется популяризировать в широких кругах общества научно-исследовательский проект «Историческое, культурное и социальное наследие Евангельских Христиан в России и в СНГ», охватывающий на сегодняшний день множество субъектов РФ - от Бурятии до Калининграда.

Мы уверены, что этот масштабный проект не только выйдет далеко за пределы нашей великой многонациональной страны и ее соседей, но и, несомненно, отразит многовековой созидательный вклад отечественного евангельского сообщества в развитие России, будет способствовать консолидации различных слоев общества нашей страны, придаст импульс развитию общественного диалога и гармонизации межрелигиозных и межнациональных отношений на новом уровне. Мы уверены, что данный общественный проект не только станет частью истории нашей страны, но и даст новые смыслы и парадигмы консолидации и развития Евангельского сообщества России. По этой причине он уже получил поддержку от Координационного Совета Празднования 150-летия со дня рождения И.С.Проханова – Руководителей Союзов Протестантских Церквей России. В связи с этим призываем к участию в проведении мероприятий Празднования основных участников государственно-конфессионального диалога России и её регионов, представителей научной общественности и предпринимательства для оказания научной, административной и финансовой поддержки программы мероприятий Празднования.

Принята в г. Москве

13.09.18 г. на заседании Оргкомитета Празднования 150-летия И.С.Проханова

 

СПРАВКА

Евангельское движение России объединило представителей Евангельского сообщества [Российские евангельские и протестантские конфессии, образовавшиеся на территории страны за последние 200 лет и позитивно зарекомендовавшие себя в обществе России] и других, разделяющих евангельские ценности, членов российского общества. Предпосылками для появления организованного Евангельского движения в России, наряду с другими причинами, принято считать начало переводов Священного Писания (Библии) на языки жителей Российской Империи. Для этого 11(23) января 1813 г. было открыто Санкт-Петербургское библейское общество, как филиал «Британского и иностранного библейского общества» (Лондон). Исполнительный комитет последнего, как указано в исторических источниках, включал 36 мирян (15 англикан, остальные – члены независимых религиозных групп). Ряд англиканских епископов одобрили начало «Британского и иностранного библейского общества» и также включились в его работу.

В 1814 г. по инициативе министра духовных дел и народного просвещения, князя А.Н. Голицына и при содействии митрополита Амвросия (Подобедова) общество было преобразовано в независимое «Российское библейское общество для перевода и распространения Библии на русском языке». 1813 по 1824 гг. были переведены, подготовлены к печати и изданы книги Священного Писания на 14 новых языках. Всего Общество напечатало 876 106 экз. Библии и ее частей на 26 различных языках. В основе своего создания и деятельности до закрытия в 1826 г. Российское библейское общество несло принципы веротерпимости. В главном комитете РБО, вместе с православными иерархами, присутствовали духовные лица других христианских вероисповеданий, а специалисты-протестанты возглавляли некоторые направления деятельности Общества.

Попав на благодатную христианскую почву Российской Империи, Евангельское движение стало стремительно распространяться до самых дальних ее пределов. Так, появление первых общин ЕХ в восточной части Российской Империи — Сибири, — среди  хоринских бурят, произошло в результате деятельности миссии переводчиков Священного Писания на бурят-монгольский язык в Забайкалье, под руководством Эдварда Сталибрасса, которая действовала по официальному приглашению Императора Александра I. В 1818 г. английские специалисты высокого уровня подготовки в классическом консервативном богословии, социологии и культурологии прибыли в Санкт-Петербург на аудиенцию к Императору, и, заручившись его высочайшим повелением начала миссии перевода в Забайкалье, к осени 1819 добрались до места своей деятельности, в села Селенгинск и Кодунский Стан (современная Бурятия).

Для адаптации переводов в местах проживания носителей языка переводчиками создавались школы из абригенных народов, которые обращались в евангельскую веру через изучение Слова Божьего и из них образовывались первые общины евангельских христиан. Переводчики-миссионеры окормляли местные евангельские общины, но, при этом, верующие не были причислены ни к одному из западных течений христианства, а оставались автономными евангельскими общинами с собственными проповедниками и старшими братьями, первым из которых был Шагдур Кеннатов. Многие из них сохранили евангельскую идентификацию, некоторые стали активными последователями других российских религий — православия и буддизма. А потомки первых евангельских верующих с восточных рубежей Российской Империи сегодня служат в евангельских церквях Бурятии и всей России, занимают высокие посты в общественных и деловых сферах региона.

В этот же период начала XIX в. осуществлялась деятельность второй подобной Миссии в Калмыкии и Закавказье, результаты которой так же повлияли на развитие Евангельского движения в Европейской части Российской Империи. Есть, так же, упоминания признанного российского историка А.Н.Пыпина об успешной деятельности Миссии иностранных переводчиков Библии на Дальнем Востоке. Известными российскими учеными и забайкальскими краеведами более чем за 30 лет изучения деятельности официальной миссии переводчиков Библии в Забайкалье начала XIX в., было издано большое количество исторического материала, основанного на археологических и научных исследованиях, и проведены несколько российских и международных научно-практических конференций по данной теме.

Во второй половине XIX в. Евангельское движение России получило новый импульс развития среди русской интеллигенции, дав России таких прекрасных евангельских христиан, как полковник В.А.Пашков, графы М.М.Корф, А.П.Бобринский, княгини Е.И.Черткова, Н.Ф.Ливен, В.Ф.Гагарина и представители других знатных фамилий. На т.н. «салонных собраниях» получали божественное спасение через Господа Иисуса Христа как представители высших сословий России, включая членов Императорской семьи, так и простые рабочие и крестьяне. Именно в этот период, когда по инициативе В.А.Пашкова и М.М.Корфа был созван в 1884 г. первый съезд евангельских союзов, произошло зарождение российского Евангельского сообщества. В начале XX в., руководителю Всероссийского Союза Евангельских Христиан — преемнику и продолжателю духовного подвига веры В.А.Пашкова и его соработников, - И.С.Проханову, удалось достичь значительных послаблений в российском законодательстве для реализации свободы совести и вероисповедания «инославных» христиан.

Интересен тот факт, что просвещение Евангелием коснулось не только религиозной сферы российского общества, но и повлияло на многие социально-экономические процессы в нем. В течение всего одного столетия Россия совершила мощный рывок от страны с отсталым крепостным строем к державе с третьей экономикой в мире и буржуазно-демократическим устройством общества. Революция 1917 г. на десятилетний период предоставила евангельским христианам возможность многостороннего развития в духовной и общественно-социальной сфере: распространялось до краев бывшей империи Слово о Христе, крепли церкви и союзы, умножались трудовые евангельские общины. Однако, в 1929 г. на долгие 70 лет, в России наступило время гонений за Слово Божие, которое привело к многочисленным жертвам среди верующих. Но гонения только укрепили веру христиан и сделали Евангельское сообщество более способным к дальнейшему созиданию через служение Богу и народам страны.

Новый период религиозной свободы в России конца XX в. начала XXI в., открыл перед Евангельским сообществом как новые возможности, так и поставил перед ним новые вызовы, ответом на которые должно стать исполнение Воли Божьей о мире, любви и единстве в Господе и Спасителе Иисусе Христе, и дела милосердия. Важным фактом для дальнейшего вклада участников Евангельского сообщества в общественный диалог в России является то, что один из его основных участников - конфессия Евангельских Христиан, - сформировался на историческом пространстве России и не является структурой западного или восточного протестантизма, хотя и поддерживает с ним многоразличные, созидательные отношения. 

Многие современные члены Евангельского сообщества России приняли эстафету созидательного служения участников Евангельского движения Российской Империи, таким образом формируя все более обобщающий и веро-соединительный духовный тренд для многих мировых христианских конфессий, в то же время предоставляющий каждой из них свободу в традиции церковного и богослужебного устройства на основании Священного Писания (канонических Книг Ветхого и Нового Заветов).

 

Темы этой статьи
Еще по этой теме
Похожие статьи
Писатель А.Проханов выступил в баптистской церкви
Прихожане Московской баптистской церкви, отмечавшей в апреле с.г. 130-летие, с удивлением обнаружили, что с церковной кафедры к ним обращается писатель Александр Проханов. Литератор, называющий себя православным патриотом...
Пастор создавший первую мега-церковь в России
Перед Октябрьской революцией 1917 года Россию накрыло великое евангельское пробуждение. Эпицентром этого пробуждения стала столица Российской империи- город Санкт-Петербург. Тысячи людей оставляли мертвые традиции и начинали...
Два реформатора
В замечательный год 500-летия европейской Реформации и год выбора российского общества пути развития государственно-межконфессиональных отношений (как это стало очевидным по жирной кляксе вместо запятой под законодательными...
Пороки проповедников
Автор: Проханов Иван Степанович (1869—1935) — пресвитер, миссионер, проповедник, духовный поэт, политик. В 1908—1928 руководитель Всероссийского союза евангельских христиан. Основатель христианско-демократической...
«Братский Вестник» 1946, № 4
Проханов Иван Степанович (1869—1935) — пресвитер, миссионер, проповедник, духовный поэт, политик. В 1908—1928 руководитель Всероссийского союза евангельских христиан. Основатель христианско-демократической...
Как стать христианином – Христиане.ру