Главная>Новости>Церковь>Газета "НГ Религи" | Мониторинг СМИ

Газета "НГ Религи" | Мониторинг СМИ

Газета "НГ Религи" | Мониторинг СМИ
"Потаенные" церкви Амстердама
17.09.2009

В числе прочих участников я побывал на международном конгрессе в Амстердаме, посвященном 400-летию баптистского движения в Европе. Почти целый день организаторы форума выделили для посещения памятных мест, связанных с деятельностью первых европейских баптистов. Так что эту поездку можно также назвать паломничеством.

Особенное внимание паломников привлекла старейшая меннонитская церковь на улице Сингел, неподалеку от центра города. Бежавшие в начале XVII века из Англии от гонений религиозные диссиденты во главе с бывшим священником Джоном Смитом и юристом Томасом Хэлвисом, недовольные засильем обрядоверия в Англиканской Церкви, ее подчинением королевской власти, встретили здесь родственных по духу верующих. Тесно общаясь с меннонитами, дискутируя с ними и выявив разногласия по некоторым вопросам, беженцы-англичане пришли к баптистским убеждениям. Это был сложный процесс выработки новых подходов к акту крещения, к отношениям между Церковью и государством. Тогда, отринув традицию крещения младенцев, Джон Смит и его единомышленники совершили акт крещения в соответствии с принципом сознательного принятия христианской веры. Таким образом был публично утвержден главный отличительный фактор баптистской вероучительной традиции – принцип сознательного крещения на основе веры и обращения к Христу.

«Та группа беженцев отважилась быть отличной от других, желая стать церковью Иисуса Христа по учению Нового Завета», – отметил, выступая перед гостями конгресса, генеральный секретарь Евангельско-Баптистской Федерации англичанин Тони Пек.

Внешне здание меннонитской церкви ничем не отличается от соседних старинных строений. Вообще в Голландии было много так называемых «шулькеркен», то есть «потаенных» церквей. Верующие оборудовали их на случай гонений, стараясь выбирать неприметные постройки и укромные места.

В таком месте, спрятанном от внешних глаз, обосновались и тогдашние меннониты. Если снаружи о наличии церкви говорит лишь маленькая табличка, то, переступив порог, человек сразу попадает в церковную атмосферу. Узкие сводчатые коридоры ведут посетителя к залу для богослужений. Сразу бросается в глаза высокая кафедра – «ласточкино гнездо». Над ней возносятся трубы старинного органа. В компактном почти квадратном зале громоздятся длинные темно-коричневые скамьи. Стены опоясаны по периметру двумя ярусами деревянных балконов. Там тоже виднеются высокие спинки тяжеловесных сидений.

Покинув меннонитскую «шулькеркен», мы отправились на улицу Баккерстраат. Четыреста лет назад богатый торговец и судовладелец меннонит Ян Мунтер дал здесь приют членам первой баптистской общины, возглавляемой Джоном Смитом. Еще в конце XVI века Мунтер купил жилые квартиры и цех по производству хлебопродуктов у восточно-индийской компании. Благодаря христианскому добросердечию Мунтера первые баптисты смогли жить, работать и совершать богослужения в главной городской пекарне. По своей простоте эти собрания были похожи на богослужения ранних христиан. «После молитвы и чтения одной или двух глав из Библии мы пытаемся понять смысл и утвердиться в нем: для этого мы откладываем все книги, и после торжественной молитвы первого проповедника он обсуждает прочитанный текст и пророчествует на эту тему от четверти до трех четвертей часа», – свидетельствовали современники Джона Смита.

Здесь делегатов конгресса встречали люди, облаченные в одежды XVII века: приталенные камзолы, длинные чулки, деревянные башмаки с блестящими металлическими застежками. Они раздавали всем памятные сувениры: миниатюрные деревянные башмачки с вложенными в них листками. На листках на английском и голландском языках было написано: «Здесь в 1609 году Джон Смит и Томас Хэлвис вместе с другими беженцами от религиозных преследований в Англии основали первую в мире баптистскую церковь».

Неподалеку от Баккерстраат находится площадь Рембрандта. Подойдя ближе, видишь, как бронзовая фигура художника выплывает из-за густо сплетенных деревьев. Многие искусствоведы считают Рембрандта протестантским художником, так как у него много произведений на библейские сюжеты. «Возвращение блудного сына», «Воздвижение Креста» – эти полотна, несомненно, отражают личный духовный опыт художника, опыт искания Бога.

В Амстердамском доме Рембрандта нет его знаменитых картин. Там представлены в основном только гравюры. На многих из них тоже изображены лица и события из Священного Писания.

Излюбленный фон известных полотен художника – темный. Вообще грязно-серый колорит почти повсеместно главенствует в старой части города. Не отсюда ли он перекочевал на картины Рембрандта? На темно-коричневых и серых домах сияют белизной лишь окна. Белоснежные окна, яркая белая разметка дорог – все это создает причудливую игру светлых линий на мрачноватом фоне.

Дух современного Амстердама, вероятно, определяет человек постмодерна. Современный житель голландской столицы не обременяет себя мучительными поисками истины и не устремляется безудержно к стяжанию материальных сверхблаг. Он катит на ржавом велосипеде или на маломерном автомобиле, посиживает в свободное время в кафе. Его не очень-то тревожит падение нравов в современном обществе. И в то же время он с уважением, доброжелательно относится к людям строгой морали, исповедующим возвышенные идеалы.

«Амстердам вправе гордиться тем, что вы избрали наш город для празднования юбилея, – приветствовал участников международного форума мэр города Мартин Кохен. – Первые баптисты, гонимые на родине, в Англии, нашли здесь убежище. В 1609 году, изучая Библию, они убедились, что крещение должно совершаться на основе личной веры и свободного волеизъявления, а Церковь должна быть отделена от государства».

Проблемы религиозной свободы всегда волновали баптистов. Томас Хэлвис, как известно, после возвращения в Англию и написания трактата о свободе выбора веры угодил за решетку и закончил земное поприще в тюремных застенках. Такая же судьба постигла многих последователей Хэлвиса.

Увидеть исторические места и почувствовать себя частицей всемирного братства – ради этого стоило приехать в Амстердам в год 400-летнего юбилея баптизма!

Источник: НГ Религии

Темы этой статьи
 
Похожие статьи
День реформации - 31 октября
31 октября Евангелическо-Лютеранская церковь,а в месте с ней и большинство протестантского мира,празднует День Реформации.Некоторые полагают,что это праздник в честь основания Евангелической Церкви,но это не так. Церковь...
Более 110 церквей участвуют в автопробеге "Беларусь для Христа"
Жители Белараси испытывают в настоящее время большие трудности в связи с инфляцией. Доллар, которые еще в апреле стоил 3100 рублей, теперь уже стоит примерно 9000 рублей. В результате белорусы в три раза стали беднее.Надеемся,...
Генеральная Конференция (Собор) РОСХВЕ
Основные планируемые темы и выступления Генеральной Конференции:- Доклад — отчёт Председателя Союза- Доклады — отчёты первых заместителей Председателя- Доклад — отчёт руководителя Экспертного Совета Союза-...
ДЛЯ БОЖЬЕГО ДЕЛА ДЕНЬГИ ЕСТЬ ВСЕГДА!
Приглашаем Вас на семинар «Божьи финансы для служения», который состоится в Москве 11 и 12 октября. Два дня Джерри Твомбли будет рассказывать о секретах фандрайзинга: как привлечь людей к участию в благотворительных...
Евро-азиатская конференция веры 2011
Дорогие друзья!С большой радостью приглашаем вас на главное событие года для пасторов и служителей церкви — Евро-азиатскую конференцию веры!Мы с нетерпением ждем встречи со всеми вами. В этом году на конференции будет...
Как стать христианином – Христиане.ру