Одна из наиболее громких премьер – фильм на открытие фестиваля - «Преображение». Это название указано в титрах. Однако в прокат картина выйдет под названием «Поп» (дата релиза еще не определена). Именно так называется роман, по мотивам которого режиссер Владимир Хотиненко снял фильм об одном из деятелей «Псковской Православной миссии», действовавшей во время Второй мировой войны на северо-западных территориях России, оккупированных немцами.
Режиссер пока не объяснил причин, по которым фильм пришлось срочно переназвать. Одно из предположений – сохранение единообразия и целостности замысла: роман и фильм созданы по заказу кинотелекомпании Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия». Ни о каком преображении в сюжете речь действительно не идет, а рассказывается о «попе», отце Александре (прототип отец Алексей Ионин), совестливом человеке и патриоте, далеком от политики и оказавшемся заложником крупных идеологических и пропагандистских стратегий: фашизма, большевизма и интересов Отцов Церкви за рубежом.
История «Псковской миссии» не так безоблачна, как показано в фильме, сложна и неоднозначна, так же как любая история, в которой интересы политики эксплуатируют духовные устремления человека. Но авторы, судя по всему, хотели создать образ идеализированный, буквализованный и понятный широкой аудитории. Поэтому нет никаких принципиальных сомнений, например, в том, допустимо ли вообще использовать религию и веру в играх политики, допустимо ли (в идеале, уж коли речь об идеалах) участие священнослужителей в этих играх, и могут ли священнослужители говорить о том, что цель оправдывает средства. В фильме есть лишь аккуратно скроенные и красиво снятые клише народной религиозной психологии, том числе всякие мелкие чудеса, с помощью которых в фильме обнаруживается присутствие Божьей воли. Также много не особенно деликатных шуток по поводу иудеев, принявших православие, и поэтому не ставших жертвами истребления.
Несмотря на аккуратное, казалось бы, обращение с фактурой, путаница в мыслях режиссеров, берущихся в том или ином виде воплощать в кино сюжеты, связанные с религией, все-таки присутствует. Неудивительно, если учесть, каким витиеватым путем советские люди прокладывают путь к вере.
Тот же Владимир Хотиненко прежде, чем взяться за «Псковскую миссию», начал с сомнений по поводу непротивления злу насилием в фильме «Макаров», сделал картину о позитивности ислама («Мусульманин») и обнародовал позицию «власть от Бога» в патриотических картинах «72 метра» и «1612», что говорит скорее о языческом сознании и поклонении идолам.
Помимо «Преображения» («Попа») в программе игрового кино присутствуют и другие фильмы на тему религии: «Верую!» Лидии Бобровой, «Государыня и разбойник» - игровой дебют документалистки Екатерины Толдоновой, и «тяжелая артиллерия» – «Царь» Павла Лунгина. Возможно, они дадут ответ на вопрос, который, как считает Армен Медведев, стоит перед Выборгским кинофестивалем: «Куда ж нам плыть?»
Евгения Леонова, Выборг
13 августа
Источник: "Независимая газета"