Разбираемся, в чем он будет состоять.
- Я в Бога не верю, и моя дочь ваш Закон Божий учить не будет! - шумят родители-атеисты.
- Не хочу я, чтобы мои дети Коран читали, мы православные люди! - требуют другие папы и мамы.
- Я мусульманка, а сыновей в школе батюшки заставляют чужие молитвы повторять! - кипятятся третьи.
- Мы будем учить только священную Тору! - упираются четвертые.
В такой протяженной, многонациональной и многоконфессионой стране, как Россия, очень сложно найти золотую середину с тем, чтобы рассказ школьникам об основных религиях не превращался в пропаганду одной из них. А не искать ее не получается. Во многих регионах в программу уже вошли разнообразные курсы, разработанные местным духовенством, - далеко не всегда продуманные и толерантные, с уважением рассказывающие о тех, кто исповедует другие религии.
Логика губернаторов (а по закону включить новый предмет в региональный компонент школьной программы можно только по решению местных властей) понятна: в школах нужно не только учить, но и воспитывать. Молодежи нужно помочь обрести нравственные основы. А что же федеральное правительство?
Не так давно президент Дмитрий Медведев поддержал идею преподавания в школах основ религиозной культуры. Но пока как эксперимент.
КАК ПРОЙДЕТ ЭКСПЕРИМЕНТ?
1. Будет ли это что-то вроде дореволюционного Закона Божьего?
- Нет. Новый предмет не будет навязывать религиозные идеи. Он скорее посвящен основам культуры, истории традиционных религий и светской этики. Это будет предмет сугубо светский, дающий школьникам представление об основных традиционных религиях нашей страны.
2. Зачем нужен эксперимент? Во многих регионах аналогичные курсы уже давно введены.
- На федеральном уровне начинание новое. Поэтому нужно все тщательно взвесить, проверить, понять, как будет организовано преподавание, по каким пособиям, где взять учителей такого предмета. Отсюда и срок эксперимента - три года. Предполагается, что задействованы будут 18 регионов. Участвовать в эксперименте будет по одной параллели классов в каждой школе. Всего предполагается, что новый предмет станут изучать около 20 тысяч классов в 12 тысячах школ. Это около 240 тысяч ребят. Им будут преподавать новый предмет больше 35 тысяч учителей.
Первые уроки планируется начать уже весной 2010 года.
Опыт регионов, где уже преподают подобные предметы, будет использован для разработки новых учебников, методических пособий для учителей, организации курсов повышения квалификации педагогов.
3. Учителями станут священники, ведь они лучше других знают историю и культуру своей религии?
- Нет. Предметы будут вести светские учителя. Скорее всего, это будут учителя начальных классов, истории, литературы, обществознания, которые пройдут специальные курсы повышения квалификации.
4. В чем же суть эксперимента?
- Предполагается во время эксперимента отработать новый учебный курс, который будет состоять из трех модулей:
1) основы культуры одной из традиционных религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм),
2) история религий,
3) основы этики.
Ребятам будет предложено изучать один из трех модулей. Начать курс предполагается в последней четверти 4-го класса и завершить в первой четверти 5-го класса. Почему? Психологи считают, что именно в 10 - 11 лет ребятам в большей степени присущи такие социально-психологические черты, как бесконфликтность, мягкость, сопереживание. И это созвучно содержанию курса.
Выбор курса - дело сугубо добровольное.
5. А где взять время в программе на новый курс?
- Ввести курс предлагается за счет часов регионального компонента. Ориентировочно 2 учебных часа в неделю.
6. Что будет отрабатываться во время эксперимента?
- Специалисты постараются определить оптимальное количество часов для изучения учебного курса, организационные и экономические условия преподавания (как подбирать кадры, как доплачивать учителям за ведение нового предмета).
КОММЕНТАРИЙ ЧИНОВНИКА
"Мы думаем над тем, чтобы учителям было интересно вести такой предмет".
Специально для "КП" новый эксперимент в школах прокомментировал министр образования и науки Андрей Фурсенко:
- Андрей Александрович, и все-таки зачем нужны новые траты, когда более чем в 20 областях России предмет "Основы православной культуры" преподают и по пять, и по десять лет?
- Решения принимались законодательными собраниями регионов, и предмет вводился в рамках регионального компонента. С точки зрения закона все правильно: в школах вводится светский предмет, не Закон Божий. С моей точки зрения, тот подход, который согласован и предложен сейчас, более разумный, стратегически гораздо более важный для страны и для ребят. Считаю, что в школе должны преподавать светские преподаватели.
Хотя не вижу большого греха, если в школе появятся священнослужители, встретятся со школьниками, расскажут им что-то... Но преподавание религиозных дисциплин должно все-таки происходить вне школы. Есть закон о разделении государства и церкви. Поэтому мы пытаемся навести порядок в рамках всей страны, поэтому и начали эксперимент. Если он оправдает себя, новый предмет постепенно завоюет себе право на существование во всех школах. Потому что он разумен. И он, что очень важно, ничего не навязывает. У ребенка и его семьи есть право выбора, какой модуль изучать.
Министерство много обвиняли в том, что мы на федеральном уровне навязываем жесткий атеистический подход к преподаванию всего, что связано с религиями. Хотя это не так. Но ничуть не лучше, когда на региональном уровне всем ученикам жестко навязывается подход, связанный с изучением истории культуры одной религии. Причем не всегда это бывает православие, где-то это ислам, где-то другие религии. Я считаю, что право выбора должно оставаться за школой, за учениками, за родителями. А это организовать гораздо сложнее.
- А где взять такое количество педагогов - грамотных, умных, тонко понимающих особенности разных религий? Боюсь, кончится все тем, что учителей географии, биологии, математики нагрузят еще одним предметом, и они нехотя пойдут его преподавать...
- Вопрос законный. Действительно, где мы возьмем столько учителей? А сейчас они есть или нет? Нет. Но мы не можем же "задернуть шторки" и считать, раз нужного количества учителей нет, значит, мы и не будем ничего делать. Мы должны решать проблему, готовить учителей. Поэтому будут выделены деньги на их переобучение. Поэтому в общем-то и начинается эксперимент. Пока нужно около 35 - 40 тысяч учителей. На фоне полуторамиллионного сегодняшнего педагогического корпуса это не так много.
С другой стороны, проблема очень серьезная. Надо думать о том, как найти учителей, как оплачивать их труд, как сделать так, чтобы им было интересно этот предмет преподавать. Надо думать о том, какие учителя могут в первую очередь этим заниматься и повести за собой других.
Именно поэтому мы предварительно решили, что эксперимент нужно проводить в 18 различных регионах. Мы еще ничего не объявили, регионы не назвали. При этом к нам уже начали приходить письма от некоторых местных руководителей органов управления образованием с просьбой не включать их в эксперимент. Одновременно есть письма с просьбой об участии того или иного региона в данном начинании. Безусловно, это очень трудоемкая и ответственная работа. Думаю, что по окончании эксперимента через три года именно второй подход будет преобладающим, а регионы - участники эксперимента - будут благодарны за то, что им дали возможность выполнить такую серьезную работу.
Источник: www.kp.ru
|
|
|
|
|