31 октября Евангелическо-Лютеранская церковь, а в месте с ней и большинство протестантского мира, празднует День Реформации. Некоторые полагают, что это праздник в честь основания Евангелической Церкви, но это не так.
Церковь Христова была основана Самим Иисусом, и День Реформации сегодня празднуется не в честь основания, но в честь очищения Церкви от противоречащих Слову Божию и здравому смыслу учений.
Формально днем начала Реформации считается 31 октября 1517 года, когда доктор папского богословия, профессор Виттенбергского университета, монах-августинец Мартин Лютер прибил к воротам виттенбергской церкви 95 тезисов к диспуту о прояснении действенности индульгенций.
Размышляя сегодня о Реформации, о ее роли и необходимости в церкви, мы должны понять то, что ее вызвало. Что исповедует наша община, говоря, что мы реформированные после 16-го века христиане. Апостол Петр в своем 2-м соборном послании призывает учеников: "Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и багоговением". К сожалению, сегодня существует бесчисленное число так называемых "реформатов" и "последователей Реформации", которые, на самом деле, не понимают смысла этого исторически эпохального события, как писал о них тот же Петр: "Что невежды и неутвержденные к собственной погибели превращают, как и прочие, Писания".
Лютер был озабочен вечным христианским вопросом, его задавали ещё Иоанну Предтече: что нам надо делать, чтобы спастись? (Лука 3: 10, 12, 14). Доктор Мартин остро чувствовал, что в понимании спасения в Римско-Католической церкви и в схоластике его времени есть нечто неверное, фальшивое. Цитируя слова, которыми Иисус Христос начал Своё служение: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Матф. 4:17) (тезис 1), Лютер ставит вопрос: что означает призыв к покаянию для нас, христиан, сейчас, в 1517 году?
Покаяние (penitentia) имеет две стороны. Покаяние внешнее - это таинство, состоящее в том, что христианин исповедует грехи священнику, после чего священник объявляет ему об отпущении грехов. Покаяние внутреннее - это процесс, происходящий в глубине души христианина. Так учил Пётр Ломбардский (ум. 1164), схоласт, которого Лютер горячо любил и высоко ценил. Лютер тогда, в 1517 г., не сомневался, что таинство покаяния нужно. Но он обратил внимание, что в момент, когда Христос произнёс эти слова, церкви Нового Завета ещё не было, и, значит, Господь ещё не мог иметь в виду таинство. Он мог иметь в виду только внутреннее покаяние (тезисы 2 - 4). Внутреннее покаяние, если оно искреннее и истинное, обязательно побуждает человека к добрым делам. Эти добрые дела Лютер несколько аффектированно называет "всецелым умерщвлением плоти" (тезис 3).
Итак, вот ответ Лютера: чтобы спастись, христианину никакие внешние дела не нужны. Ему нужно внутреннее покаяние, такое покаяние, которое именно в силу своей подлинности побуждает христианина к делам милосердия.
Всё! К этому ответу Лютер уже ничего не прибавит. Во всех остальных тезисах (с 5-го по 95-й) он будет только лишь спорить с другим ответом на тот же вопрос. Он будет опровергать представление, будто покаяние, спасающее душу, состоит наряду с прочими похвальными делами в покупке индульгенций.
Всякий раз, когда человек вторгается "плотским своим умом" в сферу божественного, возникает недоразумение. Впрочем, как говорит Писание: "Бог поругаем не бывает". Страдает от непонимание Истины лишь сам человек.
Практика индульгенций была ничем иным, как попыткой решить с помощью человеческой логики вопросы церковного строительства. Папа Лев X, движимый несомненно заботой о церкви и её могуществе, но руководствующийся при этом своей логикой человека, развязал так называемые "священные войны" или крестовые походы. Целью которых было отвоевать Иерусалим, находящимся в то время под властью мусульман. Данные походы требовали колоссальных материальных и людских ресурсов.
Практика церковных наказаний или епитемий, которая, на самом деле, была благочестивой практикой процесса освящения верующего, часто носила вид наложения духовным лидером, священником на кающегося верующего обязанности совершить паломничество в то или иное освященное место, во время которого человек должен был усиленно молиться, совершать посты и раздавать милостыни.
С началом крестовых походов лучшей формой паломничества стало участие в походе, которое сулило его участнику полное или значительное прощение грехов. Однако не все могли себе позволить бросить все и, резко изменив свою жизнь, отправиться в Палестину.
Тогда папа стал разрешать не участвовать в походах персонально, но снарядить (купить коня, дорогую амуницию и т.д.) добровольца. Если человек не мог снарядить воина-крестоносца полностью, ему предлагалось купить ему шлем или меч, или более мелкую деталь из его снаряжения. Одновременно с этим появилось "теологическое" оправдание данного действия. Исполняющий таким образом епитимью "отмаливал" не только свои грехи, но и своих близких, в том числе умерших, по учению католической церкви пребывающих в Чистилище.
Одна ложь и не истина обязательно порождают другую, и так до бесконечности.
Церковная община, пусть даже и такая многочисленная, как римско-католическая, забывающая о главенстве Христа и смиренном положении человека перед Богом, рано или поздно приходит к ереси и потере веры.
"Праведный верою жив будет", - провозглашает Евангелие, и Лютер, увлеченный этой фантастической мыслью, постигает самую главную истину Нового Завета - Христос есть центр всего, центр нашей христианской жизни, и личные отношения веры с Ним и есть залог вечной жизни и прощения грехов. А также, что Святое Слово Божие, Библия, и Предание, не противоречащее Ему, есть единственное твердое основание христианской веры. Вот основа идеи лютеровской Реформации, изменившей мир.
Праведный верой жив будет!
Важно только это! В церквях нашего исповедания есть Алтарь, как и в нереформированной католической и православной церквях, есть церковные картины, свечи, облачения; Лютер не выкинул это наследие церкви, но призвал переосмыслить значение всего того, что мы делаем в церквях. Наш Алтарь - это не место, где служит священник, а где Бог вновь и вновь раздает нам Свое Тело, служит нам. Изображения нужны для украшения церкви, а не для посредничества. Свечи - символ, а не залог услышанной молитвы и т.д.
31 октября христианская церковь празднует День Реформации. Но Реформация - не просто историческое событие, но процесс, который должен течь в сердце каждого христианина. "Только Писание" - вот один из главных принципов Реформации, через который Иисус может дать "жизнь и жизнь с избытком".
Да даст нам всем Господь сегодня утвердиться в принципах Его Евангелия и быть истинными домостроителями Его тайн. Аминь.
Пастор Константин Андреев
Источник: www.luther.ru
|
|
|
|
|